Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностная приспособленность учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК, баллов

 

a b c d e f

Учащиеся

00-00 классов

юноши (0 чел.) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
девушки (00 чел.) 0,0 0,0 0,00 0,00 0,00 0,00
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,0 0,0 0,00 0,00 0,00 0,0

Школьники

0-0 классов

юноши (00 чел.) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
девушки (00 чел.) 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00 0,0
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,00 0,00 0,0 0,00 0,0 0,0

 

В отличие от школьников 0-0 классов, учащиеся 00-00 классов МОУ для детей МУК:

- увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, занимая во взаимодействии с окружающими самостоятельную и более активную позицию;

- позитивнее воспринимают отношения между собой и другими членами общества.

- изменяется профессиональное самоопределение, так например если школьники более всего привержены рабочим профессиям, то учащиеся 00-00 классов видят себя в профессиях с более высоким профессиональным статусом;

- лучше контролируют свои субъективные переживания, имеют более позитивный и стеничный эмоциональный фон жизнедеятельности и поведения (юноши).

Можно предположить, что раннее формирование реального профессионального «Я», кристаллизация ролевой структуры «Я – субъект профессиональной деятельности» содействуют расширению границ самосознания развивающейся личности и его адекватному структурированию, задавая при этом и иной – более адекватный и конструктивный – смысловой масштаб восприятия и оценки жизненных проблем.

При этом и учащиеся 00-00 классов и школьники 0-0 классов МОУ для детей МУК обнаруживают примерно одинаковый уровень баланса тенденций враждебности – доброжелательности по отношению к другим людям.

Следует отметить также и сходный характер отношения к существующим в обществе полоролевым стандартам в двух анализируемых подвыборках. Как у учащихся, так и у школьников отмечается своеобразная идентификационная инверсия, выражающаяся в интересе со стороны юношей к традиционно фемининным занятиям и социальным обязанностям и тропизме девушек к маскулинным образцам социального поведения, мышления и эмоционального реагирования. Данный факт, выявившийся в рассматриваемой выборке, может быть понят как локальная проекция глобальной тенденции уменьшения степени поляризации дихотомии «мужское – женское» (в том числе и в сфере профессиональной деятельности). Примечательно, что прошедшие начальную профессиональную подготовку девушки в большей степени, чем их сверстницы-школьницы ориентированы на мужские виды деятельности и социального поведения, обнаруживая, таким образом, большую независимость от социальных стандартов и стереотипов. Это, в свою очередь, существенно расширяет поле профессионального и жизненного самоопределения.

В терминальных ценностях прошедших и не прошедших начальную профессиональную подготовку старшеклассников также имеют место некоторые различия (Табл. 0.0).

В частности, для учащихся 00-00 классов, по сравнению со школьниками 0-0 классов имеют большую личностную значимость такие ценности, как высокое материальное положение (особенно ярко это проявляется у девушек), сохранение собственной индивидуальности, развитие себя. Однако духовное удовлетворение ценится учащимися (0-0 классов) в меньшей степени.

Немаловажную роль играет и фактор пола.

Так, если для обучающихся 00-00 классов в МОУ для детей МУК юношей привлекательность престижных ценностей сравнительно невысока, то для девушек эта категория терминальных ценностей оказывается существенно более личностно значимой, чем для школьниц 0-0 классов. Юноши-учащиеся 00-00 классов (по сравнению с юношами-школьниками 0-0 классов) в большей мере стремятся к сохранению собственной индивидуальности, менее ориентированы на ценности духовного удовлетворения, достижений, активных социальных контактов. Напротив, девушки-учащиеся выше ценят собственный престиж, благоприятное материальное положение, достижения, возможности саморазвития и сохранения индивидуальности.


Таблица 0.0

Ценностные ориентации учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК

Терминальные ценности

Учащиеся 00-00 классов

Школьники 0-0 классов

Юноши (0 чел.) Девушки (00 чел.) S общ. (00 чел.) Юноши (00 чел.) Девушки (00 чел.) S общ. (00 чел.)
Собственный престиж 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Высокое материальное положение 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Креативность 0,00 0,00 0,0 0,0 0,00 0,00
Активные социальные контакты 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Развитие себя 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Достижения 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Духовное удовлетворение 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Сохранение собственной индивидуальности 0,00 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00

 

Неодинаковой оказывается для учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов и ценностно-смысловая значимость основных жизненных сфер (Табл. 0.0). При этом для школьников из всех жизненных сфер наименьшей личностной значимостью обладает сфера профессиональной деятельности.

Выявившиеся различия в содержании ценностно-смыслового слоя самосознания вошедших в экспериментальную выборку старшеклассников нуждаются, по моему мнению, в более глубоком осмыслении с учетом регулирующего влияния самых разнообразных факторов (макросоциальные, гендерные и т.п. переменные). Значение начальной профессиональной подготовки как компонента жизненного опыта развивающейся личности интерпретируется на рассмотренных уровнях анализа весьма неоднозначно.

Более точную информацию о специфике личностного отношения к будущей трудовой деятельности учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК дает анализ ценностной насыщенности сферы профессиональной жизни. Его результаты позволяют говорить о кардинальных различиях ценностно-смысловых проекций на область профессиональной деятельности в двух сопоставляемых группах старшеклассников.

 

Таблица 0.0

Ценностно-смысловая значимость основных жизненных сфер для учащихся 00-00 классов и Школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК, баллов

Жизненные сферы

Учащиеся МОУ для детей МУК

Школьники 0-0 классов

Юноши (0 чел.) Девушки (00 чел.) S общ. (00 чел.) Юноши (00 чел.) Девушки (00 чел.) S общ. (00 чел.)
Сфера профессиональной жизни 0,0 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Сфера обучения и образования 0,0 0 0,00 0,0 0,00 0,00
Сфера семейной жизни 0,0 0,00 0,00 0,0 0 0,00
Сфера общественной жизни 0,0 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00
Сфера увлечений 0,0 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00

 

Для прошедших начальную профессиональную подготовку учащихся характерно смысловое связывание с профессиональной деятельностью всех без исключения рассматриваемых мной просоциальных терминальных ценностей; их уровневые характеристики парциальной личностной значимости расположены в весьма узком диапазоне от 0,0 до 0,0 баллов. При этом лидирующие позиции занимают духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, развитие себя и собственный престиж.

Степень актуализации ценностей регулирующих профессионально ориентированное социальное поведение школьников варьируется в гораздо более широких пределах (от 0,00 до 0,0 баллов), а в качестве смысловых доминант выступают высокое материальное положение и достижения.

Таким образом, отношение к сфере профессиональной деятельности со стороны учащихся МОУ для детей МУК отличается существенно более высоким уровнем ценностного синергизма, а также более актуализационным типом идентификации с выбираемой профессией, отношением к трудовой деятельности как к естественной сфере реализации собственного «Я», стремлением к личностно-опосредствованным формам трудового поведения.

Восприятие профессиональной жизни выпускниками школы носит достаточно отчетливо выраженный прагматичный (до меркантилизма) и деперсонализированный характер, что, в свою очередь, заметно ослабляет их личностную способность осуществления продуктивных профессиональных выборов в условиях постоянно меняющейся социальной ситуации.

По сравнению с рассмотренными выше характеристиками субъективной социально-психологической адаптированности и ценностных ориентаций содержание профессиональных установок двух анализируемых категорий оптантов различается в гораздо меньшей степени (Табл. 0.0).

Уровня статистической достоверности достигают лишь показатели решительности – нерешительности в профессиональном выборе. Более выраженную склонность к решительным действиям в вопросах профессионального самоопределения, а также лучшую информированность о мире профессий обнаруживают учащиеся МОУ для детей МУК (в первую очередь – девушки).

Все остальные различия носят лишь тенденциальный характер, однако сама их направленность оказывается весьма показательной.

 

Таблица 0.0

Профессиональные установки учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК

 

F0 F0 F0 F0 F0

Учащиеся

00-00 классов

юноши (0 чел.) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
девушки (00 чел.) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,0
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Школьники

0-0 классов

юноши (00 чел.) 0,00 0,0 0,00 0,0 0,00
девушки (00 чел.) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

 

Прошедшие допрофессиональную подготовку старшеклассники:

- тяготеют к рациональности и обоснованности профессионального выбора (в противовес импульсивности и неосновательности);

- оптимистичнее воспринимают свое профессиональное будущее;

- выше оценивают свои силы и способности, а также упорство и готовность к преодолению трудностей;

- ориентируются при выборе сферы будущей деятельности на широкий круг референтных источников.

Результаты проведенной оценки психологической эффективности начальной профессиональной подготовки позволяют констатировать наличие личностно-развивающего эффекта анализируемой формы комплексной профориентационной работы. Основная гипотеза эмпирического исследования нашла убедительное подтверждение. При этом наиболее сензитивными к оптимизирующему опосредованному влиянию начальной профессиональной подготовки оказались интраперсональные корреляты социально-психологической адаптированности развивающейся личности и ее ценностно-смысловые проекции на сферу актуальной и перспективной профессиональной деятельности. Позитивные трансформации профессиональных установок оптантов оказались менее выраженными, что свидетельствует о необходимости целенаправленной и фокусированной работы с данной категорией психологических регуляторов трудового поведения старшеклассников.


ГЛАВА 2 Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

 

В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения».

Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время тренинга учащиеся смогут:

- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

- получить информацию о правилах выбора профессии;

- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 0—00-х классов. Состоит из 00 занятий, которые могут проводиться 0—0 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 00—00 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 00—00 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

 

ЗАНЯТИЕ 1

0. Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

0. Знакомство

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

0. Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 0 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

-самая зеленая профессия;

-самая сладкая профессия;

-самая денежная профессия;

-самая волосатая профессия;

-самая детская профессия;

-самая неприличная профессия;

-самая смешная профессия;

-самая общительная профессия;

-самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

0. Игра «Профессия на букву» Командам предлагаются буквы. Задача

участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 0 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

0. Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

 

ЗАНЯТИЕ 2

0. Анкета

Участники заполняют следующую анкету.

Что бы вы хотели получить от тренинга:

-проверить свои способности;

-получить подробную информацию об учебных заведениях;

-определить свои склонности к определенному виду деятельности;

-подробнее узнать о мире профессий;

-получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

-другое.

0. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.

0. Опросник «Как поживаешь?» Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для каждого подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (См. Приложение 0).

Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (00) более важной ценности участникам необходимо прибавить 0, а из начального балла менее важной ценности вычесть 0. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 3

0. Игра «Как здороваются предста­вители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.

Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названиями профессий.

0. Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету (см. Приложение 0).

0. Игра «Ценностные ориентации» Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Перечень стереотипов и ценностных ориентации см. в Приложении 0.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 4

0. Беседа о самооценке и уровне притязаний

0. Диагностика уровня притязаний

Методика «Моторная проба» Шварцландера.

0. Диагностика самооценки. Методика «Моя самооценка». См. Приложение 0.

0. Обработка и обсуждение результатов диагностики самооценки и уровня притязаний

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 5

0. Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

0. Методика «Карта интересов»

0. Обработка и обсуждение результатов

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 6

0. Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову.

0. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 0 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам.

0. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова

0. Обработка и обсуждение результатов

0. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 7

0. Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

0. Тест Голланда по определению типа личности

0. Обработка результатов

0. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»

Участники делятся на 0 группы. Командам надо перечислить и описать про­фессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 8

0. Теоретический блок

Правила выбора профессии

- Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.

- Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

- Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

- Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

- Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

- Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посо­ветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

- При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначаль­ную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

- При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант професси­онального выбора.

- Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

0. Упражнение «Профессия — учебное заведение»

Участники делятся на 0 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести — в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

0. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».

Участники методом «Мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

0. Упражнение «Профессия — медицинские противопоказания»

Ведущий называет профессии, а команды — медицинские противопоказания для данной профессии.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 9

0. Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

- Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

- Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

- Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

- Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

- Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

- Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

- Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

- Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

0. Упражнение «Угадай профессию» Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.

0. Упражнение «Профессия-необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 10

0. Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым (см. Приложение 0).

0. Упражнение «Закодируй профессию»

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой в Приложении 0 схеме. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

0. Теоретический блок

При выборе профессии следует учитывать:

- Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

- Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.

- Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.

0. Анализ по схеме

Участникам предлагаются 0—0 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу — могу — надо).

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 11

0. Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

- название профессии;

- вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуаль­ный);

- предмет и продукт труда;

- знания и умения, необходимые для выполнения работы;

- условия работы;

- медицинские противопоказания;

- требования к человеку;

- пути получения профессии.

0. Упражнение

Каждому участнику предлагается вы­брать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

0. Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

0. Обратная связь

 

ЗАНЯТИЕ 12

Это занятие проходит в форме семинара. Тема: «Учебные заведения».

Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и других учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.

 

ЗАНЯТИЕ 13

0. Теоретический блок

«Устраиваемся на работу по правилам».

Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и

Получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах которые можно использовать при трудоустройстве на работу. Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель прежде всего обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

- Получая анкету для заполнения, спросите 0 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

- Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.

- Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.

- Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только о специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).

- Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы страиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

- Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.

- Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.

- Говорите четко и ясно. Не стиски­вайте руки, не теребите украшения, волосы.

- Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

0. Составление резюме Участники составляют резюме по следующей схеме:

- Ф.И.О.

- Возраст

- Образование

- Желаемая вакансия

- Опыт работы

- Ваши навыки и умения

- Ваши сильные и слабые стороны

0. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Из группы выбираются 0 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.

0. Обратная связь


ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИИ МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК

 

Среди перспективных видов деятельности по профориентации на базе МОУ для детей МУК необходимо отметить процесс интеграции деятельности психолога - профориентатора совместно с методистом по профориентационной работе здесь мне хотелось бы отметить ряд перспективных направлений. К сожалению, на данный момент не все они могут быть реализованы в виду недостаточной материально – технической базы, но необходимо стремиться к изысканию возможностей их реализации.

 

3.1 Рекомендации по организации кабинета профориентации

 

Кабинет профориентации в МОУ для детей МУК является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы.

Его основными задачами являются профессиональное просвещение учащихся, их родителей, формирование у учащихся профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей потребностей района в профессиональных кадрах.

Кабинет участвует в координации профориентационной деятельности педагогических и других работников комбината, оказании им организационной и методической помощи.

Кабинет используется для групповой и индивидуальной работы с учащимися и их родителями методической работы с учителями, проведения занятий по профориентационным курсам; «Человек — труд — профессия», «Самоопределение» и др.

К работе с учащимися привлекаются классные руководители, учителя, мастера производственного обучения, родители учащихся, работники центра занятости.        

 

3.1.1 Основные направления работы кабинета с учащимися и их родителями:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся с использованием современных методов и средств.

- групповые и индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии:

- организация встреч со специалистами службы занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных, учебных заведений, работодателями;

- проведение занятий по профориентационным курсам: «Человек - труд - профессия». «Самоопределение» и др., различных профориентационных мероприятий и профориентацнонных игр и консультаций, тренингов;

- координация профориентационной работы руководителей учебных профилей комбината, мастеров производственного обучения оказание им организационной и методической помощи,

- организация встреч педколлектива с представителями предприятий и организаций, профессиональных учебных заведений, службы занятости;

- проведение тематических бесед, собраний с родителями, заседаний родительского комитета, профориентационных консилиумов.

 

3.1.2 Оформление кабинета

Оформление кабинета следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Он должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики.

Периодически материалы рекомендуется обновлять. Экспозиция кабинета может быть продолжена в рекреационных помещениях, учебных кабинетах, мастерских.

Примерный перечень информационного, учебно-методического, организационного материала, размещаемого в кабинете профориентации.

 

3.1.2.1 Информационный материал:

- сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориен­тации, межшкольном УПК;

- профессиографические описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;

- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией производства.

В этом направлении мной разработано методическое пособие «ПРОФЕССИОГРАММЫ, описание профессий» см. Приложение 0, содержащий профессиографическое описание более 000 профессий.

 

3.1.2.2 В кабинете систематически накапливаются методические материалы, в тот числе:

- рекомендации и методические материалы в помощь учителям, мастерам п/о, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;

- примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии к др.), методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарий профориентационных мероприятий, клубных занятий;

- материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района и города (области);

- литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам «Человек—труд—профессия», «Самоопределение»;

- материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, психофизиологических качеств, ценностных ориентации (анкеты, опросники).

 

3.1.2.3В кабинете целесообразно иметь также материалы по вопросам организации профориентационной работы в школе:

 

- документы директивных органов, органов образования, труда, занятости, территориальных центров профориентации молодежи, межведомственных советов по профориентации и психологической поддержке населения и др.;

- планы профориентационной работы школы, графики индивидуальных и групповых консультаций.

Кабинет оборудуется необходимой мебелью, техническими средствами, в том числе аудио-видео и по возможности, профдиагностическим оборудованием, персональными ЭВМ.

 

3.1.2.4 Примерный перечень тематики стендов кабинета

Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок:

- типы и особенности профессий;

- краткий обзор профессий рабочих и служащих;

- источники информации о мире профессий;

- восемь углов ситуации выбора профессии;

- свойства и особенности характера;

- абсолютная и относительная профессиональная пригодность;

- психологические предпосылки абсолютной и относительной: самореализации.

 Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:

- схема профессиональных учебных заведений региона;

- проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;

- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).

 Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона:

- альбом вакансий;

- права граждан в области занятости, социальные гарантии.

Раздел об увлечениях школьников (техническое творчество, художественное творчество, выставки изделий, изготовленных на уроках труда, на кружковых занятиях).

 

3.2 Внедрение вычислительной техники, ПК

 

При наличии ПК возможно осуществить:

-   Сбор электронной библиотеки - коллекции электронных полнотекстовых изданий по психологии, которая полезна для психологов, преподавателей, студентов интересующихся вопросами психологии и смежных наук. Эта библиотека должна содержать учебную и методическую литературу, тесты.

С помощью коллекции будет возможно подготовить урок, семинарское занятие, коллекция поможет писать доклады, рефераты, конспекты, на высоком профессиональном уровне, расставлять библиографические ссылки в документах. Система интеллектуального контекстного поиска «Следопыт 0.0» позволит ориентироваться в материале и осуществлять поиск, как по названию документа, так и по контексту, вводя запрос в виде предложения.

Комплектация библиотеки может осуществляться по всем перечисленным направлениям профессиональной деятельности кабинета профориентации см. Приложение 0.

-   Внедрение методик компьютерного тестирвания;

-   Внедрение профессиональных мультимедийных профессиографических презентаций на базе программных средств MS Office 0000.

Среди наработок в этом направлении необходимо отметить:

Наличие серверного доступа к уникальному программному обеспечению способному обеспечи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...