Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие факторы роста рентабельности

 

Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.

Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности пред­приятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.

В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучше­нием использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов произ­водственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достига­ется за счет:

• изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответ­ствии с требованиями потребителя;

• обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестои­мости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

• рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и созда­ния товаров рыночной новизны.

Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себе­стоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.

Для повышения эффективности работы предприятия перво­степенное значение имеет выявление резервов увеличения объе­мов производства и реализации, снижения себестоимости про­дукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рента­бельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рис. 3.1).

 

 

 


Рис. 3.1. Классификация факторов, влияющих на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности

 

Примечание: Источник [11, c. 258]

К внешним факторам относятся природные условия, госу­дарственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зави­сят от деятельности предприятий, но могут оказывать значи­тельное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздей­ствуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ре­сурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздей­ствуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использова­ние прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, по­вышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совер­шенствование организации труда и более эффективное исполь­зование финансовых ресурсов и др. [6, с. 270].

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, соци­альные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на се­бестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себе­стоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...