Слушание В.Мурадели «Бухенвальдский набат»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УРОК МУЗЫКИ «Дети – жертвы Холокоста» Архив файлов этого урока в интернете – https://infourok.ru/urok-po-muzike-na-temu-deti-zhertvi-holokosta-klass-1380333.html Если зарегистрироваться на этом сайте (Инфоурок) – появится возможность скачивать представленные файлы, в т ч аудиофайлы, презентации к урокам. В частности, этот план урока предусматривает использование кадров презентации, которая может быть скачана на сайте. Не ошибитесь, т.к. реклама обычно помещает на видном месте кнопку для скачивания браузера, и этого делать не следует.
Цель: Познакомить учащихся через музыку с событиями ВОВ - «Холокост». Планируемые результаты: Предметные: 1. Расширение музыкального и общекультурного кругозора. 2. Учить анализировать услышанную музыку. 3. Познакомить уч-ся с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; 4. Умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических и литературных документов; Метапредметные: 1. Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; 2. Применение знаний для решения поставленных задач. Личностные: 1. Воспитывать толерантность и гуманность к другим; 2. Развивать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир. 3. Научить защищать идеи гуманизма; 4. Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Методы: рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения. Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование: Мультимедиа, презентация 1 по теме “Холокост”, фортепиано, ПК, колонки. Время проведения: 2 урока.
Структура: 1. Орг. момент, распевание 2. Новый материал 3. Слушание «Танго смерти» оркестр Яновского концлагеря (видео)
4. Новый материал 5. Слушание В.Мурадели «Бухенвальдский набат» 6. Пение В.Мурадели «Бухенвальдский набат» 7. Итог. На доске цитаты: Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению. Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ “КОГО-ТО”, ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ. Михаил Гефтер, “Эхо Холокоста” Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь. Пастор Мартин Нимеллер Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности. Судья Роберт X. Джексон, главный американский обвинитель на Нюрнбергском процессе Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. И. Бауэр
Ход урока. 1. Орг. Момент, Распевание. Объявление темы. У: Здравствуйте ребята Д.: Здравствуйте. Распевание «Гамма». (На экране включается Презентация – слайд №1) У: Сегодня мы остановимся на музыке народа, которая в определённый момент, во время В.О.В. имела большое значение. И говорить мы будем о еврейском народе. Существует выражение богоизбранная нация. Кто её избрал и почему? (Рассказ учителя о появлении еврейской нации). (Презентация- слайд №2) По мнению большинства ученых, время этногенеза (формирования) еврейского народа приходится на период между 2—1 тыс. до н. э. Факт существования на данной территории иной цивилизации не оспаривается, тем самым «удревняя» историю евреев. Гораздо большей задачей для многих историков является поиск материальных подтверждений, описанных в истории Храмов.
Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа. Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах). Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам Как можно судить по археологическим данным, представляемым новейшими раскопками и исследованиями, Халдея находилась уже на значительной высоте культурного развития, так что и Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Ханаан уже как человек, обладавший всеми важнейшими элементами культурной жизни, и представлял собой влиятельного главу целого племени. (Презентация – слайд№3) В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама. Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе. Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов, которые с Рейхлином во главе взяли под защиту Талмуд, когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг. Само наименование «Израиль» («богоборец») являет нам: Бог знал, как тяжко ему придется вести этот народ. Господь обещал, что именно в потомках Авраама, Исаака и Иакова благословятся все народы земли. Посему пришлось именно в этом мятежном народе сохранять образец поведения для избранников Божиих. (Презентация – слайд №4)
2. У: Так уж было заведено, что у каждого народа складывалась не только своя история, но и своя культура, обычаи, традиции и даже свои музыкальные инструменты. Если в России например зародились такие инструменты, как гусли, балалайка, ложки. То с еврейским народом был связан инструмент – скрипка. (Прослушивание муз. фрагмента в исполнении еврейской скрипки) «Похоже, скрипка имеет не итальянское, а еврейское происхождение», — считает нью-йоркская скрипачка Моника Хаджетт. В последние десятилетия такая точка зрения получила распространение в музыкальных кругах. Первым идею еврейского происхождения скрипки подал исследователь из Белфаста Роджер Прайор. Он обратил внимание на то, что после изгнания евреев из Испании там не встречается упоминаний о скрипке, однако в это же время инструмент получил широкое распространение в Италии, куда бежала часть испанских евреев. У: Охарактеризуйте прослушанную мелодию Д: Уч-ся дают характеристику прослушанного фрагмента. У: Вы правильно сказали, что скрипка не играла, она пела и пела так печально, будто плакала. У: Кто из вас знает о таком явлении как Холокост? Д: Отвечают. У: Зачитывает цитаты на доске, сопровождающиеся слайдами. (Слайды №5-11) (Слайд №12) Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы не хотим кричать, но мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо, “Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех”. (М. Я. Гефтер). Вот почему именно сейчас, в начале XXI в., когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 000 000 людей. Не для того, чтобы культивировать ненависть к убийцам. Из ненависти ничего хорошего не вырастает. Речь не только о разрушительном зле, но и о добре, которое все-таки может и побеждать.
Мы вместе должны научиться понимать историю Холокоста, чудовищную историю уничтожения. У: - Дайте определение понятию “геноцид”? - Почему произошла эта трагедия? - Почему именно евреи? - Почему так много детей? Д: Отвечают. У: Страшным примером жестокости нацизма была страшная картина в Яновском лагере. (Слайд №16) Вы видите единственную фотографию с изображением этого оркестра. (Показ фильма «Танго смерти» Яновский лагерь) У: Как вы думаете, почему фашисты были беспощадны к детям? Д: Отвечают. У: Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Сегодня я остановлюсь на книге В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в которой рассказывается об отношениях к евреям в Гитлеровской Германии и у нас в Советском Союзе. (Учитель зачитывает отрывок из книги Гл.18) «…В соседнем доме живет девушка из Польши. Она рассказывает, что там убийства идут постоянно, евреев вырезают всех до единого, и евреи сохранились лишь в нескольких гетто –в Варшаве, в Лодзи, Радоме. И когда я все это обдумала, для меня стало совершенно ясно, что нас здесь собрали не для того, чтобы сохранить, как зубров в Беловежской пуще, а для убоя. По плану дойдет и до нас очередь через неделю, две. Но, представь, понимая это, я продолжаю лечить больных и говорю: «Если будете систематически промывать лекарством глаза, то через две-три недели вы здоровеете». Я наблюдаю старика, которому можно будет через полгода- год снять катаракту. Я задаю Юре уроки французского языка, огорчаюсь его неправильному произношению. А тут же немцы, врываясь в гетто, грабят, часовые, развлекаясь, стреляют из -за проволоки в детей, и все новые, новые люди подтверждают, что наша судьба может решиться в любой день. Вот так оно происходит –люди продолжают жить. У нас тут даже недавно была свадьба. Слухи рождаются десятками. То, задыхаясь от радости, сосед сообщает, что наши войска перешли в наступление и немцы бегут. То вдруг рождается слух, что советское правительство и Черчилль предъявили немцам ультиматум, и Гитлер приказал не убивать евреев. То сообщают, что евреев будут обменивать на немецких военнопленных. Оказывается, нигде нет столько надежд, как в гетто. Мир полон событий, и все события, смысл их, причина, всегда одни –спасение евреев. Какое богатство надежды! А источник этих надежд один – жизненный инстинкт, без всякой логики сопротивляющийся страшной необходимости погибнуть нам всем без следа. И вот смотрю и не верю: неужели все мы –приговоренные, ждущие казни? Парикмахеры, сапожники, портные, врачи, печники –все работают. Открылся даже маленький родильный дом, вернее, подобие такого дома. Сохнет белье, идет стирка, готовится обед, дети ходят с 1 сентября в школу, и матери расспрашивают учителей об отметках ребят. Старик Шпильберг отдал в переплет несколько книг. Аля Шперлинг занимается по утрам физкультурой, а перед сном наворачивает волосы на папильотки, ссорится с отцом, требует себе какие-то два летних отреза. И я с утра до ночи занята –
хожу к больным, даю уроки, штопаю, стираю, готовлюсь к зиме, подшиваю вату под осеннее пальто. Я слушаю рассказы о карах, обрушившихся на евреев,–знакомую, жену юрисконсульта, избили до потери сознания за покупку утиного яйца для ребенка; мальчику, сыну провизора Сироты, прострелили плечо, когда он пробовал пролезть под проволокой и достать закатившийся мяч. А потом снова слухи, слухи, слухи. Вот и не слухи. Сегодня немцы угнали восемьдесят молодых мужчин на работы, якобы копать картошку, и некоторые люди радовались – сумеют принести немного картошки для родных. Но я поняла, о какой картошке идет речь.»
(Просмотр фильма «Тихая звёздная ночь») У: Какие концлагеря вы знаете? Д: Ответы У: Бухенвальд — один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии на воротах которого написан лозунг «Каждому свое». С 1937 по 1945 год в лагере было заключено около 250 тысяч человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 тысяч узников. В 1958 году на территории лагеря был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд». Это вдохновило композитора Вано Мурадели и писателя Александра Соболева написать песню «Бухенвальдский набат» Слушание В.Мурадели «Бухенвальдский набат» (Показ слайдов с №17-№24. На фоне песни «Бухенвальдский набат») У: Какой характер передает музыка? Д: Траурный, призывный У: В каком стиле исполняется? Д: Марш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|