На фоне учитель читает стихотворение М. Джалиля «Варворство». Слайд № 25)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (Учитель читает отрывок из книги В.Гроссмана «Жизнь и судьба». Гл.47.) Софья Осиповна шла ровным тяжелым шагом, мальчик держался за ее руку. Другой рукой мальчик ощупывал в кармане спичечную коробку, где в грязной ватке лежала темно-коричневая куколка, недавно, в вагоне, вышедшая из кокона. Рядом шагал, бормоча, слесарь Лазарь Янкелевич, его жена Дебора Самуиловна несла на руках ребенка. За спиной Ревекка Бухман бормотала: «Ой, Боже, ой, Боже, ой. Боже...» Пятой в ряду шла библиотекарша Муся Борисовна. Волосы ее были причесаны, воротничок казался белым. Она в дороге несколько раз отдавала пайку хлеба за полкотелка теплой воды. Эта Муся Борисовна ничего никому не жалела, в вагоне ее считали святой, старухи, знавшие толк в людях, целовали ей платье. Впереди ряд состоял из четырех человек –при отборе офицер вызвал из этого ряда сразу двоих –отца и сына Слепых, на вопрос о профессии они выкрикнули: «Zahnarzt!» [зубной врач (нем.)]. И офицер кивнул: Слепых угадали, выиграли жизнь. Трое оставшихся в ряду шли, болтая руками, их руки оказались не нужны; четвертый шел, приподняв воротник пиджака, заложив руки в карманы, независимой походкой, закинув голову. Впереди, может быть, на четыре-пять рядов выделялся огромный старик в зимней красноармейской шапке. В затылок Софье Осиповне шла Муся Винокур, которой в теплушке исполнилось четырнадцать лет. Смерть! Софья Осиповна услышала музыку. Эту музыку она впервые слышала ребенком, слушала студенткой, молодым врачом; эта музыка всегда волновала живым предчувствием будущего. Музыка обманула ее. У Софьи Осиповны не было будущего, была лишь прожитая жизнь. И чувство своей особой, отдельной, прожитой жизни на миг заслонило перед ней настоящее
–край жизненного обрыва. Самое странное из всех чувств! Оно непередаваемо, им нельзя поделиться с самым близким человеком, женой, матерью, братом, сыном, другом, отцом, оно тайна души, и душа, даже если она страстно этого хочет, не может выдать своей тайны. Человек унесет чувство своей жизни, не разделит его ни с кем. Когда заиграла музыка, Давиду захотелось вынуть из кармана коробочку, на мгновение приоткрыть ее, чтобы куколка не простудилась, и показать ей музыкантов. Но, пройдя несколько шагов, он перестал замечать людей на помосте, лишь зарево в небе и музыка остались. Печальная, могучая мелодия, как чашечку, наполнила его душу до самых краев тоской по матери. Единственной защитой, надеждой его была мать. Он все время непоколебимо и бессмысленно надеялся на нее. Но, может быть, музыка сделала так: он перестал надеяться на маму. Он любил ее, но она была беспомощной и слабой, как те, что шли сейчас рядом с ним. А музыка, сонная, тихая, казалась ему маленькими волнами, он видел их в бреду, когда у него поднималась температура и он сползал с горячей подушки на теплый и влажный песок. Оркестр взвыл, заголосила огромная иссохшая глотка. Темная стена, которая вставала из воды, когда он болел ангиной, теперь нависла над ним, маленький Давид шел к ней своими маленькими ногами. Вокруг была одна лишь музыка, за которую нельзя было спрятаться, за которую нельзя было схватиться, об которую нельзя было разбить себе голову. А куколка,–у ней ни крыльев, ни лапок, ни усиков, ни глаз, она лежит в коробочке, глупая, доверчивая, ждет. Раз еврей – все! Он икал, задыхался. Если б он мог, он бы сам себя задушил. Музыка смолкла. Его маленькие ноги и десятки других маленьких ног торопились, бежали. У него не было мыслей, он не мог ни кричать, ни плакать. Пальцы, мокрые от пота, сжимали в кармане коробочку, но он не помнил уже и о куколке. Одни лишь маленькие ноги шли, шли, спешили, бежали. Если б охвативший его ужас длился еще несколько минут, он упал бы с разорвавшимся сердцем.
Когда музыка прекратилась, Софья Осиповна вытерла слезы и сердито произнесла:–Так, сказал бедняк! Потом она взглянула на лицо мальчика, оно было так ужасно, что даже здесь выделялось своим особым выражением. –Что ты? Что с тобой? – вскрикнула Софья Осиповна и резко дернула его за руку. Мальчик из-за образовавшегося в поворачивавших рядах просвета увидел постройки с распахнутыми дверьми и, не зная почему, вынул из кармана коробочку с куколкой, не простившись с ней, швырнул ее в сторону. Пусть живет!– Капитальные люди немцы,–точно стража могла услышать и оценить его льстивость, сказал шедший впереди. Софья Осиповна, злобно крикнув, споткнулась, упала. Сразу несколько рук схватили ее, помогли подняться. А шедшие сзади напирали, и Давид, оглядываясь, боясь, что его собьют с ног, мельком увидел, как стражники оттаскивают в сторону мужчину. В миг, когда Софья Осиповна пыталась броситься на стражника, она забыла о мальчике. Теперь она снова держала его за руку. Давид увидел, какими ясными, злыми и прекрасными могут быть глаза человека, на долю секунды почуявшего свободу. А в это время первые ряды уже вступили на асфальтированную площадку перед входом в баню, по-новому зазвучали шаги людей, идущих в просторно распахнутые двери. Когда было всё закончено, над маленьким Давидом, над его мамой, над всеми, кто лежал бездыханно, летела белая, чистая как души этих людей – бабочка.
У: Что такое холокост? (Слайд № 26) Д: Преследование и массовое уничтожение евреев, цыган, инвалидов У: Что означает геноцид? (Слайд № 27) Д: Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам У: В наше время встречаются подобные явления (Слайд № 28, 29) Д: Ответ У: Мы не должны забывать о таких событиях, не должны повторять ошибок истории. Будьте терпимы к недостаткам других и уважайте окружающих. (Слайд № 30-31) Спасибо за урок. До свидания. Список литературы 1. http://www.holocf.ru/ 2. http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm 3. http://jhistory.nfurman.com/lessons10.htm 4. http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост 6. http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/311/2 7. http://www.holocaust-education.net/explore.asp?langid=3&submenu=200 8. http://www.urokiistorii.ru/history/people/3352 9. http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/camps/eastern-europe/kaiserwald/ 10. Энциклопедия основных понятий – Катастрофа, Холокост 11. http://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/encyclopedia/index.asp 12. Дети в гетто- http://ghetto.galim.org.il/rus/ 13. " Три куклы"- полное учебное пособие 14. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/three_dolls.asp 15. Портал образования - русский сайт Яд-Вашема - планы уроков и ресурсы. 16. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp. 17. "Семейный альбом" - Шоа и война в жизни еврейских семей - рассказы, фотографии и планы уроков 18. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/families/index.asp.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|