Страх как психологическая категория
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
Москва год
Введение
В нашем сложном современном мире многие предметы и явления вызывают у детей страх. С самого рождения ребенок начинает чего-то бояться: громких звуков, новых людей и игрушек, темноты, одиночества и т.д. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив и чувствителен к внешним воздействиям и тем менее он способен осознать причину своего страха под их влиянием и преодолеть ее. Становясь старше, ребенок все больше и больше познает окружающий мир, который видится ему огромным и неизвестным. Отнюдь не всегда действия взрослых и общества способствуют гармоничному психическому развитию ребенка, запугивая его несуществующими Бабками Ежками и обеспечивая часто не благоприятную средовую атмосферу вокруг ребенка. Беззащитный и впечатлительный ребенок не может еще противостоять всем негативным сторонам окружающей его жизни и в дальнейшем, оставаясь один на один со своими страхами и тревожностью, не знает, как справляться с ними. Одним из распространенных страхов в дошкольном возрасте является страх одиночества. Чувство незащищенности и опасности, которое испытывает ребенок, находясь наедине со своими часто вымышленными страхами, может вселить в сознание и душу малыша тревогу и настоящий страх, что в дальнейшем способно воспрепятствовать спокойному и успешному развитию личности ребенка в целом. Чтобы избежать этого, необходимо предотвращать возможное появление страхов у ребенка, в том числе и страха одиночества, своевременно помогать ему справляться с уже появившимися страхами и учить различать реальную и выдуманную опасность.
Таким образом, проблема моей научно-исследовательской работы: страх как важная проблема, которую следует изучать и находить пути ее разрешения. Целью исследования является определение условий преодоления страха одиночества у детей 4-х лет. Объект исследования - страх одиночества, предмет - условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет. Гипотеза исследования такова: условиями преодоления страха одиночества у детей 4-х лет являются: обеспечение благоприятной и доверительной атмосферы в среде, окружающей ребенка; личностные беседы с ребенком; ограничение новых впечатлений в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка. Задачи исследования: рассмотреть понятия страха и страха одиночества в психологии; выявить особенности страха у детей 4-х лет; определить условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет. При исследовании данной проблемы были использованы следующие методы: теоретический анализ, беседа с детьми, анализ эмпирического материала.
Теоретические аспекты преодоления страха одиночества у детей 4-х лет Страх как психологическая категория
Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.
По мнению психолога Изарда К., страх зарождается из определенных вполне специфичных физиологических изменений, специфичного переживания, вытекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, как и у животных, ощущение угрозы или опасности связано с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх - это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Возможность физического повреждения уже не представляет собой для большинства людей угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Теперь гораздо чаще люди боятся душевной боли, психологических травм. Это происходит в результате переотождествления человеком себя с внутренним «Я», которое раньше был связан с физическим телом. Чувство неуверенности в своих силах, в возможности защитить себя при опасности является одой из базовых причин страха. Томкинс выделяет среди причин страха драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Драйвы - это мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма (голод, жажда, усталость). По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. В силу сходства нейрофизиологических механизмов испуга возбуждения с механизмами страха, первые часто являются активаторами последнего. Кроме того, по мнению Томкинса, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоции, и это может усиливать страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека. Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Так, например, страх может быть вызван мысленным образом объекта, воспоминанием об определенном объекте.
Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога - это переживание неопределенной угрозы, чувство неясной опасности. Страх же возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Состояние беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение нежности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества. Как правило, психологи зачисляют страх в разряд «отрицательных эмоций», так как он может мешать человеку, парализуя и тем самым, ограничивая его деятельность. Но страх может помогать мобилизовывать внутренние силы в трудных жизненных ситуациях, что дает человеку подняться на новую ступень понимания сложной ситуации и осознания своей роли в ней. Как реакция на возможную или реальную угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную роль. Кроме того, после преодоления страха у человека повышается уверенность в себе, появляются новые знания об окружающем мире и своеобразный «иммунитет» на те или иные объекты и ситуации. Начиная с первобытных людей, страх существовал всегда, изменяясь и эволюционируя во времени. Первобытному человеку был свойственен страх природы. Позже, с развитием сознания и общественных отношений, людям становится присущ социальный страх: страх одиночества, потери близких… В отличие от естественных, или природных страхов, социальные страхи приобретаются путем наущения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.
По мнению психолога А.И. Захарова, природные страхи основаны на инстинкте самосохранения - это страх смерти, чудовищ, животных, неожиданных звуков, падения, незнакомых людей, изменений в окружающей обстановке (переезд), засыпания и сна (ночные кошмары), темноты, воды, огня, замкнутых пространств, боли, врачей и т.п. Социальные страхи отражают отношения личности человека с его окружением - страх насилия, осуждения, наказания, одиночества и т.п. Эти страхи тоже основаны на инстинкте самосохранения, но не прямо, а опосредованно. Как считает немецкий психолог Риман Ф., такие социальные страхи, как страх одиночества, потери близкого связаны с глубинным переживанием человека утраты единства, целостности и безопасности своего "Я". Такие люди (депрессивные личности) очень зависимы от других, они готовы отказаться от себя, от своих ценностей только ради того, чтобы рядом был близкий человек. Страх перед становлением "Я", перед индивидуализацией Риман рассматривает как общеизвестный страх одиночества. Процесс индивидуализации означает попытку спастись от поглощающей всеобщности и возвыситься над нею. Страх перед потерей своего «Я» имеет много форм выражения. Чем больше развивается цивилизация, тем больше становится объектов, способных реально или нет причинить вред «Я», пусть и опосредованно (через физическую боль, через тяжелые потрясения и т.д.). Страх делает человека слабым, беззащитным, но преодоление его - сильным и самодостаточным. Как для развития мышления и речи нужны препятствия, чтобы заставить обратить внимание на проблему и думать над дальнейшими действиями по ее разрешению, так и в жизненных ситуациях страх вынуждает акцентировать внимание на новом, еще не пройденном и не познанном. В восприятии страха и попытке его преодолеть выявляются новые возможности каждого человека. Преодоление страха - это победа, которая делает нас сильнее, каждое уклонение от борьбы - это поражение, которое ослабляет и уязвляет нас. Нужно стремиться к тому, чтобы страх играл роль стабильного фундамента развития личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|