Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
Многие страхи в дошкольном возрасте связаны с тем, что взрослые не дают ребенку возможности выразить себя, реализовать свои возможности и побуждения. Взрослые или чересчур опекают ребенка своей заботой, делая все за него, или повреждают зачатки появляющейся самостоятельности своими порицаниями и запугиваниями. В результате чего ребенок так и не узнаёт, что он вполне самодостаточен и может сам справляться с частью своих проблем. Если новые шаги в познании окружающего мира не поддерживаются одобрением взрослого, у ребенка не формируется уверенности, как в себе, так и в мире. В сознании ребенка мир предстает большим, страшным и непобедимым, и развиваться в нем можно, только находясь рядом с взрослым. Отчасти так и есть, но если не позволять ребенку ошибаться, падать и набивать себе шишки, личность ребенка не будет пропитана живыми, внутренними знаниями о мире и о себе, своих возможностях и слабостях. Таким образом, в неспособности ребенка справляться в будущем с воздействиями окружающего мира и, в частности страхами, значительную роль играет установка и отношение взрослого к ребенку, как слабому и крайне беззащитному существу. Без внутренней уверенности в том, что следующий, хоть и неизвестный и возможно, опасный, шаг, может быть преодолен, у ребенка, во-первых, будет формироваться в корне неверное представление о себе и о мире, и, во-вторых, личность ребенка будет слабой и зависимой от внешнего помощника. Взрослый может помочь себе самостоятельно справиться со страхом: продумать ситуацию, распознать и изучить факторы, вызывающие страх, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь. Всеми этими свойствами ребенок еще не располагает. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект своего страха, он внутренне беспомощен и не знает, как долго это может продлиться и что вообще случилось. Поэтому одними из важных условий преодоления любого страха, в том числе и страха одиночества, являются:
стремление взрослого не усугублять протекание внутренних процессов в ребенке, связанных с переживанием страха, стремление дать понять ребенку, что любой страх можно преодолеть, что не все страхи на самом деле «страшные», стремление направлять мысль ребенка не от страха, а, наоборот, к страху, чтобы взглянуть ему «в глаза» и обезоружить его. Известно, что страхи темноты и одиночества у детей появляются чаще и достигают болезненной остроты, если их матери беспокойны и тревожны. Дети улавливают беспокойство матери, воспринимают его как обоснованное (ведь мать для малыша высший авторитет) и пытаются вычислить, что же тревожит мать. Детский страх здесь - воплощение воспринятой и переосмысленной ребенком тревоги матери. Дети, растущие среди многих взрослых, особенно взрослых женщин, чаще испытывают интенсивные страхи темноты и одиночества, чем дети, у которых есть постоянная детская компания. Это связано с тем, что ребенок очень чувствителен и восприимчив к окружающей его атмосфере, в особенности к напряженной. Улавливая по неволи переживания и волнения взрослых, ребенок попадает в сеть теперь еще и своих тревог и страхов, не умея обуздывать и справляться с ними. Детские страхи можно устранить или уменьшить путем общей гармонизации жизни в семье. В 3-4 года ребенок, как и в младенчестве, боится потерять, прежде всего, мать. Поэтому в таком возрасте детям необходимо чувствовать в любом случае, при любых обстоятельствах поддержку, любовь и признание. По мнению психолога А.И. Захарова, профилактикой и преодолением страхов у детей являются следующие условия:
никогда нельзя пугать ребенка чудовищами в качестве кары за якобы неправильное поведение; избегать чрезмерно устрашающих рассказов и сказок, перевозбуждения ребенка, особенно перед сном; избегать выяснений отношений и конфликтов в присутствии ребенка. Параллельно с обеспечением необходимых условий для предотвращения и преодоления появившихся страхов, психолог Крушельницкая предлагает преодолевать страх с помощью игр, сказочных историй, любимых игрушек. Часто ребенку легче остаться одному, если с ним оставить любимую игрушку. Такую игрушку дети лет до 4-5 воспринимают как живое существо, товарища. С ним они не так одиноки. Можно дать ребенку игрушку, которая тоже якобы боится темноты, одиночества и предложить успокоить ее, помочь не бояться. Сюжеты игры или истории должны соответствовать проблеме ребенка, переживания персонажей - быть созвучны переживаниям ребенка. Психолог Филипповская считает, что за типичными страхами, которые на детском языке называются страхом темноты, Бабы Яги, Кощея и т.п., скрывается боязнь одиночества, утраты, зла, смерти… Существует также такой страх, который страшно потерять. Это страх обидеть друга, осудить, сделать больно… Филипповская предлагает справляться со страхом одиночества, который вызывают необузданные фантазии ребенка, следующими способами: превратить «страшилку» в «смешинку» (нарисовать у Бабы Яги не одну, а десять бородавок); пожалеть «страшилку»; помочь другому трусишке, который меньше ребенка, слабее, пугливее его (щенку, птенцу, цветочку); изобразить на листе бумаге свой страх побежденным. Фромм А., Гордон Т. считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем. Мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел его преодолеть. Надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его. Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей. Таким образом, еще одним условием преодоления страхов и, в частности, страха одиночества, являются доверительные отношения между ребенком и взрослым, личностные беседы, в которых ребенок открывает свою душу, обнажает страхи и встречает доброжелательную и искреннюю поддержку со стороны взрослого. Следующим, не менее важным условием предотвращения и преодоления страха одиночества является разумное ограничение новых впечатлений в жизни ребенка. Новые игрушки, новые знакомые, яркие зрелища и даже безобидный Дед Мороз с подарками могут очень напугать ребенка. Чувствительность и неокрепшая нервная система маленького ребенка еще не позволяют ему адекватно принимать новые явления и объекты в свой мир. Кроме того, доминирующим способом восприятия всего вокруг для ребенка является эмоционально-чувственный способ, так как у ребенка еще нет сложившейся и полной картины об окружающем мире, аналитическое мышление и самоконтроль находятся в зачаточном состоянии. Кто, как не дети, лучше и четче чувствует все психологические, глубокодушевные колебания своих близких и даже посторонних людей! Новый человек в жизни ребенка, даже добрый и дружелюбный Дед Мороз, не смогут обмануть своей игрой настроения, если ребенок чувствует негатив и напряжение.
Выбирая для покупки новую игрушку или новый мультфильм, нужно всегда помнить об особенностях психики ребенка, его предпочтениях и настроении в данный момент времени. Родители часто забывают о маленьких нюансах, когда-либо причинивших ребенку даже незначительный вред. Ребенок еще не может воспринимать частично окружающий мир и его составляющие; если ребенок радуется, то он радуется всем своим существом, если он испугался, то всеми клеточками своей души и мозга. Всегда следует помнить об этом и стараться предвидеть реакции ребенка на те или иные раздражители. Если ребенок дико боится одиночества, отказывается спать один, закатывает истерики, родителям следует вспомнить, какие события или случайности могли так напугать ребенка: возможно, это вечерняя ссора в семье, после которой впечатленный и возбужденный ребенок не мог успокоиться и заснуть; просмотренный на ночь мультфильм с грозными персонажами (Бабка Ежка, например). Кроме того, причиной боязни темноты и одиночества может служить уединение ребенка со своими фантазиями, страхи от которых он переносит на окружающие его предметы в темноте: эти предметы оживают в сознании ребенка и начинают свою жизнедеятельность, часто якобы угрожая безопасности ребенка. Не следует забывать, что у маленького ребенка есть подсознание, заполненное различными нереализованными желаниями, чувствами, эмоциями (гнев, страх, обида и др.), которые в повседневной и активной жизни ребенка часто не находят ни места, ни времени, ни возможности для своего выхода. Происходит «запечатывание» значительного количества психической энергии, ее «застаивание», в результате чего становится сложнее и сложнее с взрослением ребенка освободить ее из-под масок тревожности и страхов. Таким образом, через участие в жизни ребенка, после погружения в мир его фантазий и переживаний, можно помочь ему, успешно вернуть себе покой и безмятежную радость. Условиями такого «очищения» от одного из самых сильных страхов в жизни любого человека и, конечно же, ребенка, - страха одиночества - являются: обеспечение благоприятной и доверительной атмосферы в среде, окружающей ребенка; личностные беседы с ребенком; ограничение новых впечатлений в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
Экспериментальная работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|