Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ежегодный дополнительный отпуск

 

В установленных ТК РФ и другими федеральными законами случаях работникам помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Дополнительный оплачиваемый отпуск – это трудовой отпуск, предоставляемый отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективным договором или локальными нормативными актами. Он не носит всеобщего характера. Он предоставляется работникам сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и присоединяется к основному[33]. Дополнительные оплачиваемые отпуска различаются по их продолжительности, а также по основаниям возникновения и порядку предоставления.

Дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством, названы в ст. 116 ТК РФ. Это отпуска, предоставляемые работникам:

- занятым на работах с вредными или опасными условиями труда;

- имеющим особый характер работы;

- с ненормированным рабочим днем;

- работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

- в других случаях, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 117 ТК РФ) предоставляется с целью хотя бы частичной компенсации негативного влияния, оказываемого на работника вредным производственным фактором. Такие отпуска предоставляются работнику, помимо основного отпуска, во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). В зависимости от профессии, продолжительность дополнительного отпуска в Списке колеблется от 6 до 36 рабочих дней.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень категорий работников, которым устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная его продолжительность и условия предоставления определяются нормативными актами Правительства РФ[34].

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется с целью компенсации нагрузки сверх установленной продолжительности рабочего времени (ст.ст. 101, 119 ТКРФ).

Так, согласно ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день представляет собой работу за пределами установленной для работников продолжительности рабочего времени. Так, отдельные категории работников, за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций. Ненормированный рабочий день может устанавливаться некоторым работникам, труд которых связан с особым характером и спецификой выполняемой функции. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Работа в таких условиях компенсируется предоставлением работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

До вступления в силу Федерального закона от 30.06.06 года № 90-ФЗ в случае, когда отпуск за ненормированный рабочий день не предоставлялся, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени работнику с его письменного согласия оплачивалась как за сверхурочную работу. С 6 октября 2006 года законодатель исключил такую возможность[35].

Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, присоединяется к ежегодному основному оплачиваемому отпуску (в том числе удлиненному), а также к другим ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников с ненормированным рабочим днем не может быть менее трех календарных дней. Для организаций, финансируемых из бюджета, порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для этой категории работников определяются следующими правилами:

1) для организаций, финансируемых из федерального бюджета, - Правительством РФ;

2) для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органом власти субъекта РФ;

3) для организаций, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Другие организации решают этот вопрос самостоятельно с учетом наличия собственных средств[36].

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884 утверждены Правила предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета[37].

Дополнительный отпуск работникам Севера предусмотрен ст. 321 ТК РФ и ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[38]».

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней, предоставляемый работникам тех районов Севера, которые не относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, предусмотрен ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1. И хотя Трудовой кодекс РФ дополнительного отпуска этим категориям работников не устанавливает, отпуск должен предоставляться, поскольку ст. 116 ТК РФ допускает возможность установления дополнительных отпусков иными федеральными законами. В связи с тем что Трудовым кодексом РФ дополнительный отпуск для работников районов Севера, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки и которые не относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним, не предусмотрен, у работодателей возникает вопрос о том, не противоречит ли ст. 14 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 ТК РФ и, следовательно, подлежит ли она применению?

Действительно, Трудовой кодекс РФ такой отпуск не устанавливает, однако в ст. 116 ТК РФ указано, что дополнительные отпуска могут также предоставляться в случаях, предусмотренных иными федеральными законами (каковым и является Закон от 19 февраля 1993 г. № 4520-1).

Трудовое законодательство не содержит норм, которые бы регулировали вопрос исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск работникам Севера. Поэтому, по моему мнению, при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск работникам Севера, следует руководствоваться положениями ч. 1 и 2 ст. 121 ТК РФ, то есть должен применяется порядок, аналогичный порядку исчисления стажа работы, дающего право на основной отпуск.

При этом в стаж работы включаются только те периоды времени, в которые трудовым договором предусматривалась обязанность работника выполнять определенную трудовую функцию в районах Крайнего Севера, местностях, к ним приравненных, или в иных районах Севера, где установлены районный коэффициент или процентная надбавка.

Дополнительные отпуска работникам Севера предоставляются только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Часть 2 ст. 321 ТК РФ, согласно которой общая продолжительность ежегодного отпуска работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях, лишь еще раз подчеркивает правило ч. 2 ст. 286 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 286 ТК РФ если на работе по совместительству продолжительность ежегодного отпуска меньше, чем продолжительность отпуска по основной работе, то работающему по совместительству по его просьбе предоставляется отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности[39].

Иногда утверждают, что на дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 321 ТК РФ, ч. 1 ст. 287 ТК РФ не распространяется, поскольку отпуска не относятся к гарантиям и компенсациям. Но это не так. Исходя из формулировки ч. 1 ст. 164 ТК РФ, устанавливающей понятие гарантий, дополнительные отпуска работникам Севера вполне могут быть отнесены к гарантиям.

Часть 1 ст. 116 ТК РФ предусматривает, что дополнительные отпуска, за исключением предусмотренных выше, предоставляются работникам и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, отпуска, предоставляемые лицам, подвергшимся или подвергающимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в других случаях (Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС[40]").

Кроме дополнительных отпусков, имеющих компенсационное и защитное назначение, трудовое законодательство предусматривает ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска стимулирующего характера, например за выслугу лет на определенных должностях, за длительный стаж работы в одной и той же организации. Таким образом, в зависимости от конкретной категории работников, назначение дополнительного отпуска разное. Одни имеют целью компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе выполнения трудовых обязанностей, другие — стимулировать длительную работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за выслугу лет предусмотрены:

1) за стаж службы в качестве прокурора или следователя, научного или педагогического работника системы прокуратуры РФ (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации[41]");

2) государственным гражданским служащим (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации[42]");

3) с учетом стажа работы судьям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации[43]").

Со стажем непрерывной работы связано право на длительный отпуск педагогических работников.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (см. ст. 335 ТК, а также Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года[44]).

Если какими-либо нормативными актами, принятыми до введения в действие ТК РФ, кроме федеральных законов, предусмотрены дополнительные отпуска, которые не подпадают ни под одно из оснований предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных ч. 1 ст. 116 ТК РФ (вредные или опасные условия труда, особый характер работы, ненормированный рабочий день и т. д.), то такие дополнительные отпуска в настоящее время работодатели предоставлять не обязаны.

Так, например, решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-353 был признан незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» в части установления дополнительного отпуска за многосменный режим работы, решение в этой части оставлено без изменений[45].

Решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-595 признан незаконным и недействующим п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 «О неотложных мерах по ускорению погрузки и разгрузки судов и вагонов и закреплению кадров в портах Министерства морского флота», которым были установлены дополнительные отпуска работникам (за непрерывный стаж работы) портов морского флота, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Решение оставлено без изменения[46].

Как указали суды в рассматриваемых ситуациях, ст. 116 ТК РФ не предусматривает таких видов дополнительных отпусков, как дополнительный отпуск за многосменный режим работы или дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы, а поэтому п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 и п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 (в части установления дополнительного отпуска) противоречат ТК РФ и, следовательно, применяться не могут.

Вместе с тем имеются убедительные доводы и в пользу иного решения.

Перечень дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренный статьей 116 ТК РФ, не носит исчерпывающего характера. Перечисляя эти отпуска, данная статья указывает, что дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно же статье 423 ТК РФ, изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов[47]. Поэтому можно сделать вывод, что дополнительные отпуска, предоставляемые на основании постановлений Правительства СССР, в частности дополнительные отпуска за многосменный режим работы, должны применяться впредь до принятия соответствующих федеральных законов.

Во избежание неоднозначных решений при применении нормативных правовых актов в сфере труда необходимо провести их инвентаризацию и отменить в кратчайшие сроки все акты, утратившие силу в связи с введением в действие ТК РФ.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать оплачиваемые дополнительные отпуска для работников (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Хотя ч. 2 ст. 116 ТК РФ прямо этого не предусматривает, дополнительные отпуска могут быть установлены не только коллективным договором или локальным нормативным актом, но и, например, трудовым договором или соглашением (ст. 9 ТК РФ).

При предоставлении работникам дополнительных отпусков, которые установлены соглашением, коллективным, трудовым договорами, локальными нормативными актами, следует иметь в виду, что затраты работодателя на оплату таких отпусков не могут учитываться в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК - РФ), п. 24 ст. 270 НК РФ[48]).

Обращу внимание на то, что к расходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не могут быть отнесены затраты не только на предоставление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, но и на оплату удлиненных основных отпусков, не предусмотренных трудовым законодательством. Если, например, в организации всем работникам по коллективному договору предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день, то затраты организации на оплату трех дней этого отпуска не будут учтены в расходах по налогу на прибыль.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику один раз не в календарном, а в рабочем году, который исчисляется с момента заключения трудового договора. Поэтому у каждого работника организации рабочий год индивидуален. Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый стаж.

В связи с возникновением споров, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что право на такие отпуска имеют работники, перечисленные в ч. 1 ст. 116 Кодекса, а также другие категории работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК). При этом следует иметь в виду, что положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не могут применяться судом, поскольку в силу ст. 5 и 8 Кодекса такие условия являются недействительными (п. 58)[49].

Основной проблемой в регулировании ежегодный оплачиваемых отпусков является многочисленность и разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений. Помимо ТК РФ существует множество источников, регулирующих различные виды отпусков. Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках. Я считаю, что нужно систематизировать все законодательство об отпусках и принять единый федеральный закон о видах отпусков и порядке их предоставления.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...