Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема III. Инстинктивное удовлетворение потребностей




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА

курса лекций и семинарских занятий

по общей психологии

РАЗДЕЛ

"ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ"

(для дневного отделения)

 

 

Программа составлена доц. О.В. Гордеевой.

 

 

Москва – 2017

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. В "Программе" приводятся номера страниц именно по данному изданию, но указанные работы можно найти и в другом издании: Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «ЧеРо», 2002.

Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб.: "Питер", 2006. (Серия "Хрестоматия по психологии"). В "Программе" приводятся номера страниц по данному изданию, но указанные работы можно найти и в других изданиях: Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса и Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1984 или любой другой год издания.

В разделах литературы к семинару в скобках указаны номера вопросов, к которым относится предлагаемая литература.

ТЕМА I. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Психологическое строение деятельности. Потребности как внутренняя основа процессов мотивации. Потребность и нужда. Физиология и психология потребностей.

2. Потребность и мотив. Опредмечивание как механизм онтогенетического развития мотивации. Распредмечивание. Импринтинг и обусловливание. Иерархическая организация мотивационной сферы человека. Функции мотивов.

3. Мотивы и цели деятельности. Механизм сдвига мотива на цель. Функциональная автономия мотивов.

4. Типы классификаций мотивов. Мотивация внешняя и внутренняя, актуальная и потенциальная, реактивная и проактивная, дефицитарная и бытийная, предметная и функциональная, осознаваемые и неосознаваемые. Мотивационные образования.

5. Мотивы и сознание. Мотив и мотивировка. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.

6. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йеркса-Додсона.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое нужда и потребность, чем они отличаются друг от друга? 2. На каких уровнях может происходить удовлетворение потребности?3. Что такое мотив и каковы его функции? Примеры смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, по Леонтьеву. 4. Что такое опредмечивание и распредмечивание потребности? Какие существуют виды опредмечивания у животных? 5. Что такое «полимотивированность деятельности»? Примеры. 6. Как соотносятся мотивы и цели, в каких случаях они совпадают? 7. Что такое механизм "сдвига мотива на цель"? Примеры. 8. Должен ли мотив осознаваться, чтобы действовать? Приведите примеры неосознанных мотивов. 9. Пути осознания мотивов (три варианта)? Что такое «мотивировка»? 10. Что такое поисковое поведение, каковы его признаки? Примеры поискового поведения. 11. Что такое «функциональная потребность»? Какой новый вид функциональных потребностей появляется у человека? (примеры). 12. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Примеры. 13. Что такое мотивация внешняя и внутренняя, актуальная и потенциальная, реактивная и проактивная, дефицитарная и бытийная? 14. Виды мотивационных образований (примеры).

Литература:

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. С. 47-62 (2, 3, 4, 5), 169-181 (3), 459-461 (6).

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. С.39-46 (1), 52-58 (1), 175-183 (4).

 

Тема II. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ

1. Специфика потребностно-мотивационной сферы человека в отличие от животных.

2. Развитие мотивационной сферы человека в онтогенезе (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Ведущая деятельность. Иерархия мотивов. «Первое» и «второе» рождение личности, феномен "горькой конфеты". Функциональная автономия мотивов (Олпорт). Конфликты мотивов, их виды (Левин).

3. Органические и надорганические потребности человека; принцип гомеостаза и надситуативная активность личности.

4. Общая характеристика волевых процессов. Функции воли. Механизмы воли. Воля как активность. Воля как функция иерархии мотивов. Структура волевого акта. Когнитивные компоненты волевого акта.

Контрольные вопросы:

1. Какова специфика человеческих потребностей по сравнению с потребностями животных. 2. Как организована мотивационная сфера у человека по сравнению с животными? 3. В какие моменты развития личности меняется структура мотивационной сферы? 4. В чем заключается феномен «горькой конфеты» и о чем свидетельствует его появление у ребенка? 5. Что такое воля? 6. Каковы функции воли? 7. Каковы механизмы воли? 8. Что такое «надситуативная активность»? Примеры. Примеры надситуативной активности в деятельности психолога-практика. 9. Что такое «идеаторный характер человеческих потребностей»? Примеры. 10. Представления Д.Б.Эльконина о развитии мотивационной сферы в онтогенезе.

Литература:

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. С. 47-62 (1, 2), 245-246 (2), 169-181 (2), 357-361 (2).

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 166-167 (1).

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. "Вопросы психологии". 1971. №4.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., «Юрайт», любой год издания. Глава 5, п.5.2. («Воля») (4).

ТЕМА III. ИНСТИНКТИВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Определение инстинкта. Эволюционное значение инстинкта.

2. Строение инстинктивного поведения. Характеристики инстинктивных актов.

3. Инстинкт и научение. Участие психики в построении инстинктивного поведения.

4. Развитие инстинкта в филогенезе. Инстинкт и фазы поведения. Виды инстинктивного поведения. Наличие инстинктивных компонентов поведения у человека как дискуссионная проблема.

6. Мотивационное научение и его виды - импринтинг и обусловливание. Эволюция импринтинга. Обусловливание: виды, механизм эмоционального переключения, роль познания в обусловливании. Специфика обусловливания у человека, мотивационное опосредование.

Контрольные вопросы:

1. Что такое инстинкт (в его классической форме)? 2. Зачем появился инстинкт в ходе эволюции? 3. Что является «единицами» инстинктивного поведения и каковы их характеристики? 4. Специфика инстинктивных целей. 5. Какие компоненты инстинктивного поведения являются полностью врожденными, а какие формируются прижизненно? 6. Каковы основные направления развития инстинкта в филогенезе? Как видоизменялись в эволюции различные компоненты механизма инстинкта? 7. Что такое цепеобразный инстинкт? 8. Что такое разветвляющийся инстинкт? 9. В какой форме инстинкт сохраняется у человека? Как связаны инстинкт и эмоция, согласно В.К. Вилюнасу? 10. Каковы основные формы мотивационного научения? 11. Что такое мотивационная перестройка? 12. Каковы характеристики и механизмы импринтинга? Как в случае импринтинга наследственность контролирует процесс мотивационного научения? 13. Что такое обусловливание как форма мотивационного научения? 14. Что такое эмоциональное переключение и какова его роль в обусловливании? 15. Поведенческая, физиологическая и психологическая интерпретация обусловливания. Почему обусловливание считается одним из механизмов развития мотивации? 16. Что такое вторичное обусловливание? 17. Феномен эмоционального переключения и объяснение его механизмов. 18. Как объяснить различие в реакциях на участие в опытах с самораздражением? 19. В чем заключается избирательность обусловливания? Роль познания в обусловливании. 20 Подражание как вид мотивационного научения: определение, виды, механизмы. 21. Инстинкт и фазы поведения. 22. Каков механизм аффекта, с точки зрения В.К.Вилюнасу? 23. Мотивационное опосредование. 24. Специфика обусловливания у человека.

Литература:

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. С. 91-153, 162-165, 291-313.

 

ТЕМА IV. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

1. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.

Решение проблемы побуждения в классическом бихевиоризме. Варианты понимания мотивации в необихевиоризме. Введение психологического эксперимента в изучение проблемы мотивации. Закон Йеркса-Додсона. "Градиент приближения" и "градиент избегания". Специфика изучения проблемы мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Критика бихевиористских представлений о мотивации в психологии. Исследование Уотсоном проблемы эмоций.

2. Проблема мотивации в психоанализе.

Неосознаваемая мотивация. Либидо и мортидо. Структура влечения. Судьба влечений: превращение в противоположное, обращение на собственный объект, вытеснение, сублимация. Виды психологических защит. Критика психоаналитических представлений о мотивации в психологии.

3. Представления о мотивации в гуманистической психологии.

Пирамида потребностей. Мотивация самоактуализации. Бытийная и дефицитарная мотивация. Критика концепции А.Маслоу.

4. Когнитивный подход в психологии мотивации: основные принципы анализа. Влияние представлений о себе на эффективность деятельности. Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии: модель каузальной атрибуции Вайнера, теория выученной беспомощности Селигмана, модель Двек, теория самоэффективности А.Бандуры. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера: определение когнитивного диссонанса, причины возникновения, способы его уменьшения.

5. Теория самодетерминации Р.Райана и Э.Деси. Потребность в компетентности, потребность в связи с другими и потребность в автономии. Теория когнитивной оценки. Теория организмической интеграции. Этапы формирования интринсивной мотивации.

Контрольные вопросы:

1) Как решалась проблема побуждения поведения в классическом бихевиоризме? 2) Что нового внесли бихевиористы в изучение проблемы мотивации? 3) Какие законы психологии мотивации были открыты в бихевиоризме? 4) Как определялись понятия "мотив" и "потребность" в необихевиоризме? 5) Классификация побуждений (по Толмену). 6) В чем специфика изучения проблемы мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме? 7) В чем заключалась критика подхода к проблеме мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме со стороны отечественных психологов. 8) Как Фрейд доказывал существование неосознаваемой мотивации? 9) Какие виды влечений выделял Фрейд? 10) Как Фрейд представлял структуру влечения и возможную его судьбу (при невозможности нормального удовлетворения влечения)? 11) В чем заключалась критика психоаналитических представлений о мотивации? 12) Что такое "пирамида потребностей" Маслоу? 13) В чем заключалась критика представлений Маслоу о пирамиде потребностей и как Маслоу отвечал на эту критику? 14) Что такое дефицитарные и бытийные мотивы, чем они отличаются друг от друга? 15) Что такое самоактуализация? 16) Что такое когнитивный диссонанс? 17) Почему теория когнитивного диссонанса относится к мотивационным? 18) Каковы способы уменьшения когнитивного диссонанса? 19) Как представления о себе влияют на эффективность деятельности? 20) Основные положения теории самодетерминации Р.Райана и Э.Деси.

Литература:

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. - с. 551-556 (2), с.204-220 (3), 517-528 (3), с.182-192 (4), 232-244 (5).

Фрейд З. Влечения и их судьба. - В кн.: Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. - М.-П., 1923, с.103-124 (2) или: Электронная версия: http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/sigmund-freud-atf-1.php

Якобсон П.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, 1969. С.42-58 (1).

Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 5. М., 1975. С. 16-20, 23-30, 49-61 (1).

Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. - В сб.: Современная психология мотивации. Под ред. Д.А.Леонтьева. М., Смысл. 2002. С. 13-42.

ТЕМА V. СИТУАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ

1. Изучение мотивации в школе К.Левина. Понятия "истинная потребность и квазипотребность". Эффект Зейгарник. Эксперименты на незавершенное действие, на забывание намерений, на пресыщение, на замещающие действия.

2. Понятие "психологического поля" К.Левина. Валентность, вектор, барьер. Экспериментальные исследования полевого и волевого поведения. Факторы, влияющие на полезависимость/поленезависимость.

3. Критика подхода к проблеме мотивации в школе К.Левина отечественными психологами.

4. Исследование уровня притязаний. Понятия "уровень притязаний", "успех", "неуспех", "цель действия", "идеальная цель", "иерархия целей", "внутреннее несоответствие", "несоответствие достижения", "целевое несоответствие". Факторы, влияющие на динамику уровня притязаний.

 

Контрольные вопросы:

1)Каково содержание понятий "потребность" и "квазипотребность". 2) Каков механизм формирования квазипотребности и как она изучалась экспериментально. 3) В чем заключается эффект Зейгарник и как он объяснялся в школе К.Левина? 4) Почему Левин считал, что изучение квазипотребностей даст ключ к познанию потребностей истинных? 5) Что такое "психологическое поле". 6) Что такое полевое и волевое поведение и как оно изучалось экспериментально в школе К.Левина. 7) От чего зависит полезависимость/поленезависимость поведения? 8) Как в отечественной психологии оценивался подход Левина? 9) Что такое "уровень притязаний", "успех", "неуспех", "цель действия", "идеальная цель", "иерархия целей", "внутреннее несоответствие", "несоответствие достижения", "целевое несоответствие". 10) Какие факторы определяют динамику уровня притязаний?

Литература:

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. - с. 158-168 (1, 2, 3), 471- 475 (4).

Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981. С.18-32 (1, 2, 3).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...