Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представления об эмоциях в отечественной психологии.




2.1. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина.

2.2. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

2.3. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему эмоций.

2.4. Представления об эмоциях в психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Контрольные вопросы:

1. Что такое аффект, с точки зрения Спинозы? 2. При каких условиях, с точки зрения Спинозы, возникает эмоция? 3. Каковы, согласно Спинозе, три основных аффекта и три принципа образования других аффектов из этих первичных? 4. Закономерны ли, согласно Спинозе, зависть, ревность, ненависть или они свойственны лишь людям с определенными моральными недостатками? Обоснуйте Ваш ответ. 5. Каковы, согласно Спинозе, способы совладания с аффектами? 6. Почему, согласно Спинозе, сострадание скорее дурно, чем хорошо? 7. Почему Спиноза относительно аффектов говорил о «человеческом рабстве» и возможно ли, с его точки зрения, достичь свободы в аффективной сфере? 8. Что такое «познавательная любовь к богу» в концепции Спинозы? 9. Два рода психических элементов, их различия и их общие свойства, по Вундту. 10. Что такое диспаратные ощущения? 11. Что такое «простые чувства», по Вундту, и каковы их свойства? Существует ли диспаратность простых чувств? 12. Какую систему предложил Вундт для описания всего многообразия эмоциональной жизни? 13. Каковы функции эмоций, по Вундту? Привести примеры на каждую из функций. 14. Что такое «чувственный тон», по Вундту? Примеры зависимости чувственного тона от интенсивности ощущений, от качества ощущений. 15. Каково содержание сформулированного Вундтом «принципа единства эмоционального состояния»? 16. Как связываются диспаратные ощущения? Почему, по Вундту, мы воспринимаем целостные предметы, а не наборы ощущений? 17. Какие два принципа эмоциональных слияний выделил Вундт, и в чем заключается их содержание? 18. Два вида эмоциональных ассоциаций, по Вундту. Каков механизм образования ассоциаций между цветом и звуковым тоном, цветом и теплотой и т.п.? 19. Что Вундт называл «аффектом»? 20. Что такое волевой процесс, по Вундту? 21. Как Дарвин доказывал наличие врожденных компонентов в мимике человека? 22. Для чего у современного человека, с точки зрения Дарвина, служит мимика? 23. По каким принципам, согласно Дарвину, трансформировались полезные движения в мимические? 24. Как определял эмоцию Джеймс? 25. Каковы основные положения теории Джеймса-Ланге? 26. Каковы аргументы против теории Джеймса-Ланге и в чем позитивное значение этой теории? 27. Теория Шахтера, ее доказательства и критика. 28. В чем суть концепции эмоций Сартра? 29. Каковы функции эмоций, согласно Сартру? 30. Какие виды эмоций выделял Сартр? 31. В чем суть теории дифференциальных эмоций К.Изарда и какие эмоции выделял Изард в качестве базовых? 32. Почему теория эмоций Симонова носит название "информационной"? 33. Что такое отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая и компенсаторная функции эмоций в концепции Симонова? 34. В чем, согласно Анохину, заключается приспособительная функция эмоций? 35. Что такое акцептор действия? 36. Как определял эмоцию Рубинштейн? Каковы, согласно Рубинштейну, функции эмоций, характеристики эмоций и условия их возникновения? 37. Как Леонтьев определял понятия "эмоция" и "переживание эмоции"? 38. Каковы функции эмоций, по Леонтьеву? (примеры).

Литература:

Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб.: "Питер", 2006; 42-62 (Спиноза), 63-83 (Вундт), 91-99 (Дарвин), 100-130 (Джеймс, Ланге), 176-196 (Сартр), 232-243 (Изард), 268-275 (Анохин), 276-284 (Симонов), 257-267 (Леонтьев), 244-256 (Рубинштейн).

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009; с.89 – 95 (Кэннон - к вопросу 1.4), 107-115 (Дарвин), 443-458 (Шахтер).

ТЕМА VIII. СПЕЦИФИКА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоция и потребность, эмоция и мотив. Биологическая целесообразность эмоций. Двойная детерминация эмоций. Структура эмоциональной реакции.

2. Единство аффекта и интеллекта. Познавательный процесс как основа развития эмоции.

3. Функции эмоций. Эмоции как ценность. Свойства эмоций.

4. Проблема классификации эмоций. Виды эмоциональных явлений: чувство, собственно эмоция, настроение, аффект. Диагностика состояния аффекта. Аффективные следы. Методы диагностики аффективных следов (ассоциативный эксперимент К.Г.Юнга, методика сопряженных моторных реакций А.Р.Лурия, детектор лжи).

5. Индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы.

 

Контрольные вопросы:

1) Что такое эмоция? 2) В чем состоит биологическая целесообразность эмоций? 3) В чем заключается проблема соотношения эмоций и познавательных процессов и каковы основные подходы к ее решению? 4) Что такое чувство, собственно эмоция, настроение, аффект (приведите примеры)? 5) Каковы основные признаки аффекта? 6) Что такое аффективный след (приведите примеры)? 7) Каковы основные методы диагностики аффективных следов? 8) Каковы функции эмоций? 9) Каковы свойства эмоций? 10) Как понимал эмоции Додонов? 11) Каковы характерные черты и особенности эмоционально-волевой сферы у следующих типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. 12) Каковы основные параметры анализа индивидуальной эмоциональной, мотивационной и волевой сферы.

Литература:

(кроме новой литературы тема предполагает обобщение материала, пройденного в теме VII)

Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб.: "Питер", 2006; 8-37 (1, 2, 3), 268-275 (1), 285-302 (1), 244-256 (3; 4), 264-267 (3; 4), 276-284 (3), 155-166 (4), 458-489 (5).

Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009; с.247-257 (3).

Психологические исследования. Вып.1. М., 1969; с. 3-23 (3).

Рубинштейн Основы общей психологии. М.: Педагогика. 1989. Т.2, с. 169 (2).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...