Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор используемой литературы




Московский Государственный Университет

Им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

Контрреволюционные взгляды Эдмунд Бёрка

Доклад по истории Нового времени

Студентки III курса д/о гр. ННИ-2

Зеленухиной Д.О.

 

 

Руководитель семинара:

К.и.н., доцент Бовыкин Д. Ю.

 

 

Москва – 2012 г.


 

Содержание

 

Введение. 3

Характеристика источника. 6

Обзор используемой литературы.. 10

Глава I

Эдмунд Бёрк: от сына небогатого адвоката до родоначальника консервативной мысли 14

Глава II

Формирование идейно-политических взглядов Эдмунда Бёрка. 18

Глава III

Революционные события во Франции глазами Эдмунда Бёрка. 22

§1. Отношение к Старому порядку. 23

§2. Причины переворота. 25

§3. Движущие силы Революции. 28

§4. Значение Революции. 30

Заключение. 33

Список источников и используемой литературы.. 34

 


Введение

Французская революция конца XVIII столетия является ключевым событием в процессе развития мировой цивилизации. Этот переломный момент истории дал толчок к формированию многих идейно-политических течений XIX-XX вв.: консерватизма, либерализма, социализма и др. Мы же несколько подробнее остановимся на зарождении консервативного направления общественной мысли. Особое место в этом процессе принадлежит известному английскому политическому деятелю и публицисту, ирландцу по происхождению, Эдмунду Бёрку (1729-1792 гг.).

Бёрка по праву можно назвать сыном своего времени: основные годы жизни мыслителя протекали в ключевой период в истории Англии, не менее важен тот факт, что Бёрк был современником двух великих событий XVIII века – американской и французской буржуазных революций[1].

Особую известность его деятельность получила в период Французской революции. Он первым не только в Англии, но и во всей Европе наиболее полно и ярко выразил мысли и чувства реакционных сил, изложив их в памфлете «Размышления о революции во Франции» (1790). Контрреволюционные идеи Эдмунда Бёрка шли вразрез с настроения английского общества – известия о Французской революции нашли сначала самый благоприятный отклик в сердцах британцев. Падение Бастилии, бывшей символом власти королевского абсолютизма, «вызвало общую искреннюю радость, и почти все газеты были единодушны в похвалах парижанам»[2].

Особое воодушевление Французская революция вызвала среди английской радикальной промышленности, мелкой и средней буржуазии. Эти круги не могли не приветствовать революцию, которая в одночасье передала власть в руки буржуазии[3].

Однако не столь радужны были ожидания самого Бёрка. В революционных событиях он видел опасность для политического строя Великобритании, по этой причине он всеми силами стремился понять революционные принципы, действовавшие во Франции с целью предотвратить их распространение и уничтожить корень заразы.

В его идеях реакция против Французской революции нашла наиболее полное выражение[4]. Говоря в целом о трактовке Эдмунда Бёрка французских событий, нельзя не заметить, что все основные ее положения были сформулированы в 1790 году в "Размышлениях о революции во Франции", впоследствии они лишь дополнялись и развивались. Показательно, что никакие дальнейшие перипетии революционной драмы не заставили Бёрка что-либо менять в последующих изданиях этой книги, поскольку воспринимались им как убедительное подтверждение высказанных в ней соображений[5]. По этой причине автор представленного доклада главным образом построил своё исследование на первой книге Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции», лишь попутно упоминая поздние сочинения автора (“An Appeal From the New to the Old Whigs” (1791), “Thoughts on French Affairs” (1791), “Letters on the Regicide Peace” (1796)).

Посредством данной работы автор предпринял попытку рассмотреть проблему исследования исторической роли Эдмунда Бёрка как родоначальника консервативной мысли на основе его «Размышлений».

Свою цель автор доклада видит в извлечении максимально полной и объективной информации, которая наилучшим образом отражает основные положения реакционных идей Эдмунда Бёрка. Исходя из поставленной цели, автор определил для себя следующие задачи исследования:

1. Изучить структуру источника.

2. Проанализировать взгляды Бёрка, в которых содержится критика французских событий.

3. Определить характер и степень экспрессивности суждений.

Автор доклада попытался не только суммировать сведения, касающиеся политической деятельности Эдмунда Бёрка, но и понять, что именно подвигло его отказаться от общепринятого мнения и возглавить оппозицию, а также в какой степени ему удалось достичь желаемого.


Характеристика источника

Это манифест контрреволюции…

Дж. Макинтош

Материалом представленного исторического исследования выступает основополагающая работа Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции» (“Reflections on the Revolution in France”), которая была написана в 1790 году, когда буря революционных событий только зарождалась. Однако, как мы уже отметили, контрреволюционные взгляды Бёрка впоследствии не претерпели качественных изменений. Мыслитель, опередив свое время, хорошо разглядел значимость и принципы революции, которая была для него центральным событием XVIII в.

«Размышления» начинаются как письмо, которое было адресовано некому «юному парижскому джентльмену» Шам-Жан-Франсуа де Пону. Однако по мере развития повествования, сочинение приобретает форму, представляющую собой нечто среднее между научным трактатом, памфлетом и спичем.

Историко-философская работа Бёрка была написана в первой половине 1790 года и опубликована в ноябре того же года. Она имела огромный, хотя и не мгновенный успех в Англии и у противников Французской Революции в Европе, где в 1790 году была переведена на французский, а в 1793 году – на немецкий язык. Австрийский монарх и российская императрица Екатерина II прислали автору свои поздравления. Английский король Георг III лично высказал похвалу в адрес Э. Бёрка[6].

Однако, несмотря на одобрительную реакцию двора, правительства и духовенства, эти слои общества считали появление книги несвоевременным. Многие были убеждены, что Бёрк преувеличил опасность, которая грозит Англии со стороны Франции, другие высказали опасения, что «Размышления» станут причиной появления нежелательных дискуссий.

В действительности так и произошло: работа Бёрка вызвала отрицательную реакцию со стороны широких буржуазных кругов. В печати появилось множество памфлетов, где говорилось, что пером Бёрка руководят непонимание и ненависть[7].

Хочется отметить, что во взглядах оппонентов действительно присутствует зерно истины: в отдельных фрагментах работы гнев к революции настолько переполняет Бёрка, что он не может сдержать своих чувств. Идейные обоснования неправомерности революции часто прерываются в «Размышлениях» бранными ругательствами в адрес Национального Собрания: «<…> я более ногой не вступлю в эту пещеру антропофагов (Национальное собрание) <…>»[8].

Исследователями принято различать три основных художественных стиля, которые использует Бёрк в своих трудах, посвященных Французской революции. Первый соответствует тому, что можно было бы назвать «позицией вига»: рациональной, аналитической и деловой. Таким тоном он предупреждает лордов-вигов о том, что конфискация собственности церкви во Франции представляет собой реальную угрозу их собственному экономическому существованию[9]. «Богатство, источником которого во все времена и при всех политических системах было угнетение и ограбление народа, стало для вас искушением, и чтобы избавиться от него, вы надругались над собственностью, законом и религией, приняв решение о конфискации церковного имущества». (с. 101)

Второй стиль Бёрка можно было бы назвать «якобитским»: смесью слога «варварски-грубого» и «трогательно-патетического». Самым замечательным образцом такого стиля в «Размышлениях» является знаменитый отрывок, посвященный королеве Франции. «<…> никогда доселе не появлялось там (т.е. в Версале – Д.З.) существо столь восхитительное (т.е. королева – Д.З.); она едва вступила в эту сферу, украшением и отрадой которой стала; я видел ее в момент, когда она только всходила над горизонтом, подобная утренней звезде, излучающая жизнь, счастье и радость <…>». (c. 79) Однако в такой манере Бёрк пишет крайне редко[10].

Третий стиль – это особого рода злая ирония. В самих «Размышлениях» ирония приглушена, она появляется только изредка, брошенная как бы между прочим: «Этот довод звучит вполне убедительно, особенно если в качестве вспомогательного доказательства выступает фонарный столб…»[11].

Из трех стилей, которые выделяют исследователи: «виговского», «якобитского» и иронического – только первый представлен в относительном избытке и в чистом виде и является основным в «Размышлениях».

Во многих отрывках Бёрк использует стиль, промежуточный между «виговским» и «якобитским»: более возвышенный, чем первый, и менее театральный, чем второй, – стиль серьезный и величественный одновременно. «Нас еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили соломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах человека». (с. 85) В этой промежуточной тональности Бёрк чувствует себя увереннее всего. Используя эту манеру, он эффективно добивается внимания той аудитории, для которой его слова и предназначены: английских землевладельцев и – после них – состоятельных людей вообще. Такой язык придает величие, силу и религиозную торжественность его идеям. Тем самым Бёрк заготавливает установки и линию поведения консерваторов XIX века[12].

* * *

Таким образом, «Размышления о революции во Франции» – историко-философское сочинение Эдмунда Бёрка – принадлежит историческому наследию всего человечества. «Размышления» сыграли заметную роль в идейно-политической борьбе своего времени. Философы, историки, политологи самых разных направлений единодушны в констатации того факта, что эта книга, написанная с резко антиреволюционных позиций, и содержащиеся в ней философско-политические идеи стали буквально символом веры господствующих классов Англии и всей Западной Европы.

С исторической точки зрения главное достоинство работы Бёрка заключается в теоретическом осмыслении произошедшего. В то время как знание Бёрком подробностей революционных событий не является сильной стороной его работы[13].

В заключение следует сказать несколько слов о переводах «Размышлений» на русский язык. В начале 90-х гг. XX века были созданы два варианта перевода: английский (лондонский) и русский. Автор доклада в работе приводит цитаты из русского варианта перевода «Размышлений», так как находит его более точным и детализированным. Перевод выполнен Е.И. Гельфанд.


Обзор используемой литературы

С целью провести наиболее детальный анализ сведений, характеризующих контрреволюционные идеи Эдмунда Бёрка, автор представленного доклада прибегнул к использованию дополнительной литературы. Необходимо отметить, что поставленная нами проблема не получила широкого освещения в отечественной историографии. Она лишь ставилась отдельными авторами скользь и, соответственно, рассматривалась попутно.

Интерес же к творчеству Бёрка в зарубежной историографии, к сожалению, также не отличается своим масштабом. Наиболее широкая дискуссия о роли Бёрка в процессе определения теоретических основ Французской революции разразилась в Европе на рубеже веков и в первой половине XIX в. Её следует рассматривать в рамках дискуссии, предметом которой было выявление причинно-следственных связей Французской революции. Здесь необходимо отметить следующих авторов: О. Баррюель и его многотомную работу «Мемуары по истории якобизма»[14] и И. Тэн «Происхождение современной Франции»[15].

О. Баррюель был лично знаком с английским мыслителем. Французский историк взял на вооружение идею Бёрка о существовании заговора «атеистов» против религии и власти, впоследствии всесторонне её развив. Однако в этом кроется и главная слабость исследования Баррюеля: он абсолютизировал аспект «заговора», максимально упростив многообразие революционных событий, сведя всё к подрывной деятельности заговорщиков.

В ещё большей степени идеи Бёрка оказали влияние на творчество крупнейшего историка Французской революции И. Тэна. Тэн взял за отправные точки для освещения французской истории некоторые положения Бёрка. Наиболее ярко точки соприкосновения двух мыслителей проявились в оценках деятельности просвещенных слоев общества, входивших в революционный лагерь. Тэн наравне с Бёрком критиковал меры, предпринятые Национальным собранием, направленные на построение новой модели общества согласно умозрительным схемам философов.

В тех немногочисленных современных работах отечественных и зарубежных историков, использованных автором доклада, исследователи рассматривают два круга проблем. Проблеме зарождения и развития идей консерватизма, а также эволюции антиреволюционных взглядов самого Бёрка посвящены работы Абрамова В.Н. «Размышления о Французской Революции» Эдмунда Бёрка и становление философии консерватизма»[16] и Волковой Г. С. «Формирование идейно-политических взглядов Э. Бёрка»[17]. Чудинов А. В. и О’Брайен Конор Круз детально разбирают концепцию английского мыслителя, подвергая ее критическому анализу.

Работа Абрамова В.Н. «Размышления о Французской Революции» Эдмунда Бёрка и становление философии консерватизма», написанная к 200-летию данного исторического события, содержит в себе основные заключения, которые сформулировал Бёрк. Однако выводы английского публициста ограничиваются историком социально-философскими рамками, что, в свою очередь, не дает нам полной картины взглядов Бёрка.

С подобной задачей – всестороннего анализа политического мировоззрения идеолога консерватизма – (как это видится автору представленного доклада) справляется Волкова Г.С. в работе «Формирование идейно-политических взглядов Э. Бёрка». Исследователь поэтапно прослеживает эволюционный путь, который проходит наш герой. Несомненным преимуществом данной работы является тот факт, что процесс формирования взглядов Эдмунда Бёрка Волкова Г.С. дает на фоне политической истории Англии второй половины XVIII века, что помогает проследить основные направления причинно-следственных связей.

Вторая группа исследователей (Чудинов А. В., О’Брайен Конор Круз, а также уже знакомые нам Абрамов В.Н. и Волкова Г.С.) детально анализирует сочинения Бёрка и попутно пытается определить соответствующее место мыслителя в мировой истории.

В данном аспекте наиболее значимым сочинением является работа Чудинова А.В. «Размышления англичан о французской революции»[18]. Он анализирует, какое отражение события Французской революции имели в политической жизни Англии на примере трёх крупных английских мыслителей, активно участвовавших в дебатах 90-х годов XVIII века: Э. Бёрка, Дж. Макинтоша и У. Годвина. Отличительной чертой исследования Чудинова является тот факт, что автор подвергает анализу не только взгляды самого Бёрка, но и взгляды его оппонентов, противопоставляет идеи двух оппозиционных сторон и тем самым достигает максимальной полноты в изложении политической дискуссии конца XVIII века.

В полной мере идеи Эдмунда Бёрка удалось отразить британскому исследователю О’Брайен Конор Крузу в небольшой, но крайне содержательной работе «Манифест контрреволюции»[19]. Данная работа предваряет лондонский вариант перевода «Размышлений», тем самым способствует более глубокому прочтению источника, так как исследователь грамотно расставляет акценты и подчеркивает те моменты, в которых содержится то самое зерно философии Эдмунда Бёрка.

Характерной особенностью работ Абрамова В.Н.[20] и Волковой Г.С.[21] выступает тот факт, что авторы не ставят перед собой цель охватить и провести всестороннее исследование антиреволюционной концепции Бёрка. Они анализируют лишь отдельные составляющие его мировоззрения. Так, Абрамов В.Н. пытается дать определение «нравственному порядку». Он приходит к выводу, что «нравственный порядок», по мнению Бёрка, есть категорическое отрицание революционных изменений в государстве. Однако, как считал Бёрк, изменения возможны, но с наименьшим отклонением от сложившихся политических институтов и принципов управления[22].

Завершая обзор использованной литературы, необходимо подчеркнуть, что отдельным аспектам рассматриваемой темы посвящена достаточно многочисленная литература. Но, как это обычно бывает, на фоне достигнутых результатов особенно ощутимы имеющиеся лакуны, связанные с тем, что отдельные стороны контрреволюционных идей Бёрка не получили должного освещения и продолжают ждать своего исследователя.


Глава I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...