Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое государство: сущность, характерные черты

 

Правовое гос-во – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

1) господство права во всех сферах жизни общества – - предполагает правовую организацию гос. власти, т. е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона;

- правовой хар-р принимаемых законов и верховенство правового закона;

- связанность гос-ва им же созданными законами, т. е ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деят-ти гос-ва, его органов и должностных лиц;

- верховенство Конституции в системе НПА, т. к. в К. закремпляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина – означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью.

Гос-во может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3) взаимная отв-ть личности и гос-ва - проявл. в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

4) принцип разделения властей – предполагает самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва.

Относительно независимых потому, что гос-во управляет обществом, служит формой его организации.

Гражданским явл. общество – способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-во.

Признаки гр. общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический хар-р власти;

- правовое гос-во;

- сильная социальная политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Например:

1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные СМИ; 13) негосударственные социально-демократические отношения и др.

Сущность гр. общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, гос-ва.

Принципы гр. общества:

1) эк-кая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юр. защищенность личности;

4) легитимность и демократический хар-р власти;

5) правовое гос-во основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной аппозиции;

7) свобода мнений, слова, печати, независимость СМИ;

8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и отв-ть;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

НОРМАТИВНАЯ ШКОЛА

 

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном (См.: KelsenН. Rein Rechtslehre. Wien, 1967). Он считал, что юридическая наука должна изучать право “в чистом виде”, вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об “основной (суверенной) норме” как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм

 

СОЦИАЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Предтечей этой теории явилась "школа свободного права", представители которой (Эрлих и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из основных направлений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным понятием "право" административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в "действии", в процессе применения. "Право, - по утверждению Джона Дьюи, - есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность". Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: "глас вопиющего в пустыне", "клочок бумаги", "голый стандарт", наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: "право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон". При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-"социологов" на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность "правовых" отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни "социальный порядок" или "правопорядок", а в конечном счете "фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц".

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой - теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...