Судебный и административный прецедент
Суде́бный прецеде́нт (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis - предшествующий) - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Как источник права прецедент известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали эдикты (устные заявления) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определенного срока, однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права. Прецедент широко использовался в средние века как источник права. После того, как Вильгельм I Завоеватель захватил Англию в 1066 году, создаются королевские разъездные суды, которые от имени Короны решали дела с выездом на места. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. На смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "общее право" (англ. сommon law). В странах англо-саксонской правовой семьи прецедент является основой правовой системы, в некоторых других странах (например, Франции) прецеденты используются для восполнения пробелов в законодательстве. В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов по отдельным вопросам правоприменения.
Однако, в последнее время в российской правовой науке ведутся бурные дискуссии на предмет того, что право судебного прецедента могло бы стать самостоятельным источником права в России. Необходимость судебного прецедента мотивируется обязанностью высших судебных органов в части обеспечения единства судебной практики (ч.3 ст.377 и ст.389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), или, иначе единообразия в толковании и применении судами норм права (п.1) ст.304 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации). Единство (единообразие) же по мнению апологетов судебного прецедента в России есть средство обеспечения равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Оппоненты возражают, указывая на то, что феномен единства (единообразия) не является однозначным, что для введения права судебного прецедента необходимо вносить изменения в Конституцию Российской Федерации, в ст.120 которой записано о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Кроме того, полномочия в части обеспечения единства (единообразия) судебной практики не мотивированы текстом Конституции, в ст.126 и 127 которой установлена обязанность судов в части разъяснений судебной практики, но не в части обеспечения её единства. Административный прецедент-это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах. В России административный прецедент, как и судебный, не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последние. Впрочем, этот вопрос – "административный прецедент как источник права" юридической наукой разработан очень слабо.
НОРМОТВОРЧЕСТВО
Различаются три способа такого нормотворчества: 1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов; 2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями); 3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества являются: научность, демократизм, законность, интернационализм. В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующих начал законодательной деятельности. Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество – это деятельность гос-ва по изданию, изменению и отмене НПА. Правотворчество представляет собой: монопольную деятельность гос-ва; созидательно-интеллектуальную деятельность; процессуальную деят-ть. Стадии: В. Сырых выделяет 6 стадий: 1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права; 2) подготовка проекта НПА; 3) рассмотрение его правотворческим органом; 4) обсуждение и согласие проекта с заинтересованными субъектами;
5) принятие акта; 6) опубликование акта. Ю. Тихомиров выделяет 9 стадий: 1) выявление потребности в создании НПА; 2) определение субъекта правотворчества, и виды НПА; 3) принятие решения о создании НПА; 4) разработка концепции НПА; 5) подготовка проекта НПА; 6) предварительное рассм-ние проекта НПА; 7) общественное обсуждение НПА; 8) официальное рассм-ние проекта НПА; 9) принятие, подписание, опубликование, вступление в юр. силу. Конституция РФ выделяет 4 стадии з/процесса: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта в ГД и в Совете Федерации; принятие закона; промульгация и вступление закона в юр. силу. Правотворческая деятельность основана на определенных принципах: - п. законности – принятие НПА только теми субъектами, которые наделены соотв. полномочиями и в их пределах; - п. демократизма – проявл. в возможности принятия наиболее важных НПА в форме референдума. - п. научности – разработка научно обоснованной стратегии правотворчества; - п. профессионализма – этот вид гос. деят-ти требует специальных знаний, навыков, умения и определенного таланта; - п. гласности – все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведение до сведения населения; - п. системности – вновь принимаемые акты должны "вписываться" в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизии, пробелов и т.п.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Юр. техника – совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации НПА и иных юр. документов. В лит-ре принято подразделять юр. технику на: законодательную (нормотворческую) и правоприменительную. Законодательная техника включает в себя: Правила построения НПА; Правила оформления актов; Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний; Язык и стиль НПА; Правила опубликования НПА. Правоприменительная техника включает в себя: правила оформления и построения правоприменительных актов; способы легализации документов, т.е. придание им юр. силы; способы и приемы толкования юр. норм и НПА; способы разрешения коллизий в праве, преодоление пробельности; способы процедурно-процессуального оформления юр. практики, в т. ч. следственной, оперативно-розыскной, арбитражной, надзорной и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|