Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы органов и аппараты




Для выполнения ряда функций одного органа недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов – системы.

Система органов – это совокупность однородных органов, сходных по своему строению, функции и развитию. Например, костная система есть совокупность костей, имеющих однородные и строение, и функцию, и развитие. То же можно сказать про мышечную, сосудистую или нервную систему.

Органы пищеварения, на первый взгляд, отличаются друг от друга, но все они имеют общее происхождение (эпителий большей части пищеварительного тракта, включая печень и поджелудочную железу, является производным энтодермы), общий план строения (3 оболочки в стенке пищеварительной трубки) и общую функцию: все они связаны между собой анатомически и близки топографически. Поэтому органы пищеварения составляют систему.

Отдельные органы и системы органов, имеющие неодинаковые строение и развитие, могут объединяться для выполнения общей функции. Такие функциональные объединения разнородных органов называют аппаратом. Например, аппарат движения включает костную систему, соединения костей и мышечную систему. Аппаратом также называют и отдельные мелкие структуры органов, имеющие определенное значение, как бы значение приборов, воспринимающий аппарат нервной клетки, рецептор. Различают следующие системы органов и аппараты.

1. Органы, осуществляющие основной процесс, характеризующий жизнь, - обмен веществ с окружающей средой. Этот процесс представляет собой единство противоположных явлений – усвоения (ассимиляция) и выделения (диссимиляция). Усвоение питательных веществ, кислорода обеспечивают пищеварительная и дыхательная системы. Выделение продуктов обмена производит система мочевых органов. Продукты обмена выделяются также пищеварительной и дыхательной системами и кожей.

2. Органы, служащие для сохранения вида, - система органов размножения, или половые органы.

Мочевые и половые органы тесно связаны между собой по развитию и строению, отчего их объединяют в мочеполовую систему, точнее – мочеполовой аппарат.

3. Органы, через которые воспринятый пищеварительной и дыхательной системами материал распределяется по всему организму, а вещества, подлежащие удалению, доставляются к выделительной системе, - это органы кровообращения – сердце и сосуды (кровеносные и лимфатические). Они составляют сердечно-сосудистую систему.

4. Органы, осуществляющие химическую связь и регуляцию всех процессов в организме, - железы внутренней секреции, или эндокринные железы. Органы пищеварения, дыхания, мочеотделения, размножения, сосуды и эндокринные железы объединяются вместе под названием органов вегетативной, растительной, жизни, так как аналогичные им функции наблюдаются и у растений.

5. Органы, приспосабливающие организм к окружающей среде при помощи движения, составляют опорно-двигательный аппарат, состоящий из рычагов – костей (костная система), их соединений (суставы и связки) и приводящих их в движение мышц (мышечная система).

6. Органы, воспринимающие раздражения из внешнего мира, составляют систему органов чувств.

7. Органы, осуществляющие нервную связь и объединяющие функции всех органов в единое целое, составляют нервную систему, с которой связана и высшая нервная деятельность (психика).

Опорно-двигательный аппарат, органы чувств и нервная система объединяются под названием органов анимальной, животной жизни, так как функции передвижения и нервной деятельности присущи только животным и почти отсутствуют у растений. Однако, учитывая единство вегетативных и анимальных процессов в целостном организме, следует помнить о том, что такое деление является относительным, условным, необходимым для удобства изучения.

Опорно-двигательный аппарат, покрытый кожей, образует собственно тело – «сому», внутри которого находятся полости – грудная, брюшная, тазовая.

Следовательно, «сома» образует стенки полостей. Содержимое этих полостей называют внутренними органами (внутренностями). К ним относятся органы пищеварения, дыхания, мочеотделения, размножения и связанные с ними железы внутренней секреции (т.е. органы растительной жизни). К внутренностям и «соме» подходят пути, проводящие жидкости, т.е. сосуды, несущие кровь и лимфу и составляющие сосудистую систему, и пути, проводящие раздражения, т.е. нервы, составляющие вместе с головным и спинным мозгом нервную систему.

Пути, проводящие жидкости и раздражения, образуют анатомическую основу объединения организма при помощи нейрогуморальной регуляции. Поэтому внутренности и «сома» являются частями единого целостного организма и выделяются условно.

В итоге можно наметить следующую иерархическую схему построения организма: организм – система органов – орган – структурно-функциональная единица органа – ткань – клетка – клеточные элементы – молекулы.

ü Какие слова в тексте выражают его тему?

ü Запишите тематическую цепочку слов.

ü Определите функциональный стиль и тип данного текста.

ü Объясните значение следующих слов и словосочетаний: функция, костная система, мышечная система, орган, организм.

Составьте с ними предложения.

ü Составьте план текста в форме вопросительных предложений.

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст.

Общая остеология

Скелет представляет собой комплекс плотных образований, развивающихся из мезенхимы, имеющих механическое значение. Он состоит из отдельных костей, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой или костной тканей, вместе с которыми и составляет пассивную часть аппарата движения. Значение скелета. Костная система выполняет ряд функций, имеющих или преимущественно механическое или преимущественно биологическое значение. Рассмотрим функции, имеющие преимущественно механическое значение. Для всех позвоночных характерен внутренний скелет, хотя среди них встречаются виды, которые, наряду с внутренним скелетом, имеют еще и более или менее развитый наружный скелет, возникающий в коже (костная чешуя в коже рыб). В начале своего появления твердый скелет служил для защиты организма от вредных внешних влияний (наружный скелет у беспозвоночных). С развитием внутреннего скелета у позвоночных он сначала стал опорой и каркасом для мягких тканей. Отдельные части скелета превратились в рычаги, приводимые в движение мышцами, вследствие чего скелет приобрел локомоторную функцию. В итоге механические функции скелета проявляются в его способности осуществлять защиту, опору и движение.

Опора достигается прикреплением мягких тканей и органов к различным частям скелета. Движение возможно благодаря тому, что кости являются длинными и короткими рычагами, соединенными подвижными сочленениями и приводимыми в движение мышцами, управляемыми нервной системой.

Наконец, защита осуществляется путем образования из отдельных костей костного канала – позвоночного, защищающего спинной мозг, костной коробки – черепа, защищающего головной мозг; костной клетки – грудной, защищающей жизненно важные органы грудной полости (сердце, легкие, печень, желудок, селезенку, частично почки др., т.е. важнейшие органы разных систем); костного вместилища – таза, защищающего важные для продолжения вида органы размножения, выделения.

Биологическая функция костной системы связана с участием скелета в процессе обмена веществ, особенно в минеральном обмене (скелет является депо минеральных солей – фосфора, кальция, железа и др.). Это важно учитывать для понимания болезней обмена (рахита и др.) и для диагностики с помощью лучистой энергии (рентгеновские лучи, радионуклиды). Кроме того, скелет выполняет еще кроветворную функцию. При этом кость является не просто защитным футляром для костного мозга, а последний составляет органическую часть ее. Определенное развитие и деятельность костного мозга отражаются на функции кроветворения: усиленное движение способствует кроветворению, поэтому при разработке физических упражнений необходимо учитывать единство всех функций скелета. Развитие скелета. На низших ступенях организации, а также в эмбриональном периоде у всех позвоночных первым зачатком является спинная струна, происходящая из мезодермы. Хорда является характерным признаком низшего представителя хордовых ланцетника, у которого скелет состоит из вытянутой вдоль тела с его дорсальной стороны спинной струны и окружающей ее соединительной ткани. У низших видов позвоночных (круглоротые, селахии (акулы) и хрящевые (ганоиды) соединительнотканный скелет вокруг хорды и на остальном протяжении замещается хрящевым скелетом, который, в свою очередь, у более высокоорганизованных позвоночных, начиная с костистых рыб и заканчивая млекопитающими, становится костным. С развитием последнего хорда исчезает, за исключением ничтожных остатков (студенистое ядро межпозвоночного диска). Живущие в воде виды могли обходиться хрящевым скелетом, так как механическая нагрузка в водной среде несравненно меньше, чем в воздушной. Но только костный скелет позволил животным выйти из воды на сушу, поднять свое тело над землей и прочно стать на ноги.

Таким образом, в процессе филогенеза как явление приспособления к окружающей среде происходит последовательная смена трех видов скелета. Эта смена повторяется в процессе онтогенеза человека, в течение которого наблюдается 3 стадииразвития скелета:

1) соединительнотканная (перепончатая)

2) хрящевая

3) костная

Эти три стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, большинство костей лица, части ключицы, которые возникают непосредственно на почве соединительной ткани, минуя стадию хряща. Эти, как их называют покровные, кости можно рассматривать как производные некогда бывшего наружного скелета, сместившиеся вглубь мезодермы и присоединившиеся в процессе дальнейшей эволюции к внутреннему скелету в качестве его дополнения.

 

ü Определите, к какому подстилю научной речи относится данный текст.

ü Определите особенности данного подстиля.

ü Найдите в тексте отглагольные существительные.

ü Попробуйте заменить отглагольные существительные глаголами. Что изменилось в восприятии текста?

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст.

Классификация костей.

В скелете различают следующие части: скелет туловища (позвонки, ребра, грудина), скелет головы (кости черепа и лица), кости поясов конечностей – верхней (лопатка, ключица) и нижней (тазовая) – и кости свободных конечностей – верхней (плечо, кости предплечья и кисти) и нижней (бедро, кости голени и стопы).

Число отдельных костей, входящих в состав скелета взрослого человека, больше 200, из них 36-40 расположены по средней линии тела, - непарные, остальные – парные.

По внешней форме различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные. Однако такое установленное еще во времена Галена, деление только по одному признаку (внешняя форма) оказывается односторонним и служит примером формализма старой описательной анатомии, вследствие чего совершенно разнородные по своему строению, функции и происхождению кости попадают в одну группу. Так, к группе плоских костей относят и теменную кость, которая является типичной покровной костью, окостеневающей эндесмально, и лопатку, которая окостеневает на почве хряща и построена из обычного губчатого вещества. Патологические процессы также протекают совершенно различно в фалангах и костях запястья, хотя и те и другие относятся к коротким костям, или в бедре, или ребре, зачисленных в одну группу длинных костей. Поэтому правильнее различать кости на основании трех принципов, на которых должна быть построена всякая анатомическая классификация: формы (строения), функции и развития. С этой точки зрения можно наметить следующую классификацию костей (М.Г.Привес):

1. Трубчатые кости. Они построены из губчатого компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью, выполняют все 3 функции скелета (опора, защита и движение). Из них длинные трубчатые кости (плечо и кости предплечья, бедро и кости голени) являются стойками и длинными рычагами движения и, кроме диафиза, имеют эндохондральные очаги окостенения в обоих эпифизах (биоэпифизарные кости); короткие трубчатые кости (кости пясти, плюсны, фаланги) представляют собой короткие рычаги движения; из эпифизов эндохондральный очаг окостенения имеется только в одном (истинном) эпифизе (моноэпифизарные кости).

2. Губчатые кости. Построены преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. Среди них различают длинные губчатые кости (ребра и грудина) и короткие (позвонки, кости запястья, предплюсны). К губчатым костям относятся сесамовидные кости, т.е. похожие на сесамовые зерна растения кунжут, откуда и происходят их название (надколенник, гороховидная кость, сесамовидные кости пальцев руки и ноги); функция их – вспомогательные приспособления для работы мышц; развитие – эндохондральное в толще сухожилий. Сесамовидные кости располагаются около суставов, участвуя в их образовании и способствуя движениям в них. Но с костями скелета непосредственно не связаны.

3. Плоские кости:

1) плоские кости черепа (лобная и теменные) выполняют преимущественно защитную функцию. Они построены из двух тонких пластинок компактного вещества, между которыми находится диплоэ, содержащее каналы для вен. Эти кости развиваются на основе соединительной ткани (покровные кости);

2) плоские кости пояса (лопатка, тазовые кости) выполняют функции опоры и защиты, построены преимущественно из губчатого вещества; развиваются на почве хрящевой ткани.

4. Смешанные кости (кости основания черепа). К ним относятся кости, сливающиеся из нескольких частей, имеющих разные функцию, строение и развитие. К смешанным костям можно отнести ключицу, развивающуюся частью эндесмально, частью эндохондрально.

 

ü Ответьте на следующие вопросы: На какие группы разделены кости? По каким признакам классифицируют кости?

ü Определите, к какому подстилю научной речи относится данный текст.

ü Определите их особенности.

ü Составьте назывной, вопросный планы текста.

 

ЗАДАНИЕ 4.

ü Определите, от каких глаголов образованы существительные: движение, хождение, продолжение, функционирование, гниение, развитие, упражнение, значение, расположение, защита, вскрытие, болезнь.

ü Выпишите 10 отглагольных существительных, укажите способ их словообразования.

· ГЛОССАРИЙ

Суста́вы - подвижные соединения костей скелета, разделённые щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой. Прерывистое, полостное соединение, позволяющее сочленяющимся костям совершать движения относительно друг друга с помощью мышц.

Систе́ма - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Аппарат - завершённая совокупность частей или элементов для выполнения какой-либо функции. Совокупность органов человека, животного или растения, выполняющих какую-л. особую функцию организма.

Функция - работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-н.

Мышечная система (мускулатура) - одна из основных биологических подсистем у высших животных, благодаря которой в организме осуществляется движение во всех его проявлениях.

Позвонки - общее название коротких непарных костей, из которых состоит позвоночный столб.

Ребро - одна из парных дугообразных плоских костей, идущих от позвоночника к грудной кости и составляющих грудную клетку у позвоночных животных.

Рычаг - устройство, представляющее собой твёрдое тело, вращающееся вокруг точки опоры.

Сочленение - подвижное или полуподвижное соединение костей, хрящей.

Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава. Студенистое ядро имеет форму двояковыпуклой чечевицы и является наиболее важной в функциональном отношении частью межпозвонкового диска.

Тазовая полость - внутреннее пространство малого таза.

Футляр - вместилище для хранения, для предохранения чего-нибудь.

Хорда - спинная струна, эластичная несегментированная скелетная ось.

Хрящ - один из видов соединительной ткани.

Череп - кости, образующие твёрдую часть головы.

Чешуя - наружный покров некоторых живых существ, образуемый роговыми или костяными пластинками.

 

 

· Литература:

 

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.– М., 1986.

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.

3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

5. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.

6. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. – Алматы, 2004. 7.

7. Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000.

8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. – Анатомия человека. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. – 720с.

9. Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русскому языку (Уровень С–1)

10. Оспанова Д.Б. Сложное предложение. Обучающая программа – Караганда, 2008.

11. Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006.

12. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...