Регулировка приводов сцепления
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода рычага вала вилки выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя. (СЛАЙД № 27, 28) Показателем технического состояния механизма сцепления является свободный ход рычага 4 (см. рис. 11) вала вилки выключения сцепления. В процессе эксплуатации трущиеся поверхности механизма сцепления изнашиваются. В первую очередь изнашиваются фрикционные накладки ведомых дисков 6 (см. рис. 9). Вследствие уменьшения толщины накладок ведомых дисков 6 нажимной диск 11 перемещается в сторону маховика 4 под действием диафрагменной пружины 14. Вместе с нажимным диском 11 перемещается наружный конец диафрагменной пружины 14, при этом внутренние концы ее лепестков передвигаются в противоположную сторону - к муфте 15 выключения сцепления, вплоть до их взаимодействия. При этом диафрагменная пружина 14 не будет с достаточной силой действовать на нажимной диск 11, так как часть ее усилия через муфту 15 и детали привода и пневматический поршень будет передаваться на корпус пневмоусилителя, что приведет к пробуксовыванию сцепления, а следовательно, к ухудшению тяговых свойств автомобиля, повышенному износу трущихся поверхностей и подшипника муфты 15 выключения сцепления. Для исключения описанного выше явления, а следовательно, для обеспечения полного включения сцепления между подшипником муфты 15 выключения сцепления и внутренними концами лепестков диафрагменной пружины 14 предусмотрен зазор 3-4 мм (см. рис. 9). Этому зазору соответствует свободный ход рычага 4 (см. рис. 11) вала вилки выключения сцепления, равный 3,6-4,7 мм. В процессе эксплуатации, как это было описано выше, зазор между подшипником муфты выключения сцепления и диафрагменной пружиной, а следовательно, и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления, уменьшаются. Восстанавливают зазор отведением внутреннего конца вилки 16 (см. рис. 9) выключения назад за счет изменения положения сферической гайки пневмоусилителя, вследствие чего назад под действием пружины переместится и муфта 15 выключения сцепления, а значит, увеличится зазор.
Увеличение зазора свыше 3-4 мм приведет к невозможности полного выключения сцепления и как следствие затрудненному переключению передач.
Проверка свободного хода рычага вала вилки выключения сцепления производится при контрольном осмотре автомобиля и в ходе периодического ТО. Свободный ход рычага 4 вала вилки выключения сцепления (см. рис. 11) проверяют перемещением вручную рычага 4 вала вилки от поверхности сферической гайки 5 толкателя 7 пневмоусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину 3 от рычага 4). Если свободный ход рычага 4, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулировать сферической гайкой 5 толкателя 7 пневмоусилителя до величины 4-5 мм. Затем проверить полный ход толкателя 7 пневмоусилителя нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм. (СЛАЙД № 28) При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. В случае недостаточного хода толкателя 7 пневмоусилителя необходимо проверить свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре привода сцепления, а при необходимости прокачать гидросистему привода сцепления. Рис. 11. Свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления: (СЛАЙД № 28) 1 - колпачок; 2 - перепускной клапан; 3 - пружина; 4 - рычаг; 5 - сферическая гайка; 6 - контргайка; 7 - толкатель
Порядок выполнения работ следующий (см. рис. 11): (СЛАЙД № 29) 1. Отвернуть контргайку 6. 2. Вращая сферическую гайку 5, отрегулировать свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления в пределах 4-5 мм. Рекомендуется установить 5 мм, так как свободный ход в процессе эксплуатации уменьшается. Для увеличения свободного хода педали сферическую гайку необходимо навертывать на тягу, а для уменьшения - свертывать. 3. Затянуть контргайку 6. 4. Пустить двигатель и проверить сцепление; при проверке сцепления необходимо выполнить следующие операции: · нажать полностью на педаль сцепления и отпустить, убедиться в отсутствии заеданий механизма выключения сцепления; · нажать на педаль сцепления и включить первую передачу или передачу заднего хода; включение и переключение передач должно происходить без больших усилий и бесшумно (без скрежета); если переключение передач происходит с шумом, значит, сцепление «ведет»; проверку чистоты выключения сцепления повторить несколько раз; · нажать на педаль сцепления и включить высшую передачу, затормозить автомобиль стояночной тормозной системой; плавно отпустить педаль сцепления с одновременным увеличением подачи топлива; если при полном отпускании педали сцепления двигатель не заглохнет, то сцепление пробуксовывает; при обнаружении неисправностей необходимо произвести ремонт сцепления. Свободный ход педали сцепления, соответствующий началу работы главного цилиндра, зависит от зазора А (см. рис.12) между поршнем 4 и толкателем 2 главного цилиндра. (СЛАЙД № 30) Зазор А (см. рис.12) между поршнем 4 и толкателем 2 поршня главного цилиндра регулируется эксцентриковым пальцем 3, который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали. Зазор А регулируется при положении, когда оттяжная пружина 1 прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Для этого необходимо провернуть эксцентриковый палец 3 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затянуть и зашплинтовать гайку 2.
Рис.12. Главный цилиндр сцепления: (СЛАЙД № 30) 1 - защитный чехол; 2 - толкатель; 3 - корпус главного цилиндра; 4 - поршень; 5 - манжета; 6 - пружина; 7 - пробка; 8 - бачок; А - зазор; Б - уровень жидкости
Нормальному зазору А соответствует свободный ход педали сцепления 6-12 мм (см. рис. 13). Замерять свободный ход педали сцепления следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, необходимо отрегулировать зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра. Рис. 13. Свободный ход педали сцепления: (СЛАЙД № 31) 1 - пружина педали оттяжная; 2 - гайка корончатая; 3 - палец эксцентриковый; 4 - сервопружина; 5 - контргайка; 6 – гайка Выводы по вопросу. Заключение Таким образом, на данном занятии были рассмотрены вопросы: устройства, работы и регулирования сцепления автомобилей КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320. Материал занятия актуален при обслуживании и дальнейшем изучении трансмиссии автомобилей. Ответить на возможные вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную подготовку. (СЛАЙД № 32).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|