Контролепригодность радиоэлектронных средств.
Очевидно, что при очень длительной эксплуатации машина стареет и требует на поддержание своей работоспособности больших ремонтных расходов, поэтому или поздно встает вопрос о смене оборудования рано. В любом случае новое оборудование более производительнее и требует меньше средств для обеспечения условий его нормального функционирования. Подходить к проблеме обеспечения надежности, преследуя при этом лишь только одну цель: получение максимальной прибыли при минимальных затратах, не всегда правильно и целесообразно. Более того такое положение дел подчас грозит в дальнейшем огромными осложнениями в экономическом, в социальном и в политическом отношениях существования предприятия. Даже решая данный вопрос с чисто экономических позиций, в настоящее время успешность функционирования предприятия на рынке определяется не только максимальным извлечением прибыли, но и другим факторами экономического развития предприятия в зависимости от выбранной цели, как например, обеспечение выживаемости, завоевание лидерства по показателям доли рынка или показателям качества товара и т. д. При проектировании тех или иных технологических комплексов, машин или орудий труда огромное значение имеет человеческий фактор, который нельзя оценить никакими показателями. Это особенно остро ощущается в таких отраслях промышленности как авиастроение, кораблестроение и т. п., где цена выхода из строя отдельного элемента – человеческая жизнь. Хочется отметить, что при проектировании авиатехники коэффициент надежности каждого самолета закладывается равным 0,999. Столь высокий коэффициент говорит о том, что разработчики идут на любые расходы для того, чтобы обеспечить максимальную надежность техники, а экономический эффект остается на втором месте. А например, при повышении надежности техники, предназначенной для научных исследований, более существенным является тот вторичный эффект, который заключается в достоверности результатов научных экспериментов (достоверности информации), который в большинстве случаев нельзя оценить в денежном выражении, но экономический потенциал которого огромен. Если эта техника является к тому же невосстанавливаемой (разового применения), то увеличение ее надежности имеет еще большее значение, чем для восстанавливаемой. Сейчас, в эпоху космических исследований, когда в космос запускаются целые исследовательские лаборатории, эта проблема становится особенно важной и должна служить предметом специальных исследований.
Надежность - способность изделия выполнять заданные функции, сохраняя в течении определенного времени значения эксплуатационных показателей в установленных пределах. Они определяются заданными режимами и условиями использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность - понятие сложное, включающее в себя характеристики некоторой совокупности более простых (частных) свойств, определяющих пригодность объекта к нормальной эксплуатации. Эти частные свойства называют так же сторонами надежности или ее составными частями. К их числу относятся такие свойства, как безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность и др. Рассмотрим понятие ремонтопригодности. Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. Количественной характеристикой ремонтопригодности является время восстановления: Тв=Тп+Ту, где Тв - время восстановления РЭУ,
Тп – время поиска дефекта в РЭУ, Ту – время устранения дефекта в РЭУ. Время восстановления (рис.) играет важную роль в обеспечении коэффициента готовности РЭУ, который регламентируется техническим заданием на устройство:
где Тн – время наработки между отказами. Время Ту устранения дефекта для выбранного конструктивного исполнения может быть определено заранее и приниматься за постоянную величину: Ту=const.
Опыт эксплуатации сложных изделий показывает, что при отсутствии специальных средств диагностировании основную долю времени восстановления составляет время, затрачиваемое на установление места дефекта, таким образом Тп>>Ту, поэтому можно принять Тв»Тп. Поэтому для уменьшения времени восстановления прежде всего необходимо сократить время диагностирования, что может быть достигнуто специальными методами и средствами диагностирования с высокой степенью автоматизации. Однако следует заметить, что применение специальных методов и автоматизированных средств диагностирования может оказаться не эффективным, если не обеспечить приспособленность к диагностированию, т.е. их контролепригодность. Достаточно сказать, что если изделие должным образом не приспособлено к техническому диагностированию, то вспомогательные операции составляют 60-80% общего времени диагностирования. В некоторых случаях доля времени вспомогательных операций может быть и выше. Немало важную роль при обеспечении ремонтопригодности, а следовательно, и контролепригодности является использование технических средств диагностирования (ТСД) как внешних, так и внутренних. В общем случае использование встроенных ТСД приводит, с одной стороны, к повышению контролепригодности и ремонтопригодности, т.к. за счет исключения подготовительных операций снижаются затраты времени на проверку и поиск дефектов (Тп), а с другой- к понижению контролепригодности и ремонтопригодности объекта, поскольку встроенные ТСД, конструктивно относясь к объектам диагностирования (ОД), могут повышать затраты времени на проверку и поиск дефектов в ОД. Безотказность ОД за счет встраивания ТСД снижается из-за возникновения дефектов в ТСД, которые встроены в ОД.
Рис.3. Составляющие среднего времени восстановительного ремонта РЭУ модульной конструкции: t1 — время обнаружения дефекта, t2 —время определения дефекта, t3 — время замены конструктивно-съемного элемента, t4 — время послеремонтной проверки.
Так как безотказность регламентируется в ТЗ на РЭУ и она безусловно обеспечивается при проектировании устройства, то можно поставить задачу определения соответствующего достигнутому уровню безотказности уровня контролепригодности (рис. 4.). Нетрудно видеть, что при KГ®1, K также должна стремится к 1. Для определения достаточного уровня контролепригодности, необходимо найти вид функции:
Это позволило бы решить проблему выявления компромиссного уровня контролепригодности K, который при заданном ограничении на коэффициент KГ готовности (а значит и на TП и на ремонтопригодность) минимизировал бы необходимую избыточность РЭУ СУ.
Рис. 4. Зависимость показателя контролепригодности РЭУ от достигнутого уровня безотказности при различных требуемых коэффициентах готовности РЭУ.
Кривая для
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|