Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
Введение
Музыка разных народов мира
«Шире круг» Д.Львов-Компанеец
«Песня о дружбе» А.Островский
«Молдавеняска»
«Лезгинка»
«Веснянка» укр.н.п.
Финал концерта № 1 П.И.Чайковский
Знакомство с музыкой других народов. Условное деление народной музыки стран Ближнего Зарубежья на группы.
Развитие представлений о национальном своеобразии народной музыки, её черты
Установление сходства и различия между русской и зарубежной музыкой. Музыкальный разговор о дружбе. Обрядовые песни. Влияние народной музыки на творчество композиторов на примере музыки П.И.Чайковского.
2.
3.
4.
Музыка славянских народов
Россия, Украина,
Белоруссия
«Песня дружбе» А.Островский
«Вниз по матушке по Волге» р.н.п.
«Веснянка» укр.н.п.
Финал концерта № 1 П.И.Чайковский
«Гопак» укр.н.т.
«Перепёлочка» бел.н п.
«Бульба» бел.р.п.
«Весёлые гуси» укр.н.п.
Вариации на тему «Перепёлочка»
«Песня о Днепре» М.Фрадкин
«Ревёт и стонет Днепр…» Д Крижановский
Углубление представлений о сходстве и близости музыки славянских народов - певучесть, национальном своеобразии, характерном тембре народных инструментов: гусли, домра, балалайка, бандура, цимбалы. Выявление и анализ средств выразительности для понимания общности музыкального языка славян. Народные певцы: скоморохи, сказители, баяны, кобзари, песняры.
Песня, танец, концерт, вариация, финал.
5.
6.
Музыка народов Закавказья
Азербайджан, Армения, Грузия
«Песня дружбе» А.Островский
«Марш» А.Хачатурян
«Танец с саблями» А.Хачатурян
«Лезгинка»
«Колыбельная» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян
«Русская пляска» А.Хачатурян
«Цыплята» Г.Гусейнли
Выявление характерных особенностей закавказской музыки: стремительность, острота, яркость тембра, ритмичность, извилистые распевы, танцевальность, изобилие причудливых украшений. Виды народных инструментов и роль ударных инструментов в музыке. Народные певцы: ашуги, зурначи. Жизнь и творчество А.Хачатуряна. Балет, колыбельная, ритм, танец, марш.
7.
8.
Музыка народов Средней Азии
Казахстан, Узбекистан
«Песня дружбе» А.Островский
Музыка Великих степей» Курмангазы
«Золотая осень» казах. нар. музыка
«Мавриги» узбек. нар. танец
История развития национальной музыки Средней Азии. Определение особенностей народной музыки: танцевальность, вьющиеся мелодии, извилистость, петельки – украшения, приглушённая ритмичность, восточные интонации, одноголосие. Сравнение музыки славянской, закавказской, среднеазиатской групп. Народные певцы: акыны, кюи, бахши, ырчи. Разнообразие народных инструментов. Показ ритмических движений танца.
Особенности национальной музыки: певучесть, сдержанность, строгость звучания, многоголосие. Сходство с музыкой славян. Традиции хорового пения в Прибалтике. Идея создания кантаты Бальсиса. Каннеле – гусли.
Определение сходств и различий народной музыки народов России и Ближнего Зарубежья. Роль композиторов в установлении связей между музыкой разных народов. Подчеркнуть главную тему музыки – жизнь и дружба народов. Музыка – это не только искусство, но и интернациональное средство общения, понятное всем народам без перевода, сближает и объединяет всех.
4 КЛАСС – 4 четверть «Музыка разных народов мира» - 8 часов
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
Музыка разных народов мира
Музыкальный язык
«Песня дружбе» А.Островский
«Большой хоровод» Б.Савельев
«Колыбельная» Дж. Гершвин
«Посадил полынь я» болгар. нар. песня
«Утро» Э.Григ
«Заход солнца» Э.Григ
Направить на размышление об интернациональной природе музыкального языка, о всеобщей его понятности. Единство музыкального языка у разных народов. Определение образного содержания, характера и контрастов произведений. Особенности творчества Э.Грига – основателя норвежской классической музыки. Взаимосвязь музыки и живописи.
Песня, колыбельная, сюита, романс.
2.
Взаимопроникновение русской, норвежской и немецкой музыки
«Осенняя песня» П.И.Чайковский
«Заход солнца» Э.Григ
«Камаринская» р.н. плясовая
«Сурок» Л.Бетрховен
Вариации на русскую тему Л.Бетховена
Сравнение музыкального языка композиторов разных стран. Рассказ о дружбе П.Чайковского и Э.Грига, о любви к народной музыке Л.Бетховена. Определение сходных черт их музыки и обращение к народной песне. Сравнение средств выразительности музыки с красками художника. Романс, вариация, смена лада: мажор, минор, вокализ. Вокальная и инструментальная музыка.
Представление об особенностях народной музыки Венгрии и Чехии: танцевальность, лёгкость, задор. Сравнение с музыкой России и Молдавии. Роль ритма, тембра и темпа, богатство оркестровки. Понятие -синкопа. Разновидности танца: вальс, мазурка, полька, чардаш. Жизнь и творчество Ф.Шопена – основателя польской классической музыки.
Творчество М.Глинки, путешествие в Италию и его проникновения в интонационный строй музыки Италии. Особенности итальянской музыки: бельканто, тенор, баркарола. История романса. Вариация, хота. Тема дружбы народов и борьбы за мир в советской музыке. Творчество И.Дунаевского.
5.
Взаимовлияние
японской и русской музыки
«Летите, голуби» И.Дунаевский
«Катюша» М. Блантер
«Вишня» японская н. п.
Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского. Особенности японской музыки: распевность, неторопливость мелодий, полётность. Рассказ о певческом клубе в Японии и их любви к русским песням. Интонационное развитие японской мелодии в вариациях Д.Кабалевского. Музыка красоты и любви, скорби и печали, предупреждения и напоминания
6.
Взаимовлияние
французской и австрийской музыки
«Пастушья песня» франц. н. п.
Вариации на французскую тему В.А.Моцарт
«Рондо в турецком стиле» В.Моцарт
Жизнь и творчество В. Моцарта. Вариационное развитие французской песни и её характер в музыке В.Моцарта
История возникновения большого барабана. Формы музыки: одночастная, вариация, рондо. Исполнение каноном.
7.
Музыка народов Африки
«Танец чёрных» из балета «Тропою грома» Кара Караев
«Нас много на шаре земном» А.Александров
Знакомство с интонационными особенностями музыки народов Африки, сходство с музыкой Востока: танцевальность, синкопа, ритмичность, роль ударных инструментов. Творчество К.Караева и идея создания балета.
8.
Обобщение
Материал 2 полугодия
Музыкальная викторина
Кроссворд «Композитор»
Осознать мысль, что между музыкой разных народов нет непереходящих границ. Беседа о дружбе народов мира и роли музыки как интернационального языка общения. Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Закрепление стилей и определение принадлежности.
Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе – 34 часа
«Музыка – Литература – Живопись»
Учитель музыки: Сандакова С.С.
1 четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.
2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.
3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.
4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись?» - 8часов.
ЦЕЛИ:
1.Определение и установление связей музыки с литературой и с изобразительным искусством;
выяснение и осознание многообразия и богатства связей этих искусств через отражение ими главной темы – жизни и эмоционального мира человека.
2.Развитие у детей внутреннего слуха и внутреннего зрения, творческого воображения, способности слышать и видеть музыку через расширение кругозора;
развитие и увеличение музыкальных знаний и навыков учащихся.
3. Воспитание чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов и мировоззрения учащихся;
увлечение учащихся музыкой;
обогащение духовного и нравственного мира учащихся.
4. Создание благоприятной обстановки в классе для активной деятельности учащихся в атмосфере уважения и поддержки всего коллектива.
5 класс - 1 четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
4.09.
Введение
«Походная» Р.Бойко
«Крокодил и Чебурашка»
Мелодия 1 части концерта№3 С.Рахманинова
«Вокализ» С.Рахманинов
«Дорогой друг» А.Судариков
Беседа о песнях, поэзии, музыки без слов. Подчеркнуть мысль о важности слов в песне и значении поэзии в музыке. Определение характера, интонации музыки. Знакомство с творчеством С.В.Рахманинова.
Песня, вокализ, сопрано, мелодия.
Определение стиля, интонации, принадлежности музыки. Повтор особенностей рус.нар.песен. Творчество М.Глинки, П.Чайковского и их вклад в развитие русской классической музыки.
Певучесть, протяжность, а-капелла, хор, пьеса, песня, романс, вокализ.
3.
18.09.
4.
25.09.
Картины природы.
Музыка вокальная и инструментальная
«Жаворонок» М.Глинка
Вариации на тему «Жаворонок» М.Балакирев
«Поет зима, аукает» 2 часть «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридов
Склад музыки. Вокально-хоровая работа: глиссандо – скользящий ход – протяжность. Вариация. Кантата и её строение. «Живописная» музыка. Выразительная и изобразительная интонация. Симфонический оркестр. Солист - хор. Бас, сопрано. Творчество М.Балакирева - друга и ученика М.И.Глинки, Г.В.Свиридова- художника в русской музыке.
5.
2.10.
6.
9.10.
Сказочные сюжеты в музыке.
«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин
«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римский-Корсаков
Фрагменты из балета «Чиполлино» К.Хачатурян
Подчеркнуть важность литературы для музыки опер и балетов. Вспомнить сказки, по которым они созданы. Творчество композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова. Определение характера музыки и героев, сравнение интонаций. Повтор особенностей русских народных песен.
Опера, балет, либретто, колыбельная.
7.
16.10.
Вторая жизнь песни
«Во поле берёза стояла»
«Наш край» Д.Кабалевский
Финал симфонии №4 П.Чайковский
Концерт для фо-но Д.Кабалевский
Вспомнить мелодии песен, звучавшие ранее. Викторина «Угадай песню». Определение интонаций песен, маршей, танцев. Восприятие и анализ инструментальной музыки. Творчество П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского. Вариация, симфония, финал, концерт.
8.
23.10.
9.
30.10.
Обобщение
«Роль литературы
в музыкальных произведениях»
Материал четверти.
Кроссворд «Литература»
«Слова и звуки» Е Ростопшина.
«Какая власть сравниться
с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…
Блаженство, радость, муки
Любовь, вражду –
Всё облекаем в них…
В словах и звуках
вечный ключ сердец!»
Определение музыкальных сочинений и композиторов, образов.
Выразительное исполнение песен.
Определение главного в образном строе произведения, связи слов и музыки, роли народных мелодий в творчестве русских композиторов. Закрепление мысли: без литературы музыка понесёт огромные потери – исчезнет вокальная, симфоническая и инструментальная музыка. Литература обогащает музыку, даёт поэтические сюжеты. Музыка и литература взаимосвязаны между собой, так как рассказывают о жизни, украшая её и обогащая.
5 класс - 2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
14.11.
2. 21.11.
Музыкальные сказки
«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин
«У Лукоморья» А.Пушкин
Грузинская народная мелодия
«Волшебный смычок» норвежская нар.песня
«Чонгурист» грузинская сказка
«Музыкант – чародей» белорусская сказка
«Мелодия» А.Аладов
Кроссворд «Краски музыки»
Закрепление темы 1 четверти. Примеры детей связи литературы и музыки. Близость песни и сказки у А.С.Пушкина. Музыка в сказках разных народов. Значение музыки в жизни, её влияние. Музыка – главный герой в литературе, необыкновенная сила искусства. Особенности народной музыки: певучесть – танцевальность, распевность – извилистость, неторопливость – стремительность, хор - солист.
Мелодия, песня, чонгури, скрипка.
Вспомнить басни, где музыка - главный персонаж. Творчество И.Крылова, А.Бородина. Ансамбль и их состав. Инструменты квартета. Определение и сравнение характера музыки в басне и квартете. Теплота мелодии и хаотичность звуков. Инсценировка басни и песни.
4.
5.12.
Музыка в рассказах К.Паустовского
«Старый повар» К.Паустовский
Симфония «Юпитер»
фрагмент 2 части В.Моцарта
«Фантазия» до минор В.Моцарт
Роль музыки в рассказах, её значение и влияние. Знакомство с творчеством К.Паустовского, стилем В.Моцарта. Определение силы музыки. Значение музыки В.Моцарта для творчества П.Чайковского. Музыка – утешение и опора в жизни. Чуткость и эмоциональность восприятия.
Симфония, фантазия, романтизм.
История создания песни «Маленький барабанщик» и её связь с творчеством А.Гайдара. Творчество и жизнь писателя, любовь к народным песням. Сравнение песни и романса, различие характеров и исполнения, их жизнь в одном произведении.
6.
19.12.
Музыка в кинофильмах
«Вальс» си минор Ф.Шопен
«Звуки музыки» Р.Роджерс
Кроссворд «Жанры музыки»
Закрепить роль музыки в творчестве А.Гайдара. Определение стиля и особенностей музыки Ф.Шопена. Значение музыки в кино и мультфильмах. Передача в музыке настроений и влияние на людей. Вокально-хоровая работа коллективно и индивидуально, по группам.
Гамма, сценарий, либретто.
7.
26.12.
Обобщение
«Музыка – главное действующее лицо в литературных произведениях»
Материал четверти
Кроссворд «Музыка»
Определение = Викторина по произведениям четверти. Роль и значение музыки в литературе. Вокально-хоровая работа над произведениями. Закрепление терминов в кроссворде. Подчеркнуть значение и роль искусства в жизни человека и определить взаимосвязь искусств.
Музыка – искусство звуков.
Литература – искусство слов.
Искусства, рассказывая в своих произведениях о жизни, дополняют друг друга, делают понятнее, выразительней и богаче. Они раскрывают внутренний мир человека, украшают нашу жизнь.
5 класс - 3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
16.01.
Введение: Музыка и живопись.
Песни гражданской войны
«Песня о маленьком трубаче» С.Никитин
«Маленький барабанщик» немецкая песня
«Песня о тачанке» К.Листов
«Песня о Щорсе»
«Орлёнок» В.Белый
Обобщение темы 1 полугодия: связь музыки и литературы. Определение интонаций и настроений песен, сравнение, определение образов. Нахождение картин, созвучных музыке. Определение живописи как искусства красок. Интонации марша, ритмичности, мужества для передачи атмосферы войны.
2.
23.01.
Сказка в музыке
«Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин
«Картинки с выставки» М.Мусоргский
1.Старый замок
2.Прогулка
3.Гном
4.Баба-яга
«Дети любят рисовать» В.Шаинский
Творчество М.Мусоргского, историческая тема. Сказочность – опора на творчество художника В.Гартмана. Сравнение пьес цикла, определение названия по характеру музыки, анализ эмоциональных состояний, аналогия образов в литературе. музыке, живописи. Связь искусств.
Развитие мышления, зрительного воображения, сопереживания.
Цикл, пьеса, образ, форма, элементы музыкальной речи.
3.
30 01.
4.
6.02.
«Могучая кучка»
Богатырская тема в музыке
«Богатырские ворота» М.Мусоргский Симфония №2 А.Бородин - экспозиция 1ч.
«Ноктюрн» из Квартета №2 А.Бородин
«Россия» Д.Тухманов
«Погоня» Я.Френкель
«Песня о маленьком трубаче» С.Никитин
Иллюстрация картины В.М. Васнецова
«Три Богатыря»
Увертюра Я.Френкеля к кинофильму «Новые приключения Неуловимых»
История создания союза русских композиторов 19 века «Могучая кучка», его значение и состав. Определение композиторов по стилю и произведениям. Обращение к народной музыке.
Взаимосвязь между произведениями. Определение интонации силы, мужества защитников Отечества. Образы богатырей и их роль в музыке А.Бородина. Сравнение с темой стремительной погони Я.Френкеля
Многокрасочность звучания симфонического оркестра. Тембр, динамика, лад, регистр. Симфония, экспозиция, увертюра, вариация.
Показать значение музыки в создании героических образов. Сравнение характера и стиля музыки Л. Бетховена и А.Бородина в опоре на национальную принадлежность и тему в музыке.
Закрепить знания о содружестве и творчестве русских композиторов «Могучей кучки».
6.
20.02.
Картины истории в музыке
Музыкальный портрет
«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский
«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский
«Баба Яга», «Гном» М.Мусоргский
«Рисуйте» А.Зацепин
«Россия» Д.Тухманов
Творчество М.П.Мусоргского – мастера музыкального портрета.
Идея создания опер. Сопоставление произведений живописи и музыки, углубление представлений о многогранных связях искусств. Определение нрава и характера героев Разбор средств выразительности при отражении душевного мира героев.
Вокальная работа над точностью исполнения интонаций.
7.
27.02.
Связь музыки
19-20 веков
«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский
Ария Кутузова и Хор из оперы «Война и мир» С.Прокофьева
Ария Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка
«Россия» Д.Тухманов
Идеи создания исторических опер. Картина рассвета как рассвета в жизни России, света знаний. Сравнить и найти общее в творчестве данных композиторов – отражение жизни России. Музыка эпического характера. Вспомнить ранее изученные произведения. Сравнительный анализ фрагментов с заполнением таблицы. Размышление героев о судьбе Родины, душевное переживание, слава русскому народу, обращение к народно-песенным интонациям.
Симфония, балет, кантата, опера, романс, ария, хор, увертюра.
Взаимосвязь иконописи и музыки при воплощении образа матери в светском и духовном искусстве. Нравственное воспитание. Связь музыки и живописи: душевность, взволнованность, напевность образов. Знакомство с творчеством Шуберта и Баха, выражение внутреннего мира человека. Вокально-хоровая работа над душевностью исполнения.
9.
12.03.
Картины природы
«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.Мусоргский
«Утро» Э.Григ
«Жаворонок» М.Глинка
Вариации на тему романса «Жаворонок» М.А.Балакирев
«Поет зима, аукает» 2 часть «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридов
«Грустная песенка» П.Чайковский
«Здесь, где Волга голубая» А.Гладченко
Дать понятие «музыкальный пейзаж». Музыкальная викторина по известным произведениям. Развитие мышления, памяти, воображения. Природа в музыке русских композиторов – основная черта русских композиторов. Анализ произведений, выделение средств выразительности музыки. Подчеркнуть возможности, насыщенность и богатство красок симфонического оркестра.
10.
19.03.
Обобщение
Музыка четверти.
Кроссворд «Формы музыки»
Музыкальная викторина. Закрепить знания о творчестве и стиле композиторов, возможности увидеть музыку через зрительные представления по её характеру.
Обобщить представления о взаимосвязи музыки и ИЗО через образное восприятие жизни. Музыка вступает в союз с другими искусствами, звуками обогащая произведение, делая его нагляднее, доходчивее и понятнее.
5 класс - 4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись?» - 8часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
1.
2.04.
Музыка борьбы и подвига
«Дети любят рисовать» В.Шаинский
«Рисуйте» А.Зацепин
«Жаворонок» М.Глинка
«Заход солнца» Э.Григ
«Вниз по матушке по Волге»
«Набат» 4 ч. симфонии №11 Д.Шостакович
«Песня о Щорсе» М.Блантер
Введение в тему. Развитие музыкального воображения, подбор музыки по зрительным фрагментам. Сравнение образов – ассоциации от зрительного образа к музыкальному. Познакомить с понятием «музыкальность» картин. Обращение к теме природы. Развитие мышления при возникновении музыкальных образов – звуков. Творчество Д.Д.Шостаковича – великого русского симфониста эпического жанра. Определение героического характера музыки. Симфония, образ, форма, набат, песня.
Определение связи музыки и жизни. Анализ живописных образов с подбором соответствующего характера музыки. Средства и приемы музыкальной выразительности = Краски музыки = Элементы музыкальной речи. Медные духовые инструменты, духовой оркестр.
Творчество Дм. Покрасса, М.Равеля. История создания «Марша Буденного»; испанского танца «Хабанера» французским композитором.
Труба, сурдина, хабанера
3.
16.04.
Песни русской природы
«Вниз по матушке по Волге»
«Вечерний звон» на стихи И Козлова
«Ростовские звоны»
«Вечерний звон» И.Левитан (картина)
«С чего начинается Родина?» М.Блантер
Кроссворд «Мелодия» - краски музыки
Образы природы в творчестве русских поэтов, художников и композиторов. Сравнение понятий: музыкальная живопись и живописная музыка. Анализ картины для музыкального представления образа. Повторение и закрепление красок музыки и особенностей русской народной песни.
Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.
Вокальная работа над распевностью, широтой, душевностью исполнения.
4.
23.04.
5.
30.04.
Музыка родного края
«Наш Астраханский, сердцу милый край» Г.Лаптев
«Город Астрахань» А.Гладченко
«А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко
«Здесь, где Волга голубая» А.Гладченко
«Камызякский вальс» А.Гладченко
«Гимн Камызяка» Ю., Н.Сафонцевы
Народные песни ансамбля «Раздивье»
История развития музыкальной культуры края. Посещение Астрахани М. Балакеревым. Музыкальные деятели края. Рыбацкие песни – истоки астраханских песен. Композиторы – баянисты: Г.Гордеев, А.Гладченко, Е.Круглов, Ю.Сафонцев. Современные астраханские фольклорные ансамбли. История создания «Гимна Камызяка». Отражение просторов и красоты астраханской земли в творчестве поэтов и художников родного края.
6.
7.05.
7.
14.05.
Картины народного гулянья
Музыкальная живопись и живописная музыка
Знакомство с творчеством К.Дебюсси – представителем импрессионизма, мастером звуковой живописи. Сравнение контрастных образов покоя и тишины, праздника и фейерверка в музыке. Определение формы, образов, звуковедения, средств выразительности.
Творчество Д.Кабалевского – детского композитора, учителя музыки, автора школьной программы по музыке. Творчество И. Стравинского и роль фольклора в его музыке. Определение яркости красок и национального колорита музыкальной картины. Выявление множества контрастных деталей, образующих единое целое.
Вокальная работа над певучестью и плавностью, ритмичностью и чёткостью интонаций песен.
8.
21.05.
Обобщение
Урок-концерт
Материал четверти и года
Музыкальная викторина
Кроссворд «Образ»
Кроссворд «Главная тема искусств»
Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки, литературы, живописи для отражения в них жизни с помощью различных средств выразительности и обогащения всей жизни человека. Роль музыки в семье искусств и её влияние на них. Определение произведений, образов, композиторов через музыкальную викторину. Закрепление знаний о творчестве композиторов и главных тем.
Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе – 34 часа
Учитель музыки: Сандакова С.С.
1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.
2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.
3 четверть: «В чём сила музыки?» - 10 часов.
4 четверть: «В чём сила музыки?» - 8часов.
ЦЕЛИ:
1.Определение понятия «преобразующая сила музыки» и в чём оно заключается.
Определение силы воздействия музыки через два её важнейших качества:
красоту и правду.
Понимание связи музыки с жизнью, жизненного содержания музыкального образа и влияния музыки через человека на всю его жизнь.
2.Развитие чувства стиля композиторов и понимания многогранности ими восприятия жизни, умения слушать и размышлять о музыке, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, эмоционального отклика и сопереживания, музыкальной грамоты и культуры учащихся, накопление слухового опыта.
3.Эмоционально-нравственное, духовное, интернациональное воспитание, формирование мировоззрения на примере жизни и творчества композиторов и времени, в котором они жили.
4.Создания благоприятного, дружеского климата в классе для активной, творческой деятельности учащихся, увлечения музыкой и понимания её ценности и роли в жизни.
6 класс – 1 четверть: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
4.09
Введение
«Как многогранна музыка! Как юно она, звуча
сквозь времени пласты,
В сердцах людских
Затрагивает струны
Любви, печали,
памяти, мечты».
И.Волобуева
«Школьные годы» Д.Кабалевский
«Мелодия» из оперы «Орфей» К.Глюк
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Матушка, что во поле пыльно?» рус.нар.п.
«Вальс» Жак Брель
Роль музыки в жизни человека, её влияние на мысли, чувства, настроения людей. Определение жизни как источника музыки. Знакомство с мифами и былинами: Орфей, Садко, Баян, Сирены. Создание ситуаций для развития сопереживания. Анализ произведений, сравнение по характеру, принадлежности, типу исполнения.
Певучесть, песня, вальс, шансон, шарманка, народный и эстрадный оркестр, певец, солист, хор, средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, тембр.
Определение влияния музыки в контрастных произведениях. Творчество П.Чайковского – тонкого психолога души человеческой, музыка которого приносит утешение и опору. «Лебединая песня», симфония, форма, особенности русских народных песен.
18.09
Задушевность лирической музыки
«Мальчишки и девчонки! А.Островский
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
«Вальс»фа минор П.Чайковский
«Вальс» ми минор Ф.Шопен
Определение музыки как искусства звуков, способного отразить человеческие чувства и настроения. Показ способности музыки затрагивать человеческую душу на примере лирической музыки П.Чайковского и Ф.Шопена. История вальса. Анализ и сопоставление, нахождение общего и отличного, определение образа, формы, характера, принадлежности музыки.
25.09
Вторая жизнь песни
«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!»
Д Фурманав
«Зелёная рощица» рус.нар.песня
Сцена картины №5 из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьев
Роль песни в жизни человека на примере творчества С.С.Прокофьева –
композитора-новатора русской музыки 20 века. Знакомство с книгой Б.Полевого о подвиге А.Маресьева. Обращение к народной музыке, определение знакомой мелодии, характера, формы, воздействия музыки.
Опера, особенности русских народных песен, образ птицы в искусстве и жизни.
2.10
Музыка в борьбе
за мир и свободу
«Песня и стих – это бомба и знамя!»
В.Маяковский
«На побережье тайном» М.Теодоракис
«Я – Фронт!» М.Теодоракис
«Чудо – музыка» Д.Кабалевский
Роль музыки в борьбе за свободу на примере творчества М.Теодоракиса – композитора, борца-антифашиста.
Способность музыки укреплять или ослаблять силу воли, возбуждать смелость, уверенность, мужество. Определение черт греческой народной музыки, интонаций марша и решительности, призыва к свободе.
Сиртаки, бузуки, танцевальность.
9.10
Сила музыки И.С.Баха
«Человек –
это звучит гордо!»
М.Горький
Воздействие на человека музыки, созданной не только в наши дни, но и в отдаленном времени. Жизнь и творчество И.С.Баха, повернувшего музыку к человеку. Основатель немецкой классической музыки. Определение стиля: человечная, чувственная, духовная, возвышенная музыка, которая помогает людям, дает силу и веру, облагораживает человека.
Орган, фуга, токката, полифония, хорал.
Творчество И.С.Баха и Л.В.Бетховена. Определение свойств, сближающих и отличающих их музыку. Склад музыки: полифония и гомофония. Определение принадлежности музыки, характера. Прелюдия, менуэт, гомофония.
23.10
Сила героической музыки
«Через борьбу к победе!»
Л.Бетховен
Симфония №5 «Героическая»
1 часть Л.В.Бетховен
«Я – Фронт!» М.Теодоракис
Восприятие музыки Л.Бетховена, ее могучей силы на человека и побуждения к преодолению трудностей жизни. Рассказ о творчестве Л.Бетховене и Ю Фучике – чешском писателе, борце против фашизма, Помощь музыки в борьбе с врагами. Интонации героя, судьбы, борьбы, победы в симфонии. Отзыв о музыке.
30.10
Закрепление
«Помощь музыки в трудную минуту»
Материал четверти.
Кроссворд «Влияние музыки»
Музыкальная викторина
Осознать, что музыка не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние, сказывающееся на всей деятельности человека, его поступках, отношении к миру и людям, на всём его поведении.
Вспомнить примеры музыки, отражающие это. Определить черты стиля композиторов четверти. Назвать наиболее полюбившиеся произведения.
6 класс – 2 четверть: «Преобразующая сила музыки» -7 часов.
№ / Дата
Тема
Количество
часов
Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
14.11
21.11
Участие музыки в революционном движении
«Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила».
Д.Кабалевский
Роль музыки в переломные моменты истории общества. Интернациональное значение музыки. История создания революционных песен: гимн рабочих мира и гимн Франции. Эмоциональная сила песен, средства выразительности. Творчество Д.Б.Кабалевского.
Песня, марш, гимн, реквием.
28.11
Воплощение в музыке атмосферы времени
«Вокализ» С.В.Рахманинов
Концерт №3 (1ч.) С.В.Рахманинов
Концерт №2 (1ч.) С.В.Рахманинов
«Чапай остался жив» Е.Жарковский
«Россия» Д.Тухманов
Отражение в музыке напряжения и волнения, царившего в России начала 20 века. Жизнь и творчество С.В.Рахманинова, особенности стиля: любовь к родной песне, природе, переживание за судьбу Родины. Определение интонаций, образа, принадлежности музыки, сходных черт произведений урока. Тема набата.
Вокализ, концерт, песня, певучесть.
5.12.
Сатира в музыке
«Песня единого фронта» Г.Эйслер
«Шествие» из опера «Золотой петушок»
Н.А.Римский-Корсаков
Фрагменты-характеристики Додона, Полкана, Петушка, Звездочета
«Солдатушки, бравы ребятушки» рус.нар.п.
Сила сатиры в музыке. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакого – русского композитора-сказочника. Идея создания оперы. Опред