Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятий «прекрасное» и «техногенный мир»




Содержание

 

Введение

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

Сущность понятий "прекрасное" и "техногенный мир"

Обзор литературы

Глава 2. Пути развития чувства прекрасного.

Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Заключение

Список литературы


 

Введение

Ритм эпохи, в коей нам посчастливилось родиться, можно смело назвать бешеным, ведь условия современного мира заставляют человека жить в ускоренном темпе. Люди безостановочно спешат по каким-то делам, торопятся попасть во множество мест, гонятся за мнимыми благами. Огромный поток информации, неуловимые изменения в мировом устройстве, постоянные перемены и усиливающееся давление событий, безусловно, порождают стрессы, нервные срывы, подавленное состояние и огромное количество нервных заболеваний, что в последнее время уже уверенно называют «болезнью мегаполисов». Это ли мы можем назвать жизнью? Неумолимую погоню за невидимым, страстным желанием обладать всем и сразу? Куда делось желание жить каждую минуту и ценить каждое мгновение? Разве не это есть залог счастливой жизни? Что потерял человек, и почему ему сейчас стало так сложно наслаждаться мгновением?

Кто бы мог подумать, что эпоха индустриализации даст столь весомый толчок для потери духовных качеств в людях нашей современности? Разве можно было представить, что изобретение парового двигателя могло каким-то образом повлиять на идеалы человека 21 века? Никто и предположить не мог, что люди двухтысячного тысячелетия так запросто и с удовольствием примут перенасыщение технологиями, внедряя программный продукт во все сферы человеческого бытия… А это ли нужно для радостной жизни? Неужели в бесконечном потоке движения так людям проще ухватиться за ниточку своего счастья? Этот вопрос я хотела бы поднять в своей курсовой работе и постараться понять: как в наше время, в безжалостно быстром течении нашей жизни, современному человеку можно достичь гармонии и научиться любить то, что окружает его.

Разумеется, я не первая, кого заинтересовала данная тема, ведь в настоящем она актуальна как никогда ранее. К исследованиям этой проблемы уже обращались американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в труде «Футурошок», английский писатель Олдос Хаксли в художественном произведении «О дивный новый мир!», советский философ и организатор науки Вячеслав Стёпин в своей работе «Философия науки и техники», малоизвестный экономист и директор Центра мир-системных исследований Фёдор Смирнов в своих рассуждениях «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации», а также другие деятели культуры.

Однако, несмотря на то, что настоящая проблема становится всё ощутимее, решение её само не приходит, и оттого она приобретает еще большую актуальность. Я же, поставив перед собой цель, изучить закономерность, столь проблематичного в настоящем, развития чувства прекрасного, постараюсь найти ответы на вопросы, описанные выше. Прийти к ответам я собираюсь путем решения следующих задач: изначально стоит разобраться в сущности понятий «прекрасное» и «техногенный мир», далее стоит рассмотреть некоторые суждения по теме в работах описанных выше авторов, после я постараюсь выявить возможные пути развития этого самого чувства прекрасного посредством самопознания и совершенствования эстетических ценностей, а в заключение мне хотелось бы порассуждать о популяризации духовных ценностей, как единственно возможную основу для формирования в человеке чувства прекрасного.


 

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

Сущность понятий «прекрасное» и «техногенный мир»

 

В диалоге Платона «Гиппий больший», участниками которого являются Сократ и Гиппий, описано размышление на тему прекрасного, причём один из участников спрашивает "не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное". После долгих размышлений, Сократ приходит к выводу, что всё прекрасное трудно.

Нас же этот вывод вряд ли устроит, и мне бы хотелось несколько точнее определить, о чем же пойдет речь в данной работе.

Прекрасным мы можем назвать своё душевное состояние, когда хочется улыбаться всем прохожим. Прекрасной мы можем назвать услышанную композицию или увиденную работу художника. Прекрасной мы можем назвать погоду, когда на лицо падают лучи долгожданного солнца и согревают своим теплом. Усложнять этот термин не имеет смысла, ведь «прекрасное» человек создаёт себе сам. Джон Леннон говорил: «Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает - не расстраивайтесь: восход солнца - это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время <http://citaty.info/tema/vremya> ещё спит». Отсюда мы можем вынести, что прекрасное можно найти в любой мелочи, что попадется Вам на глаза и окажется приятной для созерцания. Этот же вывод мы можем подтвердить словами Платона: Прекрасное по природе - это «нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает. Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший». [1]. Смею предположить, что это определение наиболее точно отображает понятие «прекрасного» в том понимании, в котором мы стремимся его использовать. И, казалось бы, настолько просто его существо, что уловить эту ноту можно во всём, в каждой мелочи… Так что же останавливает человека перед этим? И почему данная тема имеет место быть, раз так несложно найти этот идеал, вдохновляющий творцов уже долгие века на создание всё новых и новых произведений?.. Выходит, сложно.

Антон Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В нашем настоящем мы отчетливо видим, что лицо и одежда, быть может, и прекрасна (а как иначе? дорогостоящие средства и одежда не могут не придавать шарма), но вот с душой и мыслями, к великому сожалению, дело обстоит совсем иначе… Из-за поголовного «погружения» в мир экранов происходит общечеловеческий переход в виртуальную реальность, которая медленно, но верно становится «объективной действительностью» наших дней. «Подобная трансформация, усиленная развитием экраноцентричных, рекламных и «сетевых» технологий, способна привести к рождению нового типа людей - поколения Хаоса». [2]

«Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной картины мира, при постоянном отвлечении на кутерьму текущих событий. Основную роль здесь, как это ни парадоксально звучит, играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Недаром Наполеон Бонапарт еще в начале XIX века говорил: «Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». XXI век - век Интернета, благодаря которому осуществляются как массовые рекламные кампании и различного рода «цветные» или «сетевые» революции, так и бессознательное и пока незаметное размягчение комплексного человеческого мышления». [3]

Таким образом, понятие «техногенный мир» предстает перед нами с однобокой разрушительной стороны. И я соглашусь с автором вышесказанного, пожалуй, ведь в нашем настоящем уже становится обыденностью то, что ценность техники становится выше ценности человека, а человек, в свою очередь, впадает в зависимость от техники. Техногенный мир - это мир, где технологии стоят выше человека, а это, соответственно, противоречит всем природным укладам, что, соответственно, сопровождается экологическими проблемами… А развить в этом состоянии то чувство, о котором мы говорим, невозможно, так как первоочередной задачей ставится задача выжить, а чувство прекрасного, всё же, возникает при отсутствии проблем как таковых…

Если брать в рассмотрение исторические данные, то техногенная цивилизация начала развиваться в Западной Европе в период промышленной революции (17-18 вв.). Индустриализация, господство капиталистических отношений, быстрое изменение техники и технологии, повышенный интерес к научным исследованиям, социальные трансформации - стали отличительными чертами этой эпохи научных, технических и социальных революций. Ускоренный темп технических, а впоследствии и научно-технических изменений способствовал не только коренному преобразованию социоприродной среды жизнедеятельности, но и приблизил опасность (в последней трети 20 в.) глобальной экологической катастрофы. Таким образом, за трехсотлетний период существования нового, индустриального общества рационализация мира предельно усложнилась, что поставило под сомнение традиционные ценности техногенной цивилизации.

В частности, мы живем в техногенном мире и, безусловно, технологии дают нам очень многое. Мы можем удостовериться в этом, если попробуем убрать из своей жизни всё, сгенерированное этими технологиями. Но всё же, мало кто в современном мире умеет различать важность этой данности и свою зависимость от продукта техногенной цивилизации.

 

Обзор литературы

 

Настоящая проблема неоднократно поднималась, как указывалось ранее, многими деятелями культуры и искусства. Среди них - американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер, который в 1970 году выпустил труд, под названием «Футурошок». Оттуда был выведен одноименный термин, описывающий в себе «шок будущего, психологическую реакцию человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81>».

«Главная мысль Тоффлера состоит в том, что современный человек испытывает шок от быстрых перемен, страх перед будущим. Например, дочь Тоффлера в Нью-Йорке пошла в магазин и не смогла его найти, как будто он провалился сквозь землю, т.к. здания в этом городе строятся и исчезают буквально за ночь. Нью-Йорк - это город без истории, отчего люди испытывают ужас. Эти быстрые перемены начались 300 лет назад. Первые симптомами этой болезни являются приступы недомогания, массовые неврозы, вспышки насилия. Возрастание потока научной информации привело к тому, что врачи и другие специалисты не могут поспеть за последними исследованиями. Городское население увеличивается вдвое через каждые 11 лет. Половина всей энергии, истраченной человечеством за прошедшие две тысячи лет, приходится на последние сто лет. 90% учёных, существовавших за всю историю человечества, живут в настоящее время. Всё больше событий мелькает перед глазами, под ураганным огнём перемен, пошатнулись старые устои - религия, семья, национальная принадлежность, профессия». [5]

Страшно представить, что может произойти через n-ное количество лет, ведь люди, даже при условии того, что видят и понимают всё, что происходит, не делают ровным счётом никаких шагов для того, чтобы предотвратить духовную катастрофу внутри себя…

Олдос Хаксли в своём романе «О, дивный новый мир!» прекрасно передал, на мой взгляд, возможное будущее человечества. Жанр своего романа он охарактеризовал как «антиутопический», однако, прочитав его, мы понимаем, что это легкая ирония, укол, в сторону происходящего. Согласно сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах - человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями - от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F>людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью безвредного наркотика <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA> - сомы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%B0>. Также люди часто изъясняются рекламными слоганами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD> и гипнопедическими установками, например: «Сомы грамм - и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое носить», «Чистота - залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д - жир в тресковой печени, а треска в воде».

О каком прекрасном может идти речь, когда здесь люди рождаются на человекофабриках, а не от прелести любви?

Занимательно, что в 1958 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1958_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли опубликовал её нехудожественное продолжение: «Возвращение в дивный новый мир», в котором он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. Он приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал.

Дугин А.Г. в работе «Социология воображения» описал интересный феномен: «Объем направлений или областей внимания у человека на протяжении последних веков оставался одним и тем же. При этом на микроуровне следует говорить о кратковременной памяти, когда в области внимания находится 7, плюс-минус два объекта; на промежуточном уровне, мы говорим о среднесрочных объектах интереса - чтении книги, изучении творчества музыканта или поэта, работе над проектом и т.п.; и макроуровень - получение высшего образования, создание семьи и др. Таким образом, если в период до начала техногенной глобализации сознание среднестатистического европейского человека было свободно для творчества, изучения чего бы то ни было, вместе с чем, как раз на 19 - начало 20 вв. выпал расцвет научной, художественной, творческой мысли, - то в настоящее время наш разум совершенно погряз в массиве ненужных данных». [6]

И даже на примере себя я могу с уверенностью сказать «Да, он прав». Ведь ежедневно, открывая страницы Интернета в поисках интересной и полезной для меня информации, я, так или иначе, читаю и то, что совершенно бесполезно и никогда не пригодится, но при всём желании, этот поток информации уже не остановить. Но я не могу сказать, что это абсолютно негативное воздействие: из неудержимой реки сведений и фактов, невольно попадающихся на глаза, порой я могу вынести что-то для себя и впоследствии использовать с выгодой.

В подтверждение этих слов можно привести выдержку из работы В. Стёпина «Философия науки и техники»: «Что же касается техногенной цивилизации, то это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать так, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса в отличие, скажем, от семи чудес света, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому. Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось. Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции». [7]

Выходит, техногенный мир не так уж и страшен? Быть может, всё-таки возможно ещё ухватиться за соломинку и спастись от духовной гибели? В следующей главе я хотела бы развить возможные пути спасения, ведь здесь мы увидели, что ещё не всё потеряно.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...