Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая и законодательная база как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах РФ




Содержание

 

Введение

.Нормативно-правовая и законодательная база как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах РФ

.Развитие физкультуры и спорта в субъекте РФ (на примере Краснодарского края)

.Развитие физической культуры и спорта в субъектах РФ на 2006-2015гг

Обоснование соответствия решаемой проблемы и выделение приоритетных задач социально-экономического развития субъектов РФ

Реализация мероприятий Программы

Цели и задачи Программы развития    

Предложения по объемам и источникам финансирования

Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае на 2009-2011 годы

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах.

Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться.

 


Нормативно-правовая и законодательная база как фактор дальнейшего развития физической культуры и спорта в субъектах РФ

 

После принятия в 1993 году Основ законодательства о физической культуре и спорте, более 40 субъектов Российской Федерации приняли свои законы о спорте.

Закон "О физической культуре, спорте и туризме» состоит из 2 частей, освещающих такие важные аспекты физкультурно-спортивного движения, как права граждан на занятия физической культурой и спортом, компетенция Воронежской области в этой сфере, обозначены органы управления физической культурой и спортом на областном и местном уровнях, включая общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, затронуты вопросы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования (Дюсш, клубы и т.д.), физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, местах массового отдыха, вовлечения в занятия физической культурой и спортом различных групп населения, и прежде всего инвалидов, вопросы финансирования этой сферы и работы физкультурно-оздоровительных сооружений, предоставления определенных льгот и социальных гарантий в области физической культуры и спорта, а также социальной защиты граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Кроме того, отдельная статья посвящена участию государственных органов управления здравоохранением и организаций государственной системы здравоохранения в развитии физической культуры и спорта.

Прошло три года со дня принятия данного закона. В области, да и в стране накоплен некоторый опыт в законотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях. Как уже отмечалось выше, около пятидесяти процентов субъектов Федерации приняли свои законы. Нами проанализированы законы о спорте в гг. Москве и Санкт-Петербурге, республиках Карелия, Чувашия, в Тульской, Свердловской, Саратовской, Ростовской областях и некоторых других субъектах Федерации.

В разделе "Финансирование и содействие" перечисляются конкретные цели, на которые выделяются средства из бюджетов земли и города: обучение и повышение квалификации спортивных работников, а также оплата штатных и внештатных инструкторов, тренеров согласно штатному расписанию, утвержденному советом земли; отбор и поощрение спортивных талантов; участие в чемпионатах на региональном уровне; проведение показательных спортивных мероприятий, праздников; развитие спорта для всех: проведение мероприятий, направленных на социальную интеграцию; приобретение спортивного оборудования и снаряжения. Подчеркнем, что термин "содействие спорту" - это чисто немецкий термин, и он встречается гораздо чаще, чем термин "финансирование". Причем при сенаторе по вопросам социального развития, молодежи и спорта для оказания такого содействия создается совет земли по спорту.

Следует также отметить, что все категории спортивных работников регистрируются в совете земли строго по его лицензиям.

Как отмечают в своей книге "Местные органы власти и спорт" С.И.Гуськов и А.С.Соколов, во многих странах существует разная система налогообложения физкультурно-спортивной деятельности. В подавляющем большинстве стран эта система направлена на стимулирование развития физической культуры и спорта. Существуют два принципиальных подхода. В большинстве стран спортивные организации, не ставящие перед собой цель извлечения прибылей, освобождаются от уплаты налогов.

Существующее в нашей спортивной среде мнение, что во многих зарубежных странах спортивные организации и спонсоры, помогающие развитию спорта, освобождаются от налогов, не совсем корректное.

" К сожалению следует отметить, что в принятом Государственной Думой Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации вопросы налогообложения спортивных организаций, спортсменов и спонсоров нашли свое отражение в слишком усеченном виде. Это объясняется тем, что принятие данного Закона совпало по времени с принятием целого ряда налоговых законов, в которых и должна отражаться налоговая политика и в отношении спорта.

В ст.36 "Налогообложение в сфере физической культуры и спорта" имеется следующая запись:

. Учреждения физической культуры, спорта, спортивные сооружения всех форм собственности, используемые в сфере оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в том числе на трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

Отчисления предприятий, организаций, а также спонсоров на нужды физического воспитания населения, спорта, содержание клубных команд, сборных команд России, а также доходы от предпринимательской деятельности общественных и общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели этих объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

. Не включается в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц:

) стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физической культуры и спорта для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях;

) премии и призы (в денежной и натуральной форме), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и Кубках мира и Европы от организаторов указанных соревнований и по Постановлениям Правительства Российской Федерации, а на чемпионатах и Кубках Российской Федерации - от организаторов соревнований.

А какова практика налогообложения в сфере физической культуры и спорта в принятых законах о спорте в ряде субъектов Российской Федерации? Следует подчеркнуть, что во многих из них местные законодатели решили эти вопросы в пользу спортивных организаций. Так, в г. Москве законом № 22. установлено, что та часть прибыли, которую предприятия, фирмы и организации направляют на поддержку физической культуры и спорта, не облагается налогом.

Законом о спорте в Тульской области "все физкультурно-спортивные организации, независимо от форм собственности, которые занимаются спортивной деятельностью, полностью освобождаются от налога на прибыль, а предприятия, оказывающую спонсорскую помощь, будут освобождаться от налогов части средств, передаваемых на спорт". На наш взгляд, освобождение от уплаты налогов некоммерческих спортивно-оздоровительных клубов, ставящих главной целью получение прибыли, не является целесообразным решением.

В Тамбовской области используется практика направления суммы сбора одного из местных налогов на финансирование школьного и детско-юношеского спорта на основе решений представительных органов местной власти.

За счет налоговых льгот правительство Свердловской области выделило в 2007 г. различным спортивным организациям области 40,5 млрд. рублей. Данная практика узаконена принятием специального постановления "О квотах в порядке применения льгот, установленных ст.8 п.2 закона "Об областном бюджете на 20о7 год", в котором утвержден порядок применения льгот и контроль за расходованием выделяемых средств. И далее к этому постановлению прилагаются утвержденные размеры квот и список спортивных клубов и команд, которым направляются эти средства.

Прежде всего, следует отметить, что вопросы туризма, кроме общих фраз, в данном законе практически на отражены. Поэтому, на наш взгляд, необходимо принять отдельный закон о туризме, т.к. существует не только спортивный туризм.

В преамбуле закона говорится: "Занятия физической культурой, спортом и туризмом на территории Воронежской области считаются приоритетной сферой деятельности в укреплении здоровья населения, подготовке к высокопроизводительному труду и защите Родины".

Что касается укрепления здоровья населения и подготовки молодежи к защите Родины, то против этого трудно что-либо возразить. А в отношении подготовки к высокопроизводительному труду, следует отметить, что хотя это и имеет место, но не является сегодня на наш взгляд, приоритетным. "Досуг перестал рассматриваться как просто подготовка к новому рабочему дню", - считает доктор педагогических наук С.И.Гуськов. Действительно, на смену старому представлению о жизни, согласно которому свободное время призвано служить подготовке к высокопроизводительному труду, приходит на современном этапе гедонистическое представление, ставящее во главу угла удовлетворение личных потребностей человека.

Провозглашение права граждан Воронежской области на занятия физической культурой и спортом (статья 2, п.1) является чисто декларативным, т.к. кроме указанных в п.2 этой же статьи разработки программы физического воспитания всех групп населения и других декларативных мер, эти права ничем конкретным не обеспечиваются.

В законе довольно подробно определена в статье 3 компетенция не Воронежской области, а исполнительных органов власти и общественных спортивных организаций в сфере физической культуры и спорта. Но затем многие из перечисленных в статье 3 вопросов не нашли своего конкретного отражения в последующих статьях закона. Скажем, в п.6.2 записано, что устанавливается прямое финансирование спортивных сооружений, центров спортивной направленности, отнесенных в установленном порядке к областной собственности из бюджета области. Но далее в статье 13 "Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения" не приведен перечень этих спортсооружений и центров и порядок их финансирования. Не установлены в этой же статье и требования, предъявленные к спортивным сооружениям, согласно пункту 5.2 статьи 3.

В статье 13 "Физическая культура, спорт и туризм инвалидов" записано в п.2, что органы местного самоуправления обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета". Но каких именно условий не понятно и почему только на спортивных сооружениях тоже не ясно. А как, к примеру, инвалиду на коляске добираться до этого спортсооружения на общественном транспорте?

Нет в законе статьи, касающейся деятельности низового звена физкультурно-спортивного движения - коллектива физической культуры или спортивного клуба, деятельности организаций, проводящих спортивные соревнования и т.д. И хотя в законе имеется статья 9 "Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях", нет ни слова о школьном физвоспитании и студенческом спорте. Слишком общей является и статья 12 "Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства и в местах массового отдыха" (16).

Несомненно, принятие законов "О физической культуре и спорте" в субъектах Российской Федерации в 1994-1998 годах явилось важным фактором дальнейшего развития физической культуры и спорта в регионах и на местах. Но с учетом изменения сложившейся в субъектах Федерации ситуации, а также принятия федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" все эти законы необходимо пересмотреть в ближайшее время.

Более глубокий анализ нормативного правового обеспечения физической культуры и спорта в Российской Федерации показывает, что дальнейшее эффективное развитие этой индустрии невозможно без соответствующего правового регулирования. Не имея устойчивых механизмов реализации принятых законов, правовой базы, на основе которой должна осуществляться государственная политика, невозможно гарантировать конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на занятия физической культурой и спортом.

Наиважнейшим для всего физкультурно-спортивного движения, для становления подлинно законной базы развития физической культуры стало принятие Основ законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". Значение этого Закона не только в том, что это первый Закон по физической культуре за всю историю нашего государства, но и в том, что он способствовал созданию правовой базы физической культуры и спорта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

К сожалению, изменения, которые позднее были внесены в этот Закон указами Президента, неэффективная работа физкультурно-спортивных организаций, а также целенаправленная деятельность Олимпийского комитета России по его дискредитации не позволили в полной мере использовать "Основы" для эффективного развития спорта и массовой физической культуры в стране. Несмотря на отмену "Основ", в целом можно считать, что в России создана правовая система физической культуры и спорта, состоящая из высшего уровня - Конституции России и включающая нормативные акты органов местного самоуправления.

Создается ситуация, когда, с одной стороны, требуется принятие целого ряда законов о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, о детско-юношеском спорте, об общественных спортивных объединениях, об олимпийском движении и т.д.), а с другой - неэффективно используются и реализуются на практике уже принятые законы и нормативные акты. Так, только за период с 1992 по 1999 г. было принято около 200 таких документов, специально посвященных физической культуре и спорту, а за период 1997 - 1998 гг. - около 100 законодательных актов, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы физической культуры и спорта. К сожалению, в литературе нам не удалось найти материалов, в которых говорилось бы о том, как эти законы реализуются и какие сложности возникают при этом.

Опыт создания и реализации правовой базы физической культуры в Республике Карелия, городах Москва, Самара и других говорит об огромных потенциальных возможностях региональных законов в развитии физической культуры и спорта в субъектах России.

Принятый Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" во многом вступает в противоречие с другими законами, регламентирующими вопросы налоговых льгот, финансирования, социальной защиты и пенсионного обеспечения, деятельности общественных объединений, образовательных учреждений и т.д. Все это требует внесения в него соответствующих поправок.

Анализ правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность общественных объединений и организаций, позволяет сделать вывод о том, что передача Олимпийскому комитету России ряда функций государственного органа управления в области физической культуры и спорта противоречит действующим Федеральным законам Российской Федерации и нормативным документам международных спортивных организаций, в том числе и Олимпийской Хартии МОК.

Ныне действующая законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого правового нормативного наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге мы имеем ее частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые).

Исследование показало, что преждевременно были отменены сначала ряд статей, а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". "Основы" имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в регионах - субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...