Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура, задачи и компетенция органов рабоче-крестьянской милиции




Введение

Глава 1. Создание органов внутренних дел Советского государства (октябрь 1917-1918)

Органы НКВД РСФСР

Органы милиции

Глава 2. Развитие и деятельность органов советской милиции

Структура, задачи и компетенция органов рабоче-крестьянской милиции

Завершение организационного становления милиции

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Октябрьская социалистическая революция установила в России политический режим, именовавшийся в политической истории страны, а впрочем, и советском законодательстве, диктатурой пролетариата. По форме правления государство, в соответствии с идеями вождей революции, было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В первые дни и месяцы советской власти главным был вопрос о защите и укреплении советской власти. На это практически и была направлена вся законодательная исполнительная деятельность вновь сформированных государственных органов. Охрана правопорядка и борьба с преступностью стала неотъемлемой частью задачи упрочения власти Советов. Важная роль в решении этой задачи принадлежала советской милиции. Она родилась в ходе революционных преобразований, в результате слома старого государственного аппарата. На фоне развернувшейся острой классовой борьбы серьезную опасность представляла также уголовная преступность и другие нарушения революционного порядка. В этих условиях партия принимает решении его создании государственного органа охраны общественного порядка, состоящего из профессиональных служащих, работающих на штатных началах. Таким органом стала рабоче-крестьянская милиция. Весь путь возникновения, становления и развития советской милиции - это путь ошибок, путь приобретений и потерь, путь накопления положительного и негативного опыта. Без учета пройденного нельзя двигаться вперед. Милиция является одним из центральных звеньев сил правопорядка. Дело не только в том, что это наиболее многочисленный отряд правоохранительных органов, но и в том, что работа милиции повседневно затрагивает жизненно важные интересы практически всех россиян.

Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование милиции зависит от многих факторов, способных качественно решать государственные задачи по обеспечению безопасности личности, выявлению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка. В последние годы значение полиции утрачивает свое влияния и авторитет в обществе. Решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности аппаратов. В этой связи становится актуальным исследование истории возникновения и развития советской милиции, стоящих перед ними целей и задач, а также специфики организации и направлений деятельности.

Для современного законодателя и правоприменителя особый интерес представляет опыт функционирования советской милиции, так как именно в период существования Советского государства были заложены основы действующей системы ее работы.

Изучение истории развития советской милиции, воссоздание целостной картины их исторической эволюции способствуют более глубокому осознанию сущности данного института. Обобщение отечественного опыта развития аппаратов советской милиции, анализ результатов их деятельности, выявление положительных и отрицательных сторон могут быть полезны для совершенствования законодательства, регламентирующего организацию и функционирование управлений органов внутренних дел Российской Федерации.

Значимость изучения и обобщения опыта особенно очевидна, если обратиться к периоду 20-х годов прошлого века в истории советской милиции, который насыщен многочисленными событиями, сочетанием положительных и отрицательных тенденций. Именно в этот исторический промежуток происходило зарождение правоохранительной системы, начинали вырабатываться механизмы противодействия различным проявлениям противоправного поведения.

Цель настоящей работы - рассмотреть специфику создания и развития советской милиции. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть создание органов внутренних дел Советского государства;

изучить структуру, задачи и компетенцию органов рабоче-крестьянской милиции;

рассмотреть завершение организационного становления милиции.

Источниковую базу исследования составляет широкий комплекс материалов, отражающих исторический процесс становления советской милиции и дающих возможность изучения их деятельности, опубликованных в периодической печати, на сайтах системы Интернет.

Степень разработанности данной проблемы. Данной теме посвящены работы Ю. Е. Аврутина, А.В. Борисова, В.В Коровина, А.Я. Малыгина, Р.С. Мулукаева и др.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных со становлением и функционированием аппаратов советской милиции в период с 1917 по 1920 г.

Предметом исследования выступают правовые и организационные основы становления и функционирования аппаратов советской милиции в период с 1917 по 1920 г.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, логическим образом разбитых на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

 


Глава 1. Создание органов внутренних дел Советского государства (октябрь 1917-1918)

Органы НКВД РСФСР

 

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. провозгласил образование

Советского государства и юридически закрепил ликвидацию буржуазного Временного правительства и его органов в центре и на местах.

На съезде в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства - Совета Народных Комиссаров - был образован Народный комиссариат внутренних дел. Первым наркомом внутренних дел стал А.Н. Рыков, член ЦК РСДРП (б). Однако этот пост он занимал всего 9 дней. А.И. Рыков поддержал выдвинутое некоторыми членами ЦК партии (Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др.) требование о создании такого правительства, которое состояло бы не только из большевиков, но в него входили представители и других социалистических партий. Это требование было отвергнуто ЦК партии большевиков. В знак протеста сторонники идеи «однородного социалистического правительства» ушли в отставку со своих государственных и партийных постов, ушел и А.И. Рыков. В настоящее время известно лишь о двух подписанных им важных нормативных актах - постановлениях НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» и от 30 октября (12 ноября) 1917 г. «О передаче жилищ в ведение городов».

(30) ноября 1917 г. народным комиссаром внутренних дел по предложению В.И. Ленина был назначен Г.И. Петровский. В состав первой Коллегии НКВД вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Лацис, М.С. Урицкий и И.С. Уншлих. Это руководящее ядро возглавило работу по формированию аппарата наркомата, а пути его создания и выработки структуры возникли большие трудности. Старые чиновники не хотели служить новой власти, а те, кто стал у руля Советского государства, не имели опыта государственного строительства.

Служащие дореволюционных министерств, в том числе и Министерства внутренних дел, саботировали новую власть и не выходили на работу. В здании министерства остались лишь курьеры и сторожа, «даже перья были вынуты из ручек и чернила вылиты из чернильниц».

В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД 31 декабря 1917 г. приняла решение: «1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц».

В первой декаде декабря 1917 г. на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В конце 1917 - начале 1918нгода эта работа была в основном завершена. Во главе отдела местного управления стал М.Я. Лацис. Отдел по делам иностранных подданных возглавил И. Уншлих, а отдел по делам беженцев - А.С. Дижбит. Руководителем отдела по делам воинской повинности был назначен И.М. Флеровский, финансового - Г. Мешковский. Начальниками других отделов стали М. Неврат, В. Селинский, В. Яковлева и Н. Жиделев. Канцелярией заведовал Д. Зорин.

Сотрудники аппарата подбирались из студентов Петроградского университета, Электротехнического института, рабочих Путиловского завода. Естественно, не имея навыков работы в государственном учреждении, они испытывали серьезные трудности. Тем не менее, аппарат начал постепенно функционировать.

Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата. Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 г. В июне 1918 г. он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников.

Наркомат внутренних дел сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, что видно из названия его подразделений: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью, а также бюро печати и контрольно-ревизионная комиссия. Такое разнообразие функций в их совокупности дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно также с уверенностью говорить о том, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного Министерства внутренних дел. Но уже вскоре обозначилась тенденция сужения функций НКВД. В частности, вопросы руководства статистикой, медициной, ветеринарией, делами печати и некоторые другие функции были переданы иным ведомствам.

Сразу же после победы революции на НКВД было возложено руководство практическим строительством органов новой власти - Советов. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления. Ставя такую задачу перед НКВД, исходили из того, что до революции губернаторы и подчиненные им органы, а затем и губернские комиссары Временного правительства, были подведомственны Министерству внутренних дел. Практика эта имела глубокие исторические корни. Поэтому она была востребована и в новых условиях. Кроме того, и земские, и городские органы самоуправления в дореволюционной России по многим вопросам также «замыкались» на Министерстве внутренних дел. А эти органы продолжали функционировать не только после Февральской буржуазно-демократической революции, но во многих регионах и после Октября, действуя параллельно с Советами.

В деятельности НКВД по строительству Советов на местах можно выделить две стороны. Во-первых, он был наделен правом на издание правовых актов, определяющих конкретные основы их построения и функционирования. И, во-вторых, занимался организацией практической работы по строительству Советов на местах.

Выполняя эту задачу, Народный комиссариат внутренних дел уже 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) издал и направил на места два правовых акта: обращение «Об организации местного самоуправления» и инструкцию «О правах и обязанностях Советов». Эти акты конкретизировали постановление IIш Всероссийского съезда Советов о переходе всей государственной власти в руки Советов. Они определили программу деятельности местных Советов по взятии власти («овладеть административным механизмом и стать органом, регулирующим всю местную жизнь»), принципы их организационного построения и функциональные обязанности.

Следует заметить, что после заключения блока с левыми эсерами представители последних возглавили наркоматы юстиции, почты и телеграфов, а также земледелия, а 18 (31) декабря 1917 г. был учрежден Комиссариат по местному самоуправлению. Наркомат этот создавался «для объединения деятельности всех городских и земских учреждений». В соответствии с этим у НКВД должны были быть изъяты функции управления делами местного хозяйства, касс городского и земского кредита «и всех относящихся к местному самоуправлению учреждений». Таким образом, компетенция нового Комиссариата по местному самоуправлению ограничивалась вопросами чисто хозяйственными. На практике же и в этой области реальное руководство продолжал осуществлять НКВД. А после разрыва соглашения большевиков с левыми эсерами Комиссариат по местному самоуправлению влился в НКВД как отдел местного хозяйства. Произошло это по постановлению СНК от 20 марта 1918 г. С этого времени и до 30-х годов руководство местным коммунальным хозяйством составляло одну из основных линий деятельности наркомата.

Второе направление работы НКВД по руководству советским строительством выражалось в том, что наркомат посылал на места своих инструкторов, наделенных широкими полномочиями. Они проводили практическую работу «по организации Советов», помогали строить и налаживать их деятельность. В результате общих усилий, в том числе и Наркомата внутренних дел, к началу июля 1918 г. на территории, контролируемой Советской Россией, действовало около 12 тыс. областных, губернских, уездных, волостных Советов.

Органы милиции

 

Одной из важнейших функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В формировании организационных структур, осуществлявших эту функцию, были особенности. Первоначально за состоянием общественного порядка следила упомянутая выше рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она отражала идею всеобщего вооружения трудящихся, была пролетарской милицией.

Рабочая милиция, как правило, строилась на принципе добровольности. Лишь в отдельных случаях она создавалась на основе введения Советами повинности. Одна из особенностей рабочей милиции заключалась в том, что она сочетала в себе как государственные, так и негосударственные черты. Поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В то же время, в силу того, что формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата сотрудников, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.

Правовой основой строительства рабочей милиции стало постановление НКВД «О рабочей милиции» отu28 октября (10 ноября) 1917 г. В немuговорилось:

. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию;

. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Советаuрабочих и yсолдатских депутатов;

. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием;

. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу.

В постановлении НКВД от 28 октября 1917 г. не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы рабочей милиции. Это объяснялось тем, что пришедшие к власти пролетариат и беднейшее крестьянство не имели ни опыта государственного строительства, ни готовых образцов, которыми можно было бы воспользоваться.

Характерным при создании рабочей милиции являлось то, что конкретные формы ее организации определялись Советами. В январе 1918 г. НКВД в ответ на запросы с мест специально разъяснил: «Согласно декрету от 28 октября 1917 г. милиция находится в непосредственном ведении Советов». НКВД прилагал оплачивать милицию из средств городских дум и земств, а также из средств Советов, «поскольку они являются органами государственной власти и как таковые нуждаются в охране».

Наиболее распространенной формой вооруженных формирований трудящихся в первые месяцы советской власти были отряды Красной гвардии.

Они являлись основной опорой Советов, вооруженной силой, обеспечивающей прочность власти и стоявшей «на страже революционного порядка». Отряды Красной гвардии создавались Советами и военно-революционными комитетами как в крупных промышленных центрах страны, так и в сельской местности. В Петрограде с первых дней революции охрану общественного порядка осуществляла Красная гвардия, которой руководил Комитет охраны Петрограда во главе К.Е. Ворошиловым.

Советы, рассматривая Красную гвардию как основную вооруженную силу трудящихся, при ее создании нередко ссылались на постановление НКВД «О рабочее милиции». Так, исполком Ярославского Совета рабочих и солдатских депутатов 13 ноября 1917г. принял постановление о замене «самоустранившейся городской милиции» (Временного правительства) Красной гвардией «согласно изданному закону о рабочей милиции». В резолюции Жиздринского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ноябрь 1917г.) говорилось: «Немедленно провести в жизнь закон 28гоктября с.г. он рабочей милиции (Красной гвардии)».

На местах создавались вооруженные формирования трудящихся и под другими названиями: специальные отряды охраны, отряды порядка и охраны (Вологодская губерния); охранные дружины (Смоленская губерния); рабочие дружины, крестьянские дружины (Пермская губерния).

В ряде районов была введена милицейская повинность. Так, в частности, было в Кронштадте. В других местах обязанности по охране общественного порядка выполняла Красная гвардия (Петроград, Курская губерния). В Москве была создана народная милиция, которой руководил созданный в ноябре 1917 г. совет милиции, орган Московского городского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Процесс создания рабочей милиции охватил всю страну, быстро распространившись на самые отдаленные районы.

В январе 1918 г. в соответствии с распоряжением СНК Туркестанского края во многие города Средней Азии были направлены уполномоченные по организации милиции. Кандидаты в милицию предлагались общественными организациями. Принятые на службу в милицию должны были проходить двухмесячные подготовительные курсы.

Несмотря на различие организационных форм построения милиции, общим было то, что повсеместного на состояла только из рабочих и крестьян; едиными были и задачи: «охрана революционного порядка, прав и безопасности трудящихся».

Вопрос о милиции, созданной Временным правительством, решился неоднозначно. Ее центральные органы прекратили существовавшие вскоре после перехода власти в руки Советов. Вместе с Министерством внутренних дел 2 декабря 1917 г. было упразднено Главное управление по делам милиции. На местах все зависело от конкретных обстоятельств. В тех случаях, когда сотрудники органов старой милиции занимали открыто враждебную позицию по отношению к советской власти, происходила немедленная ликвидация этих органов. Так, в частности, произошло в Петрограде и некоторых других местах. В Амурской области в феврале 1918 г. было принято постановление: «Милицию бывшего Временного правительства распустить и немедленно».

По-другому решался вопрос в тех случаях, когда старая милиция оставалась лояльной к советской власти. В органы милиции направлялись полномочные представители Советов и военно-революционных комитетов, которые осуществляли реорганизацию аппарата старой структуры. Например, в Москве районные Советы назначили во все участки гражданских комиссаров.

Характерной особенностью вооруженных формирований, создававшихся Советами, было отсутствие в них штата постоянных профессиональных работников. Эти формирования соединяли в себе функции как органов охраны общественного порядка, так и военные.

Однако нарушение Германией условий Брестского мира, начало гражданской войны, бурный рост преступности потребовали создания как регулярной армии, такни специального аппарата для борьбы с контрреволюцией, штатных государственных органов охраны общественного порядка.

Задачи охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, уровень которой возрастал высокими темпами, были очень сложными. Достаточно сказать, что число тяжких преступлений (убийств, разбоев, бандитизма и др.) в 1918 г. по сравнению с 1916 г. увеличилось в 10-20 раз. Этому не могли противостоять вооруженные формирования из рабочих и крестьян, осуществлявшие охрану порядка в свободное от основных занятий время.

Надо отдать должное руководству Советского правительства, и, прежде всего В.И. Ленину: они не стали цепляться за не оправдавшие себя теоретические положения, а стали на путь их решительного пересмотра. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел РСФСР Г.И. Петровский поставил в Совете Народных Комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под председательством В.И. Ленина, этот вопрос был рассмотрен, и Наркомату внутренних дел предложено выработать и внести в Совет Народных Комиссаров положение «о советской классовой милиции», органе, состоящем из рабочих и крестьян и защищающем права и интересы трудящихся.

мая 1918 г. коллегия НКВД приняла следующее решение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».

мая это распоряжение было направлено всем губернским исполкомам по телеграфу.

Известно, что преступность в дореволюционной России непрерывно возрастала. По числу совершаемых преступлений царская Россия занимала одно из первых мест в мире, причем особенно высоким был уровень организованной, профессиональной преступности. Поэтому уже 27 октября 1917 г. Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК) поручил коменданту 2-го городского района «в связи с происходящим пьянством, тайной продажей оружия и спиртных напитков» произвести обыски, облавы и подвергнуть аресту виновных. На улицы города были направлены красногвардейцы «для предотвращения всяких бесчинств, хулиганских проявлений и задержания пьяных лиц и подозрительных». Военно-революционный комитет предписал Красной гвардии «всякую попытку нападения и использования спирта беспощадно подавлять вооруженной силой». Чтобы ликвидировать пьяные погромы, ВРК принял решение уничтожить спиртные и винные запасы. В сточные канавы было слито огромное количество спиртных напитков. Только на складах Зимнего дворца их уничтожили на сумму 3 млн. руб..

Несмотря на отсутствие опыта и профессиональных знаний, работники советской милиции решительно боролись с преступностью. Так, в ноябре 1917 г. в Москве была проведена операция по изъятию оружия у населения с целью предотвращения грабежей и «самочинных вооруженных обысков».

В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юридического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров на заседании, проходившем под председательством В.И.Ленина, рассмотрел проект Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ «переработать проект Положения... в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка и приведению в исполнение предписаний местных властей».

В соответствии с этим решением после необходимой подготовительной работы 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в процессе становления советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка.

Таким образом, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. провозгласил образование Советского государства и юридически закрепил ликвидацию буржуазного Временного правительства и его органов в центре и на местах. На съезде в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства - Совета Народных Комиссаров - был образован Народный комиссариат внутренних дел. Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 г. В июне 1918 г. он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников.

Одной из важнейших функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

Первоначально за состоянием общественного порядка следила упомянутая выше рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она отражала идею всеобщего вооружения трудящихся, была пролетарской милицией. Рабочая милиция, как правило, строилась на принципе добровольности. Наиболее распространенной формой вооруженных формирований трудящихся в первые месяцы советской власти были отряды Красной гвардии. Они являлись основной опорой Советов, вооруженной силой, обеспечивающей прочность власти и стоявшей «на страже революционного порядка». 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в процессе становления советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка.

крестьянский орган милиция советский


Глава 2. Развитие и деятельность органов советской милиции

Структура, задачи и компетенция органов рабоче-крестьянской милиции

 

Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г закрепляла правовые основы функционирования советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка. Важной особенностью оформления правового статуса милиции являлось прямое закрепление ее классового характера. Это нашло отражение в ее названии - «рабоче-крестьянская» - и основных задачах. В Инструкции от 12 октября 1918 г. указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее особенностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».

Инструкция устанавливала организационно-правовые нормы, единые для Российской Федерации. 15гоктября 1918 г. Главное управление милиции НКВД РСФСР разослало ее текст в губернские и уездные управления милиции, подчеркнув, что«впредь надлежит руководствоваться только этой инструкцией об организации милиции, отменяющей все инструкции по организации милиции, выработанные и принятые на местах». Согласно Инструкции на службу в советскую милицию принимались только «представители трудящихся, достигшие возраста 21 года, вполне грамотные». Представители «эксплуататорских классов», лица, служившие в дореволюционной полиции и жандармерии, а также лица, осужденные за совершение уголовных преступлений, в милицию не принимались. Все поступавшие на службу в милицию обязаны были давать подписку о том, что они прослужат в милиции не менее 6 месяцев и будут беспрекословно подчиняться «всем приказам и распоряжениям заведующего милицией и центральной рабоче-крестьянской власти». Такой принцип комплектования кадров обеспечивал проведение «классовой, пролетарской линии» в деятельности органов милиции.

Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении ее работа строилась на принципе двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.

Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входившее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутренних дел. Поэтому в ноябре 1918 г. Управление было реорганизовано Главное управление милиции. Первым заведующим Глав. милиции, как тогда именовали это управление, стал А.М. Дижбит.

Главное управление осуществляло следующие функции: общее руководство деятельностью милиции; издание приказов и инструкций, определяющих как политическую, так и техническую сторону работы; надзор за деятельностью учреждений и органов милиции. Основные звенья местного аппарата РСФСР составляли губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого (в каждом отдельном случае) разрешения Народного комиссариата внутренних дел. Низовым звеном аппарата милиции был участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие и рядовые милиционеры.

Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполнительного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции, но отличалась, конечно, масштабом, ограничиваясь пределами губернии, в которой находилось данное управление.

С самого начала перед милицией был поставлен широкий круг задач, который определял ее основные обязанности, за фиксированные в Инструкции от 12ноктября 1918 г. Согласно Инструкции, их можно разделить на три группы.

К первой группе относились обязанности милиции по охране государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписаний советских законов, а именно:

строгое соблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;

содействие советским государственным органам в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Во вторую группу включались:

поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Милиция была обязана принимать также меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию и граждан;

наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком и движения на дорогах;

выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других удостоверений, справок, сведений, свидетельств.

Третью группу составляли обязанности милиции по борьбе с преступностью:

проведение оперативно-розыскных мероприятий;

непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров.

Деятельность милиции в области предварительного расследования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам. В Инструкции не определялись категории уголовных дел, по которым милиция вела дознание, а лишь указывалось, что дознание проводится органами милиции под руководством и началом народных судей и следственных комиссий.

Инструкция дополнялась «Положением о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г., в котором устанавливалось, что предварительное следствие по делам, рассматриваемым народным судом с участием шести народных заседателей, ведется уездными и городскими следственными комиссиями. По остальным уголовным делам народный суд мог либо ограничиться дознанием, проведенным милицией, либо передать дело в следственную комиссию для ведения предварительно следствия.

Кроме дознания по уголовным делам, на милицию возлагался комплекс обязанностей по оказанию содействия органам правосудия, а именно:

выполнении поручений судебных и следственных органов по содержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых или подозреваемых. При этом каждый случай задержания процессуально оформлялся протоколом с точным обозначением места, дня и часа задержания, а также с указанием основания применения этой меры;

производство обысков, осмотров, выемок как по постановлениям народных судов и следственных комиссий, так по своей инициативе. В последнем случае милиция была обязана поставить в известность ближайший народный суд или следственную комиссию. Эти процессуальные действия она выполняла обязательно в присутствии представителя домового комитета или управляющего домом, а в селах − не менее двух соседей в качестве понятых;

приведение в исполнение судебных приговоров.

Составной частью рабоче-крестьянской милиции были аппараты уголовного розыска. Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 г. в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.

Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ведения по существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центророзыска, «фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, личный состав был ниже удовлетворительного.

Таким образом, Центророзыск должен был начать свое дело с самого начала».

Правовой основой строительства советского уголовного розыска стало «Положение об организации отдела уголовного розыска», из данное НКВД РСФСР в октябре 1918 г., в соответствии с которым органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40 - 45 тыс. человек «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.

Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД РСФСР.

Все вопросы строительства уголовно-розыскного аппарата Главное управление милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 г. оно направило в исполкомы местных Советов документ, в котором подчеркивалось, что «настало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников - научных специалистов». Главное управление указывало на необходимость повышения уровня технического оснащения органов уголовного розыска, совершенствования знаний и профессиональных навыков работников. Надо сказать, что документы того времени не позволяют достоверно судить о масштабах выполнения намеченной программы. Однако известно, что принимались меры по налаживанию дактилоскопического учета и фотографирования на основе единых правил.

В декабре 1918 г. Главное управление милиции разработало и утвердило «Общую инструкцию милиционерам», «Инструкцию начальникам и их помощникам», «Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам», «Инструкцию об употреблении оружия». Все эти нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции. Они расширяли рамки правового регулирования деятельности милиции.

Таким образом, Инструкция устанавливала организационно-правовые нормы, единые для Российской Федерации. Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении ее работа строилась на принципе двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел. Це<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...