Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная программа реформирования государственной службы

 

В «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» определены основные принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих:

- соблюдение законности при верховенстве Конституции Российской Федерации;

- служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- независимость государственного служащего от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан Российской Федерации;

- ответственность государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

- гласность при осуществлении государственной службы, открытость и подконтрольность гражданскому обществу;

- единство основных требований, предъявляемых на государственной службе;

- равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе;

- профессионализм и компетентность государственного служащего;

- должностная субординация при принятии и исполнении решений;

- стабильность государственной службы на основе формирования государственно-служебных отношений государственного служащего и государства;

- социальная и правовая защищенность государственного служащего;

- сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий;

- этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ.

Реформа государственной службы должна осуществляться в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба должна функционировать в интересах граждан РФ и объединений гражданского общества: быть открытой системой; быть подконтрольной государству и гражданскому обществу и т.д.

Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» была утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. (No 1336). Однако поставленные задачи не были полностью выполненные в указанные сроки. Президент указом от 12 дек. 2005 г. (No1437) продлил срок действия федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 гг.

Программой предусмотрена следующая система мероприятий:

- Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;

- Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих;

- Создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;

- Формирование системы управления государственной службой. Принципы, изложенные в Концепции, во многом по-новому высвечивают отношения между государственным служащим и государством, государственным служащим и гражданином. Эти принципы направлены на формирование служащей гражданам и открытой для них, отзывчивой и прозрачной модели, которая ограничивает всевластие государства и государственной службы, в том числе, задает строго определенные рамки, ставит государственные структуры под контроль, на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, но и гарантирует их защиту. Вне рамок правового государства становятся бессмысленными все рассуждения о правах и наличии власти у граждан и гражданского общества.

В Программе вводятся принципиально новые понятия государственной службы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация государственной службы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предполагается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы государственных служащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта. «Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» (Д.А. Медведев).

В Президентском Послании отмечалось: «На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий - конституционный долг обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики».[4]

Что же касается Республики Татарстан, то проект республиканской целевой программы развития государственной гражданской службы РТ и муниципальной службы в РТ на 2010-2013 годы обсудили члены комиссии по вопросам развития государственной гражданской службы и муниципальной службы РТ.

Заказчиком программы выступает Кабинет Министров РТ, координатором - Департамент по делам государственных служащих при Президенте РТ. Документ представил министр юстиции РТ Мидхат Курманов, поскольку Министерство юстиции РТ является разработчиком целевой программы. Он, в частности, сообщил, что основная цель программы заключается совершенствование системы управления государственной службой Республики Татарстан и муниципальной службой в республике. Предполагается, что реализация программы поможет сформировать в Татарстане высококвалифицированный кадровый состав гражданской и муниципальной службы, обеспечит эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. Осуществлять программу намерены в два этапа: 2010-2011 годы (первый этап) и 2012-2013 годы (второй этап).

Мидхат Курманов назвал ряд проблем, которые существуют сегодня в сфере государственных и муниципальных служащих и которые предполагается решить с помощью новой программы. Это, прежде всего, нехватка высококвалифицированных кадров при наличии вакансий, недостаточное ресурсное обеспечение, отсутствие кадрового резерва госслужащих и недостаток регламентации их деятельности.

Руководитель аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов поблагодарил Минюст РТ за разработку проекта целевой программы развития государственной гражданской службы РТ и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы. При этом он отметил, что программа должна не копировать федеральную, а иметь собственные наработки. По мнению Юрия Камалтынова, необходимо сразу определить и некие индикаторы для оценки эффективности реализации программы в республике.

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин напомнил, что сегодня в республике три высших учебных заведения готовят будущих государственных и муниципальных служащих. Это Академия госслужбы при Президенте РТ, вузы в Нижнекамске и Альметьевске.

Что для России и сегодня является актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции.

Далее необходим учет особенностей современного этапа национально-государственного строительства в России, специфики общественно-политического и финансово-экономического состояния государства. Успешная реализация реформы государственной службы невозможна и без адекватного представления о настроениях, ожиданиях, установках, оценках - всего комплекса параметров сознания современного российского корпуса государственных служащих.

Полученные в ходе мониторингового исследования данные позволяют зафиксировать тенденцию повышения роли права как ценности массового сознания, а отсюда и большей требовательности граждан в отношении правовой природы государства и его отдельных институтов (включая государственную службу) по обеспечению правопорядка в стране. Вторая важная тенденция характеризует возрастание роли демократии не только как политической ценности, но и как ориентира для выбора пути и методов совершенствования работы госаппарата, усиления демократических начал в деятельности властных структур, их большей открытости и подконтрольности.

Возрастают требования граждан к качеству административных услуг, оказываемых населению государством в лице его конкретных органов, что в немалой степени порождено ожиданиями эффекта от осуществляемой в стране административной реформы и в особенности, той ее составной части, которая непосредственно касается государственной службы. Названные требования, в основном, и формируют отношение населения к властным структурам, государственной службе - в том числе. В своей основе они вполне соответствуют замыслу реформы государственной службы, что говорит об объективном совпадении интересов граждан и идеологии реформы. Однако, отмечая некоторые позитивные сдвиги в деятельности государственного аппарата, большинство граждан, тем не менее, не видит прямой связи реформы государственной службы со своими интересами, считают ее аппаратным мероприятием. Часть опрошенных считает, что по отдельным показателям, напрямую затрагивающим их интересы, положение по мере продвижения реформы лучше не становится. Это касается административного произвола, нарушения прав граждан. Пока граждане считают, что реформирование государственной службы - это задача политического руководства страны. Вместе с тем давление (требования) на аппарат со стороны населения, будет усиливаться и важной задачей реформирования является его перевод в конструктивное русло. Положительную роль здесь может сыграть Общественная палата.

Для реализации программного положения об открытости и подконтрольности аппарата, государственных служащих гражданскому обществу пока нет достаточного набора условий. Рядовые граждане не готовы, недостаточно компетентны, чтобы реально участвовать в контроле за деятельностью властных структур. Сильно мешает движению в этом направлении и большая степень недоверия населения к органам власти.

Большая часть государственных служащих (прежде всего, рядовых) готова к открытости, предлагает пути решения этой проблемы. Но лишь в определенных рамках: информировать граждан, не выходя на уровень контроля с их стороны за деятельностью властных структур, процессами принятия и реализации решений. Наблюдается сдвиг в сознании государственных служащих в сторону большего внимания к нуждам и запросам граждан. Уменьшается число принципиальных противников участия граждан и их объединений в процессах управления, наделения их властно-контрольными функциями. Растет понимание того, что этому мешает не только незрелость общества, но и организация работы самого аппарата.

Часть государственных служащих - принципиальные противники участия граждан в выполнении властно-контрольных функций, другая часть - считает (и не без основания) что большинство граждан еще не созрели для этого рода деятельности; третьи полагают, что при существующей системе организации государственной службы, отсутствии прозрачных и понятных критериев оценки работы, четких процедурных правил принятия решений и ответственности действенный контроль в принципе невозможен ни со стороны общества, ни со стороны политического руководства.

Соответственно, решение рассматриваемой проблемы ведется в согласовании усилий по следующим направлениям:

- реорганизация работы государственно-административных структур на основе критериев понятности и прозрачности их деятельности, ответственности за принятие и реализацию решений;

- освоение современных технологий политико-административного управления - анкетирования, работы с фокус-группами, проведения массовых кампаний, социальной рекламы, политического маркетинга и др.;

- стимулирование граждан к участию в работе властных структур, создание государственно-общественных структур управления;

- разъяснение смысла и задач административной реформы;

- переориентация государственных служащих на взаимодействие с гражданами и объединениями граждан; обучение соответствующим технологиям, налаживание службы «паблик рилейшнз»;

- содействие развитию институтов гражданского общества, неправительственных организаций, общественной экспертизы, независимого консультирования, независимых рабочих групп и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...