Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриотическое воспитание в психолого - педагогических исследованиях




 

Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложно духовно-психологическое состояние человека. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему и обусловливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Родин [9,82].

На наш взгляд, трудность проблемы состоит в том, что ее решение должно осуществляться взаимосвязано: снизу - системой образования в первую очередь, школой и семьей, сверху - государственной властью и СМИ, которые обязаны выполнять функции проводников государственной политики. Пока же государственные законопроекты и программы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказываются оторванными от их непосредственных исполнителей школьной воспитательной системой. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы патриотического воспитания учащихся(отсутствием координации в воспитательной деятельности различных государственных институтов, Образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений) несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по патриотическому воспитанию учащихся и т.д. [11,..].

Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в патриотическом воспитании подрастающего поколения, создание целостной системы патриотического воспитания - и в первую очередь, в рамках общеобразовательной школы. Поэтому актуальным является выявление условий формирования патриотического сознания и моделирование школьной системы патриотического воспитания учащихся.

Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего парода. Под сознанием понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине[12,29].

Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной, их регулирование. К свойствам патриотического сознания относятся: построение отношений, касающихся всего многообразия мира Родины, познание всех аспектов этого мира, в том числе - нравственных норм отношения к Родине, переживание патриотических чувств относительно своей Родины.

Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков; знания о возможностях школьников в реализации патриотического поведения и деятельности, о конкретных потребностях в патриотических действиях - в региональном и временном аспектах[10,..].

Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Человек находится в состоянии целенаправленной активности, ценностному освоению подвергаются каждая область его взаимодействия с окружающим миром, в том числе, Родины. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания.

Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.

В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение - это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.

Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно - содержательный и мыслительно - операцональный элементы, мотивационный нравственно - нормативные, эмоционально - отношенческие и социально - личностные мотивы, эмоциональный - система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический - ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий - волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.

Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:

нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,

умозрительный - сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,

формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения - знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),

убежденческий - патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.

Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно - политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно - познавательной, творческой, общественно - полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.

В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные - работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.

В работе с учащимися выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная - урочная, внеучебная - внеурочная и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно - массовая работа, в первую очередь, программные уроки. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно - массовыми, имеют действенно - практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, агитбригада и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе сенектических форм, таких как экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа - выступления агитбригады, концерты, тимуровская работа. Основными средствами воспитания выступают: информация, ее носители - литература, СМИ, педагоги, родители, эмоции педагога, общение и деятельность.

С целью формирования структурных компонентов патриотического сознания следует комплексно использовать традиционные методы и приемы воспитания, наполнив их адекватным содержанием. Так, для развития мотивационного компонента следует использовать следующие методы: метод создания неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций, организация социально и личностно значимой деятельности школьников, метод эмоционального переноса и др. Среди методологических условий развития интеллектуального компонента можно выделить следующие: обоснование личностной и социальной значимости осваиваемых пропатриотических знаний, деятельностный подход к процессу обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, гуманистически направленного общения между учащимися, забота педагога о личности учащихся, интересе к их проблемам.

Эмоциональное развитие школьников должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями осуществления которого учащимися являются создание благоприятной эмоциональной обстановки - свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления. В данном контексте будет эффективным использование педагогом методов эмоционального заражения и эмоционального воздействия, а также использование яркого фактического материала и эмоционально - интеллектуальная насыщенность мероприятий, занятий[6,140].

Освоению школьниками патриотических ценностей способствует воспитание на патриотических традициях российского народа, включающее разъяснение, обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.

Для развития поведенческого компонента патриотического сознания необходима организация деятельности, в которой учащиеся могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, которой могут реализоваться патриотические ценности. Это общественно полезная деятельность - обустройство территории школы, микрорайона, города; шефская помощь и природоохранная, краеведческая, поисковая работа, и вовлечение школьников в художественно - творческую деятельность - агитбригады, конкурсы народного искусства, конкурсы патриотической песни, театральные постановки патриотической направленности и др.

При формировании патриотического сознания учащихся следует опираться на следующие принципы: комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Под педагогической культурой человека понимается усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога в отношении к себе в процессе работы, к другим людям, к детям. Ведущая роль в овладении педагогической культурой принадлежит "культуре профессионального самообразования педагога", которая формируется у будущего специалиста в процессе его обучения в условиях учебного заведения и получает развитие в период его профессиональной деятельности. Одной из важнейшей составляющей педагогической культуры является гражданственность и патриотизм.

Патриотическое воспитание - это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...