Глава II . Разработка конспекта урока
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 2.1 План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм" Тема: "Башкирский народный костюм". Цель: Выполнить поисковую работу в цвете, Задачи: а) Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, знакомства детей с народным костюмом, познакомить детей с основными элементами башкирского костюма, орнамента. б) Развить, как умение находить общие черты в костюмах и традициях республики и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности, развивать творчество и фантазию, научить их приемам выполнения элементов башкирского орнамента. в) Воспитать чувство патриотизма, культуру межнационального общения, воспитать интерес к народному искусству башкирского народа. Оборудование для учащихся: бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, кисти, баночка для воды. Оборудование для учителя: наглядные пособия, таблицы: иллюстрации с башкирскими костюмами; образец элементов национального орнамента. Словарная работа: елян, кашмау, чекмень, тюбетейка, кускар, солярный знак, баурсак. План урока: 1. организационный момент (1-2 мин) 2. объяснение нового материала (8-10 мин) . практическая работа (20 мин) . подведение итогов урока (2-3 мин) Ход урока: Организационный момент Приветствие учащихся. Объяснение нового материала Башкирия моя! Земля и небо! Моя любовь, мой соловьиный край, Мне жаль того, кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай! А нам с вами, ребята, повезло, так как мы живем в Башкирии, которую воспевает в своих стихах поэт. Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с национальным костюмом башкир. Складывался башкирский костюм, ребята, в течении многих веков. Традиционный костюм - яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно были обусловлены хозяйственно - бытовым укладом народа, его культурно историческим развитием. Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи и метала.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличается у башкир яркостью. Отдавалось предпочтению красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. Основу башкирского женского костюма составляет платье - кулмек из домотканой ткани, покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя - ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат - елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами. На голове девушки носили головной убор - кашмау. Кашмау представлял собой своеобразную шапочку, которая закрывала лоб девушки и ее косу. Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из овчины. Головным убором для башкир служила тюбетейка. Чаще всего были бархатными, черными и нарядно украшались нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда и серебряным шитьем. Башкирский орнамент включал в себя знаки - обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки. В башкирском национальном костюме нашли применение самые разнообразные приемы: это узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение на коже. При этом ни один узор не повторяется, так как рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение, так же использовались шумящие подвески для отпугивания злых духов.
Кускар ("рога барана") - является символом кочевого скотоводческого народа. Ромб ("поднос") - символ земледелия, плодородия. Солярный знак - символ солнца, охранитель от злых сил. Сердечко - этот элемент является символом гостеприимства. Еще очень часто встречаются в башкирском орнаменте х-образные и s-образные элементы. патриотический воспитание искусство костюм Башкирский орнамент яркий и разноцветный - красный, черный, зеленый, желтый, иногда встречаются синий, голубой, оранжевый, алый, лиловый. А особое значение имеет красный цвет, так как он считался наиболее торжественный и использовался в основном в праздничной одежде. Практическое задание. Как вы думаете, ребята, какая же тема нашего урока? "Башкирский народный костюм". Правильно, а сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать поисковую работу в цвете. Скоро наступит национальный башкирский праздник - сабантуй. Нам нужно будет изобразить людей на празднике. Поэтому сегодня мы закрепим наши знания о башкирском народном костюме. В этот день люди стараются нарядиться в свои лучшие одежды. Так давайте постараемся выразить всю красоту башкирского наряда в своем рисунке. Вам нужно будет изобразить женскую или мужскую фигуру человека в национальном башкирском костюме. Большое внимание постарайтесь уделить выявлению характерных особенностей костюма, а так же соблюдению пропорциональных размеров ног, рук по отношению к размеру головы и других частей тела. Давайте вспомним построение и пропорции фигуры человека: Каким способом можно определить рост человека и размеры его частей тела?
"Выбираем размер головы - это будет модуль фигуры. В высоте фигуры человека помещается восемь модулей. На втором модуле сверху отмечаем грудную клетку; на третьем - локтевые суставы; четвертый - таз; пятый - кончики пальцев рук; шестое - коленные суставы; седьмое - от коленных суставов до середины голени; восьмое - от середины голени до основания ступни. Сосредотачивать свое внимание на прорисовании частей лица и рук не требуется. Главной задачей вашей работы должна стать передача цвета и орнамента, характерного для башкирского костюма. Приступая к работе, не спешите, выполняйте аккуратно. Ведь башкирская пословица гласит: "Кто делает спешно - тот делает дважды". Критерии оценок: . Правильное построение фигуры человека; . Определение цветовой гаммы костюма; . Задействование основных элементов башкирского орнамента в костюме; 4. Подведение итогов: Учащиеся ознакомились с элементами башкирского орнамента, выполнили работу. Затем проанализировали свои работы. Выводы по второй главе Конспект предлагается для проведения урока изобразительного искусства в седьмом классе. Возрастные особенности данного контингента школьников позволяют ориентировать патриотическое воспитание на формирование и развитие основных патриотических чувств, взглядов, отношений, и на побуждение учащихся к деятельностному проявлению патриотического сознания. Семиклассники могут показать глубокое знание истории Башкортостана не только в пределах программы, но и вне ее, продемонстрировать интерес к своему прошлому, к истории и культуре. Они могут осознать патриотические ценности и нормы поведения, руководствоваться ими в своей деятельности, быть активны в текущей работе. Патриотические эмоции и ценности, чувство долга и ответственности, желание стать полезными и достойными гражданами России, постоянно ощущать собственную патриотичность станут ведущими мотивами поведения и деятельности учащихся.
Заключение
Воспитание патриотов, мужественных и убежденных борцов, готовых к защите отечества, начинается со школы. Оно осуществляется всем педагогическим коллективом. Каждый педагог-не только преподаватель определенной дисциплины, но и воспитатель. И перед ним, как перед воспитателем, возникает большой круг вопросов. Среди них главный, с которого мы начали - патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в школе с помощью искусства превращается в подлинные уроки мужества и героизма, о значении различных жанров в этом благородном деле, об организации и координации действий педагогического коллектива и т. д. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. На становление и развитие личности - равно как и общества влияют различные факторы: макросреда - можно сказать, государство со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами; микросреда - семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение и т.д.; природная среда, в которой живет человек; характер ведущей деятельности. Все это - объективные условия, имеющие опосредованно - воспитательный характер, поскольку их воздействие на личность осуществляется не напрямую, а посредством иных условий и факторов, том числе, микросреды. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Патриотическое воспитание школьников должно опираться на принципы комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников. В его содержании выделяются три блока: учебный - представлен содержанием большинства учебных дисциплин, социально - педагогический - основывается на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях, включает важнейшие духовно - нравственные, деятельностные, пропатриотические качества, патриотические нравственные нормы.
Результаты работы, во - первых, подтвердили нашу гипотезу о необходимости целенаправленной, систематичной и последовательной работы всей школьной воспитательной системы для того, чтобы у учащихся эффективно формировалось патриотическое сознание в совокупности знаний, мотивов, чувств и деятельностных проявлений, во - вторых, доказали эффективность функционирования разработанной нами школьной системы патриотического воспитания. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Курсовая работа может быть использована студентами художественно - графического отделения педагогического колледжа на педагогической практике, учителями изобразительного искусства в школе.
Список литературы
1. Алгазин, Д. А. Воспитание юных патриотов: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. . Андреева, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1995. - 195 с. . Батурина, Г. И. Условия эффективности воспитания в многонациональном социуме: (нац. шк.) // Научные труды Государственного научно - исследовательского института семьи и воспитания. - М.: Гос.НИИ семьи и воспитания. - 2004. - Т.1. - 60-65 с. . Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высших Педагогических Учебных Заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с. . Бобахо, В.А. Левикова С.И. " Культурология" -М.: Фаир - Пресс, 2000. - 400 с. . Бублик, Л. А. Основы военно - патриотического воспитания: учеб. О-75 пособие для студентов пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с. . Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 1. - С. 45 - 52. . Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись -2-е изд. - М.: Академия, 1988. . Косминская, В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. . Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. . Лихачев, Б. Педагогика. Курс лекций. - М.: "Юрайт", 1999. . Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 288 с. . Мухина, В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. . Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство. 1983. . Неменский, Б. М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. - М.: Просвещение, 1992. . Педагогика/ Под ред. Бабанского, Ю. К. - М.: Просвещение, 1983. . Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 512 с. . Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. инст - тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 с. . Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. С. Исаев, А. И. Мищенко, Е. А. Иванов; под общ. ред. В. А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 635 с. . Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 368 с., 12 ил.: ил. . Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании. В. Ю. Троицкий // Русский вестник. - 2004. - № 16-64. - 29-30 с. . Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с. . Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1997. . Шапарь, В. Г. Новейший психологический словарь. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005. . Шпикалова, Т.Я., Кузин В.С. Программы для общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев. Москва: Дрофа. 2001 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|