Сущность и основы бюджетирования на предприятии
ПЛАН
Введение.. 3 Сущность и основы бюджетирования на предприятии. 6 Исходные данные для выполнения проекта. 7 Расчет операционных бюджетов предприятия. 10 Расчет финансовых бюджетов предприятия. 15 Заключение.. 21 Список литературы... 22
Введение
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом. Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. Выделяют два подхода к пониманию сущности термина "управленческий учет". Первый связан с management accounting, второй – с европейским "контроллинг" (Германия). В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия. В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия. Чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений. Объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность. Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета. В практике управленческого учета на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.
Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны: · некоторые элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность); · приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.); · математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.) Цели управленческого учета: · оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений; · контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности; · обеспечение базы для ценообразования; · выбор наиболее эффективных путей развития предприятия. Сущность и основы бюджетирования на предприятии
Детализация стратегического плана осуществляется на предприятии с помощью бюджетирования, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии. Результатом бюджетирования является бюджет. Бюджет – это план будущих операций, выраженный в количественных (преимущественно в денежных) измерителях. Период, для которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц). Соответственно, бюджетирование – это процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Подготовка бюджетов начинается с разработки функциональных бюджетов, т.е. бюджетов подразделений предприятия. На основе бюджетов подразделений готовится сводный бюджет предприятий. Сводный бюджет – это совокупность бюджетов, обобщающих будущие операции всех подразделов предприятия. Он включает две группы бюджетов: операционные и финансовые. Операционные бюджеты – это совокупность бюджетов расходов и доходов, обеспечивающих составление бюджетного отчета о прибыли. К операционным принадлежат бюджеты продаж, производства, себестоимости реализованной продукции и др., а обобщающим является бюджетный отчет о прибыли.
Финансовые бюджеты – это совокупность бюджетов, отображающих запланированные денежные потоки и финансовое состояние предприятия. Примерами финансовых бюджетов являются: бюджет денежных средств и бюджетный баланс. Процесс бюджетирования включает такие основные стадии: 1. Доведение основных направлений политики компании до ведома лиц, отвечающих за подготовку бюджетов. 2. Определение ограничительных факторов. 3. Подготовка бюджета продаж. 4. Предварительное составление бюджетов. 5. Обсуждение бюджетов с высшим руководством. 6. Анализ и корректировка обсужденных бюджетов. 7. Утверждение бюджетов. Первым этапом бюджетирования является доведение высшим руководством политики компании до ведома руководителей подразделений и других лиц, которые непосредственно принимают участие в подготовке бюджетов. Эта информация обычно касается объема и ассортимента продукции, ценовой политики, рынков сбыта и др. Учитывая, что возможности предприятия и реализации продукции чаще всего ограничены спросом, мощностью или другими факторами, к началу разработки бюджетов необходимо определить и учесть эти ограничения. Ведущим этапом бюджетирования является разработка бюджета продаж. Бюджет продаж – это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (товаров, услуг). Этот документ соответственно определяет и объем производства продукции и затраты различных видов ресурсов. Предварительное составление всех операционных и финансовых бюджетов осуществляется после разработки проекта бюджета продаж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|