Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основы бюджетирования на предприятии

ПЛАН

 

Введение.. 3

Сущность и основы бюджетирования на предприятии. 6

Исходные данные для выполнения проекта. 7

Расчет операционных бюджетов предприятия. 10

Расчет финансовых бюджетов предприятия. 15

Заключение.. 21

Список литературы... 22

 

 

 


Введение

 

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом. Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. Выделяют два подхода к пониманию сущности термина "управленческий учет".

Первый связан с management accounting, второй – с европейским "контроллинг" (Германия).

В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.

Чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.

Объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета.

В практике управленческого учета на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.

Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:

· некоторые элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);

· приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);

· математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)

Цели управленческого учета:

· оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

· контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;

· обеспечение базы для ценообразования;

· выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.


Сущность и основы бюджетирования на предприятии

 

Детализация стратегического плана осуществляется на предприятии с помощью бюджетирования, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии. Результатом бюджетирования является бюджет.

Бюджет – это план будущих операций, выраженный в количественных (преимущественно в денежных) измерителях. Период, для которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, внутри которого могут быть выделены более короткие периоды (квартал, месяц).

Соответственно, бюджетирование – это процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов.

Подготовка бюджетов начинается с разработки функциональных бюджетов, т.е. бюджетов подразделений предприятия. На основе бюджетов подразделений готовится сводный бюджет предприятий.

Сводный бюджет – это совокупность бюджетов, обобщающих будущие операции всех подразделов предприятия. Он включает две группы бюджетов: операционные и финансовые.

Операционные бюджеты – это совокупность бюджетов расходов и доходов, обеспечивающих составление бюджетного отчета о прибыли. К операционным принадлежат бюджеты продаж, производства, себестоимости реализованной продукции и др., а обобщающим является бюджетный отчет о прибыли.

Финансовые бюджеты – это совокупность бюджетов, отображающих запланированные денежные потоки и финансовое состояние предприятия. Примерами финансовых бюджетов являются: бюджет денежных средств и бюджетный баланс.

Процесс бюджетирования включает такие основные стадии:

1. Доведение основных направлений политики компании до ведома лиц, отвечающих за подготовку бюджетов.

2. Определение ограничительных факторов.

3. Подготовка бюджета продаж.

4. Предварительное составление бюджетов.

5. Обсуждение бюджетов с высшим руководством.

6. Анализ и корректировка обсужденных бюджетов.

7. Утверждение бюджетов.

Первым этапом бюджетирования является доведение высшим руководством политики компании до ведома руководителей подразделений и других лиц, которые непосредственно принимают участие в подготовке бюджетов.

Эта информация обычно касается объема и ассортимента продукции, ценовой политики, рынков сбыта и др.

Учитывая, что возможности предприятия и реализации продукции чаще всего ограничены спросом, мощностью или другими факторами, к началу разработки бюджетов необходимо определить и учесть эти ограничения.

Ведущим этапом бюджетирования является разработка бюджета продаж.

Бюджет продаж – это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (товаров, услуг).

Этот документ соответственно определяет и объем производства продукции и затраты различных видов ресурсов.

Предварительное составление всех операционных и финансовых бюджетов осуществляется после разработки проекта бюджета продаж.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...