Эволюция русских летописей
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Раздел I. Источники X — первой половины XIX в. Глава 1 ЛЕТОПИСИ Общая характеристика Потребность людей сохранить для потомков информацию о выдающихся современниках и необычных событиях, свидетелями которых они были, зародилась в глубокой древности. В дописьменный период такая информация передавалась от поколения к поколению в виде преданий о родоначальниках, героях, победах в сражениях с врагами и т.д. Образование Древнерусского государства и принятие христианства изменили содержание информации, которая передавалась потомкам. Теперь создавались сказания о русских князьях и их деяниях, первых христианах и святых, строительстве храмов, основании монастырей и т.д. Новые исторические условия способствовали распространению на Руси более совершенной системы фиксации и сохранения информации — кириллической письменности. Вместе с тем появление письменности не привело к уничтожению устной формы освоения реальности и сохранения о ней информации, поэтому и позднее в народной среде создавались произведения разнообразных фольклорных жанров. Более того, устная и письменная формы фиксации событий взаимодействовали. Легенды, имеющие устное происхождение, например легенды о княгине Ольге, находили место на страницах пергаменной летописи. Представители государственной власти использовали письменность в своих интересах, в частности, для накопления сведений о своей деятельности и освещения ее на страницах разнообразных текстов под определенным углом зрения. Текстом, специфическим по форме, стилю изложения и отбору событий для письменной фиксации, была летопись. Заказчиками летописных текстов могли быть князья и церковные иерархи. Центры, в которых велись летописные записи, охватывавшие короткий период, а затем создавались крупные летописные сочинения, располагались на княжеских дворах, епископских и митрополичьих кафедрах, в приходских церквях и монастырях.
Название этого вида исторических источников отражает их самую характерную черту — запись событий по годам их совершения. Таким образом, летопись — это повествование о разнообразных событиях, объединенных внешней погодной сеткой. Структурной единицей летописи является погодная статья, начинающаяся с оборота «В лето...», т.е. «В год...». Приведем несколько погодных записей из «Повести временных лет» — летописного свода начала XIIв. Они показывают, что наряду с русскими известиями в летописи вносились сообщения о событиях, имевших место в Византии и в славянских государствах. Эти известия черпались русскими летописцами из иностранных источников: «В лето 6421 (913г.). Поча княжити Игорь по Олзе. В се же время поча царьствовати Костямтинъ, сынъ Леонтовъ. И деревляне затворишася от Игоря по Олгове смерти. В лето 6422 (914г.). Иде Игорь на деревляны, и победивъ а, и возложи на ня дань болши Олговы. В то же лето прииде Семионъ Болгарьскии на Царьград, и сотворивъ миръ и прииде восвоаси. В лето 6423 (915г.). Приидоша печенези первое на Рускую землю, и сотворивше миръ со Игорем, и приидоша к Дунаю. В си же времена прииде Семионъ пленяа Фракию, греки же послаша по печенеги. Печенегом пришедшим и хотящимъ на Семеона, расварившеся греческыа воеводы…»[1]. Для летописного сочинения типичной является погодная запись, каждое известие (а их может быть от одного и более) которой имеет точную временную привязку — указание на число и месяц, иногда день недели, время суток и т.д. Такая хронологическая подробность свидетельствует о письменной природе информации, которую использовал составитель летописного сочинения. Более того, можно говорить, что эта информация взята летописцем или из собственных предварительных записей, или из летописей, созданных его предшественниками. В тексте такой погодной записи отсутствует единый стержень повествования, она открыта для дополнения другими известиями. Подобного рода записи называются дискретными (прерывающимися), или событийно-перечневыми.
Приведем пример дискретной записи из «Повести временных лет»: «В лето 6617 (1109г.), Преставися Евпракси, дщи Всеволожа, месяца иулия въ 10 день, и положена бысть в Печерском манастыре у дверий, яже ко угу. И зделаша над нею божонку, иде же лежит тело ея. В то же лето, месяца декабря въ 2 день, Дмитръ Иворовичь взя веже половечскые у Дону»[2]. Сведения о других событиях одного года, не внесенные в какую-то летопись, можно было внести в дискретную запись позднее, не разрушая структуры записи, особенно в том случае, если новые известия сохранились в составе такой же дискретной погодной записи другого летописного текста. Вместе с тем иногда, рассказывая о многих событиях, погодная запись раскрывала одну сквозную тему. Такая запись называется монотематической. В ней под одним годом соединялись события, совершившиеся в разные годы. Примером такого текста является погодная запись 996 (6504)г. из «Повести временных лет». Все известия здесь объединены личностью киевского князя Владимира Святославича, о деятельности которого в разные годы и рассказывает погодная статья. В начале статьи сообщено об участии Владимира в освящении киевской Десятинной церкви и даровании ей десятины. В других источниках это освящение датируется 995г. Затем в статье повествуется о битве Владимира с печенегами под Василевым, о строительстве церкви по случаю спасения князя и о начале знаменитых киевских пиров Владимира. Например, рассказывая о первом киевском пире на Успение, летописец заметил, что «тако по вся лета творяше». Следовательно, он знал и о последующих ежегодных успенских пирах. Далее в погодной записи 996г. замечено о добрососедских отношениях Владимира с королем чешским Андрихом (1012—1037), королем польским Болеславом I Храбрым (992—1025) и королем венгерским Стефаном I (997—1038). Годы правления Андриха Чешского красноречиво свидетельствуют о том, что погодная запись 996г. соединила известия о событиях разных лет, следовательно, сама запись в дошедшем до нас виде не может быть отнесена к 996 г. Последний сюжет погодной записи 996г. кратко сообщает о судебной реформе, которую провел Владимир, но от которой впоследствии отказался. Характерно то, что приведенные события не имеют абсолютных дат, только несколько известий датированы праздниками церковного календаря (Преображение Господне — 6 августа по ст. ст., Успение Богородицы — 15 августа по ст. ст.).
Поздние летописи также имеют погодные статьи, в которых объединена информация за несколько лет. Так, в Троицкой летописи начала XV в. под 1321г. читаем: «На ту же зиму (6829г. — Т. К.) князь великий Юрьи Даниловичь поеха въ Новъгородъ Великий, оттоле и въ Орду пошелъ на четвертое лето, а шелъ на великую Пермь»[3]. Еще более красноречива в этом плане запись в Троицкой летописи под 1328г., где сразу за сообщением о восшествии московского князя Ивана Даниловича на великое княжениеавтор подчеркивает, что последующие 40 лет его правления были мирными: «В лето 6836 (1328г.) седе князь великий Иванъ Даниловичь на великомъ княжении всеа Русии, и бысть оттоле тишина велика на 40 летъ и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христианъ, и отдохнуша и починуша христиане отъ великиа истомы и многыа тягости, от насилиа татарскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»[4]. Из содержания записи видно, что она сделана не в том году, когда состоялось восшествие на престол, а гораздо позже. Для летописания XI—XV вв. такое объединение в погодной записи событий разных лет свидетельствует, как правило, об устной природе сведений, использованных летописцем, а также об отсутствии письменной практики ведения точных погодных записей на каком-то отрезке времени в каком-либо центре. В то же время подобного рода записи в летописных сочинениях XVI — XVII вв. зачастую имели другую природу. Они были результатом изменения подхода летописцев к обработке используемого материала, в том числе и летописных текстов своих предшественников, стремления к более подробному освещению отдельных событий, влияния на принципы работы летописцев иных форм исторических произведений и т.д.
Работа летописца. В источниковедении термин «летопись» обозначает не только историческое повествование с особой структурой, но и летописный текст, дошедший до нас в оригинале или списке. Летописи содержат чрезвычайно важную информацию для изучения средневековой отечественной истории, поэтому ученые уделяют этому виду исторических источников много внимания. Анализ каждого из дошедших до нашего времени летописного сочинения (летописи) выявил его сложную природу, а также позволил воссоздать масштабную картину развития русского летописания в целом. Многие летописи охватывают события, совершившиеся на продолжительном отрезке исторического времени (с библейских времен и на протяжении многих столетий отечественной истории). К примеру, Лаврентьевская летопись начинается с библейского рассказа о расселении народов после Всемирного потопа и завершается рассказом о пожаре 1305г. в городе Владимире. Естественно предположить, что ее погодные записи сделаны авторами, принадлежавшими к разным поколениям, а сама сохранившаяся летопись, включающая эти записи, представляет собой компиляцию ранее созданных, по преимуществу летописных, произведений. Поэтому поиск следов использованных для компиляции летописных сочинений является одной из важнейших источниковедческих задач. Разновременные текстовые слои в дошедших до нас летописях, гипотетически восстанавливаемые учеными как принадлежащие разным авторам, называются летописными сводами. Сводный характер русских летописей выявил в первые десятилетия XIX в. П. М. Строев (1796-1876). Впоследствии многие отечественные ученые подтвердили и развили наблюдения о сводном характере летописей. Выдающееся место в источниковедении летописания, в частности в разработке методики выявления летописных сводов и приложении ее к конкретным летописным текстам, занимают научные труды А. А. Шахматова (1864—1920). Почти все известные сегодня летописные тексты состоят из хронологических звеньев — гипотетических летописных сводов. Каждое летописное звено в свою очередь также является сводом, так как его автор использовал разнообразные источники информации: письменные и устные источники, личные наблюдения. История летописания — это история взаимоотношения сводов, следы которых обнаруживаются в поздних компиляциях. Заполняя лакуны, вызванные утратой в силу разных причин значительного количества летописей, летописные своды позволяют дать более полную картину русского летописания XI—XV вв.
Человека, который создал летописный текст, называют летописцем. Его мировоззрение, как, впрочем, и других людей Средневековья, отличалось провиденциализмом. Летописец рассматривал природу событий через призму религиозного сознания, считая их первопричиной Бога и объясняя связь событий только божественной волей. Такое представление о происхождении явлений окружающего мира определяло и своеобразие структуры погодных статей, носивших дискретный характер. В них летописец выносил на первый план хронологические связи событий, которые были предопределены, по мнению авторов записей, божественной волей. Компилятивная природа летописей определила ключевое значение в источниковедении вопроса о работе их составителей. Получив заказ на летопись, ее автор прежде всего искал и отбирал ранее созданные летописные и литературные сочинения, накапливал устные данные о тех событиях, которые интересовали как его, так и заказчика. Затем летописец на основе собранного материала составлял новый летописный текст. Летописные компиляции отличаются от компиляций других жанров тем, что они «не просто соединяют различные произведения, а соединяют их под каждой годовой статьей отдельно. Текст летописи входит в текст другой летописи "гребенкой": каждая годовая статья представляет собой маленькую самостоятельную компиляцию...»[5]. Таким образом в новом тексте «растворялись» известия более ранних летописных сочинений. Летописцы могли не только переработать летописные сочинения предшественников, но и хронологически удлинить новый текст, продолжив его своими погодными записями. Текст предшественника мог подвергаться осознанной переработке, которая существенно меняла описания событий, оценку поступков людей и т.д. В этом случае принято говорить о редакции (изводе) летописи или летописного свода. Такие редакции выявляются путем сравнительного анализа схожих летописей. Иногда летописец только переписывал текст своего предшественника. Такую копию принято называть списком летописи. Список, как правило, не был точной копией оригинала. Дело в том, что особенности процесса копирования текста (прочтение отрывка оригинала для его запоминания, внутренний диктант при воспроизведении фрагмента на письме) порождали перестановки слов, замену некоторых слов синонимами, малопонятных слов — более понятными, утраты фрагментов предложений и т.д. Ярким примером осознанной правки летописного текста является следующая погодная запись 1332 (6840) г. в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов:
Во всех списках Новгородской первой летописи младшего извода в адрес московского князя читается обвинение в нарушении договора («крестного целования»), выдвинутое новгородцами. В Синодальном списке Новгородской первой летописи старшего извода было такое же чтение, и его следует считать изначальным. Однако в пергаменном Синодальном списке слова «чересъ крестное целование» выскоблены и вместо них написаны другие — «за новгородскую измену». Способ, каким было сделано исправление, указывает на позднее происхождение правки текста. Ее сделал, скорее всего, москвич, в руках которого оказался данный список летописи. Политический смысл переделки текста очевиден — редактор хотел обвинить новгородцев в измене. Существование редакций свидетельствует о том, что летописи были не только способом накопления определенной информации, но и средством политической борьбы. Приспособляя ранее созданный текст к новым историческим условиям, летописец таким способом выражал интересы заказчиков или свои собственные интересы. Кроме крупномасштабных летописей создавались и небольшие по охвату хронологии, событий и территории произведения. Их условно называют летописцами. Подобные летописцы существовали, по-видимому, на всех этапах истории русского летописания, однако самостоятельные сохранившиеся реальные их тексты датируются только XVI—XVII вв. Например, «Летописец Бельский» фиксировал известия с 1598 г. до конца 60-х гг. XVII в., и его автор проявил интерес к событиям, происходившим в западных уездах, особенно в Бельском. Учитывая это географическое пристрастие автора, ученые и дали наименование источнику. В XVII в. был составлен «Летописец о Нижнем Новеграде, в коих годех заложен, и при коем великом князе», содержащий подборку известий о Нижнем Новгороде и его земле за XIII, XIV и XVI вв.
Система именований летописей. Каждая сохранившаяся летопись имеет свое имя, которое призвано подчеркнуть ее индивидуальность, поскольку двух совершенно идентичных летописных текстов не существует. Система названий складывалась в науке постепенно на протяжении XVIII — XX вв. Для наименования ряда летописных текстов сохранено их самоназвание. Например, Новый летописец — это краткий вариант самоназвания летописи XVII в. «Книга глаголемая Новый летописец». Если у летописи не было самоназвания, ей давали имя в связи с различными обстоятельствами. Часто летопись называли по месту ее нахождения и хранения. Так, Ипатьевская летопись (список XV в.) была найдена в костромском Ипатьевском монастыре, Троицкая летопись (XIV в.) — в библиотеке духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры, Воскресенская летопись (XVI в.) — в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре и т.д. В названиях летописей использовались также имена некоторых их бывших владельцев: в XVII в. Радзивилловская летопись (список XV в.) принадлежала польско-литовским магнатам Радзивиллам, а Симеоновская (конец XV в.) — книжному справщику Московского Печатного двора Никифору Симеонову, жившему в XVII в. В других названиях сохранились имена лиц, причастных к созданию летописей или их списков. По имени монаха Лаврентия, который в 1377г. «написал» летопись по повелению великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича, названа Лаврентьевская летопись. Летописный сборник, составленный или переписанный в 1495г. в Смоленске Авраамкой по повелению смоленского епископа, именуется «Летописью Авраамки», упомянувшего себя в приписке к тексту. В названии летописи ее индивидуальность подчеркивалась также привязкой к месту ее создания. Если в каком-то месте было создано много летописей, то им давали порядковые номера, которые должны были показывать последовательность возникновения летописей. Такой принцип наименований использовался для обозначения северо-западных летописей — новгородских и псковских: например, Новгородская первая (вторая, третья, четвертая, пятая) летопись и т.д. Однако порядковые номера летописей не всегда отражают реальную хронологическую последовательность их происхождения. Так, Новгородская четвертая летопись датируется XV в. и представляет собой более старшее сочинение, нежели Новгородская вторая летопись, возникшая в XVI в. Неточность в нумерации объясняется тем, что в XIX в., когда давались наименования, еще не все летописи были обнаружены, изучены и включены в систему сохранившихся и реконструируемых летописных текстов. Имена получали не только дошедшие до нашего времени летописи, но и гипотетические летописные своды: например, «Повесть временных лет» (начало XIIв.), Новгородско-Софийский свод (1448), Московский великокняжеский летописный свод (1479) и т.д.
Эволюция русских летописей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|