Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приостановление исполнения судебного акта.

Возможность приоста­новления исполнения в стадии надзорного производства была в АПК 1995 г. и сохранена в АПК 2002 г. Однако в этот институт внесены сущест­венные изменения. Они находятся в общем ключе новых положений АПК.

Основная задача, которую призвано решать приостановление испол­нения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения за­щиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный кт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполне­ния может оказаться невозможным.

Новым является правило о встречном обеспечении. Оно стало теперь еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспе­чения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении. Он включен в АПК. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.

Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допуска­ется только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встреч­ного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска, не предусмотрены.

В АПК установлено, что ходатайство о приостановлении суд рассматривает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносит­ся определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих пра­вил, касающихся содержания определения (ст. 185), следует сделать вывод, что суд может как удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, так и отклонить его. Обжалование указанного определения АПК не предусмотрено (ч. 2 ст. 188).

Копия определения направляется участвующим в деле лицам в пятидневный срок со дня его вынесения, как этого требует АПК (ч. 2 ст. 186).

Еще одним новым положением, установленным АПК, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзо­ра, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного про­изводства.

Поскольку цель приостановления связывается с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление: с принятием определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ или с отказом самим Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворить заявление или представление.

Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или поста­новления направляется участвующим в деле лицам.

По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, преду­смотренных ст. 304 АПК, принимает определение о передаче дела в Пре­зидиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные нарушения, которые, как полагает состав суда, являются основанием для пересмотра дела в поряд­ке надзора. Ибо не всякое нарушение может служить веской причиной для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, а толь­ко то, которое привело к существенным нарушениям, требующим вме­шательства Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304, равно как и оставить их без внимания суд не может.

Суд в определении также указывает, какое решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен (п. 1 ст. 305 АПК).

В определении должны содержаться и другие реквизиты:

• дата судебного заседания;

• состав судей, участвовавших в рассмотрении заявления или представ­ления;

• сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;

• данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;

• сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные судебные акты;

• основное содержание спора, т.е. его предмет.

При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производ­ства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитраж­ного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда по усмотрению за­интересованного лица использовались другие возможности для пере­смотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установлен­ного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по суще­ству судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и наконец, законность принятых судебных актов про­веряется кассационной инстанцией.

В выносимом судом определении должны быть приведены мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судеб­ного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в  ст. 304 АПК.

Как указано выше, если усматриваются данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или в отдельном определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование та­кого решения. Мотивы направления дела для проверки в кассационном порядке оцениваются кассационной инстанцией.

Остальные реквизиты – те же, что и должны содержаться в опреде­лении при передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ(ст. 300).

Третья стадия

Третьей, заключительной стадией надзорного производства являет­ся рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответ­ствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации». Он состоит из Председателя Выс­шего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ, председателей восьми судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда РФ, вве­денных в состав Президиума по постановлению Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ.

Количественный состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не является неизменным. По решению Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ он может быть дополнен судьями Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

Порядок, обеспечивающий реализацию права каждого из участвую­щих в деле лиц на участие и выступление на заседании Президиума Выс­шего Арбитражного Суда РФ, установлен АПК.

Извещение производится по правилам, изложенным в ст. 121 – 124 гл. 12 АПК. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не по­зднее чем за 15 дней до заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально при­нять участие в рассмотрении дела. Порядок направления извещения ус­тановлен в ст. 122 АПК. Учитывая значение, которое закон связывает с предоставлением возможности заинтересованным лицам участвовать в судебном заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дол­жен располагать сведениями о том, что они извещены надлежащим об­разом (ст. 123 и 124 АПК). При неявке кого-либо из извещенных Пре­зидиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дело в их отсут­ствие.

В кодексе значительно шире освещаются вопросы, касающиеся деятельности Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по рассмотрению поступившего дела. Единственным основанием для принятия к про­изводству дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.

В АПК 1995 г. не определялось, в какой последовательности и в ка­кие сроки Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает поступившие с протестами дела. Эти вопросы регулировались внутрен­ними актами Высшего Арбитражного Суда РФ. Теперь они решены в законе.

Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 АПК процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в по­рядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50% плюс один).

Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства. Участие в этом заседании является их правом, поэтому никто не может быть лишен этого права.

Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.

Порядок формирования судей-докладчиков в АПК прямо не опре­делен. Представляется, что этот процесс должен происходить по прави­лам, установленным ст. 18 АПК.

Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен решить Президи­ум Высшего Арбитражного Суда РФ: есть основания для надзорного пе­ресмотра или их нет. Поэтому главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, счел, что имеются основа­ния для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать толь­ко вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основани­ями, предусмотренными в ст. 304 АПК.

Лица из числа участвующих в деле, изъявившие желание присутство­вать на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, имеют право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения примени­тельно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов «за» или «против» позиции, изложенной в обращении и поддержанной в оп­ределении о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Следует подчеркнуть равенство прав всех участвующих в деле лиц быть выслушанным высшей судебной инстанцией государства.

АПК регламентирует последовательность, в которой участвующим в заседании лицам предоставляется слово для дачи устных объяснений: пос­ле доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.

Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления.

Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Су­да РФ должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК. Все вопросы решаются боль­шинством голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума Высшего Ар­битражного Суда РФ, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судеб­ный акт сохраняет силу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...