Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование системы образования




Введение

 

Для любого современного общества, в т.ч. и России, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. Сейчас наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие огромные деньги. Так, эксперимент ЕГЭ обошелся стране в несколько миллиардов рублей. Кроме того, результаты ЕГЭ напрямую увязываются с финансированием обучения каждого абитуриента по так называемым государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). Чем выше балл сертификата ЕГЭ, тем большую сумму может получить вуз на этого студента на каждый год обучения, и наоборот. Например, в 2003 году ГИФО были следующими: 1-я категория (81-100 баллов ЕГЭ) - 12,5 тыс. руб.; 2-я категория (69-80 баллов) - 7,2 тыс. руб.; 3-я категория (53-68 баллов) - 3,0 тыс. руб.; 4-я категория (44-52 балла) - 2,0 тыс. руб.; 5-я категория (35-43 балла) - 0,7 тыс. руб. Таким образом, финансирование вузов предполагается осуществлять по результатам работы школы.


Реформирование системы образования

 

За основу реформирования была взята система ЕГЭ в школах, а в вузах внедряют Болонскую систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том числе и Россия. Оба эти изменения закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании". C апреля т.г. в начальной школе предполагается введение дисциплины "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ в рамкой которой школьник по своему выбору может заняться изучением одной из религиозных культур, основами светской этики или основами мировых религиозных культур. В свете реформирования системы образования правительство РФ планирует также к 2012 году сократить около 500 вузов и филиалов. В чем же заключаются особенности двух первых, как наиболее значимых, направлений реформирования российского образования? Рассмотрим их.

ЕГЭ - единый государственный экзамен. Он является централизованным выпускным экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным экзаменом в вузы и ссузы. Данный вид выпускных экзаменов в России начал применяться с 2001 года и с 2009 года стал единственным выпускным экзаменом во всех школах страны. Сейчас обязательными для сдачи являются два экзамена: русский и математика. Выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Среди основных недостатков ЕГЭ можно назвать, во-первых, превращение образования из универсального в узкопрофильное - выбирая учебную дисциплину для сдачи в форме ЕГЭ выпускники сразу же должны определиться с будущей профессией. Это во многом помешает их дальнейшей переквалификации, а также затруднит поиск работы. Во-вторых, ЕГЭ не позволяет людям широко, разносторонне мыслить. Наконец, несовершенной является и сама система оценки. Как утверждают специалисты, погрешности в определении высшего и низшего бала весьма существенны.

Основными плюсами ЕГЭ можно назвать то, что он, позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования можно подавать одновременно в несколько вузов. Если выпускник не смог поступить в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью получить аттестат об окончании школы.

Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования:

Первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года.

Вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года, дающее фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Бакалавр вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования (п.7 ст. 6 ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании"). педагогический образование правовой воспитание

Третья ступень: "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель). Если Вы решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год, т.ч. подготовка к защите диплома в течение одного семестра. Магистратура требует обучения еще в течение двух лет и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

Основными положениями Болонского процесса в числе прочих являются:

. Принятие системы сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Все, кто закончат бакалавриат, получают дипломы европейского образца.

. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

Однако некоторые специалисты считают, что бакалавриат дает поверхностные и узкопрофильные знания студентам, что помешает им в будущем найти хорошую работу. А такая трехуровневая система может закрыть доступ многим студентам в получении полного высшего образования, так как магистратуру планируют сделать платной, что не каждому по средствам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...