Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая социализация подрастающего поколения




 

Состояние современного российского общества во многом характеризуется низким уровнем правосознания и правовой культуры граждан, что выражается в недоверии населения к правоохранительным органам, нарастании нигилистического отношения к праву, в растущей криминализации общества и, в частности, молодого поколения. Так, по данным Министерства внутренних дел на 1 ноября 2009 года было выявлено 78 228 правонарушений, совершенных несовершеннолетними, что составляет почти 7% от общего числа правонарушителей. И, несмотря на то, что число таких правонарушителей сократилось по сравнению с 2008 г. на 1,5%, цифра эта по-прежнему значительная.

К одной из основных причин распространения правового нигилизма относят недостаточный уровень правового образования молодых граждан, хотя правовая социализация осуществляется различными агентами, в т.ч. и учебными заведениями.

Так, в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии со статьей 29 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.2007 проводится обучение правилам безопасного поведения на дорогах, преподавание основ экологических знаний в соответствии со статьей 72 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002. Помимо занятий с воспитателями для детей проводятся экскурсии, организованные работниками железных дорог, с инструктированием о правилах поведения на железнодорожном полотне. Часто в игровой форме проводятся практические занятия и викторины на знание ПДД. Таким образом, дети с раннего возраста привыкают выполнять свои обязанности.

Но основную правовую грамотность молодежи средняя образовательная школа, так как ее должны посещать все дети страны. Поэтому необходимо в первую очередь решить проблему формирования правосознания и правовой культуры именно школьной молодежи. Следует признать, что современное состояние правового воспитания школьников не только не соответствует потребностям сегодняшнего дня, но и вызывает серьезную озабоченность и даже тревогу в силу его недостаточной эффективности. Правовое воспитание во многом носит формальный характер.

Некоторые новые перспективы правовоспитательного процесса связаны с Приказом Министерства образования РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. Впервые в этом нормативном акте федерального значения определен правовой статус учебной дисциплины, названной "Право", прописаны основные дидактические единицы (темы), необходимые для общеобязательного усвоения школьниками.

В соответствии со стандартом правовое воспитание в начальной школе ориентировано на формирование первоначальной правовой компетентности ребенка, правомерного поведения в реальных жизненных ситуациях: в образовательном учреждении, на улице, в семье.

В основной школе (5-6 классы) предполагается участие подростков в органах самоуправления образовательного учреждения, приобретение знаний о "школьном нормотворчестве", которые активно реализуются в 7-9 классах, когда обучаемые получают знания о законах страны, регулирующих конституционные, семейные, уголовные, административные, гражданские правоотношения.

Правовое обучение может осуществляться либо в рамках самостоятельной дисциплины "Право", либо в составе курса "Обществознание" в соответствии с разработанной "Примерной программой по праву" для всех школ страны.

Согласно нормативным положениям изучение права направлено на достижение таких целей как развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права. Однако зачастую оно выступает лишь как "дань моде", способ привлечения молодых людей к подготовке для поступления в вузы, обеспечивающий получение юридической профессии, которая ассоциируется у несовершеннолетних с возможностями приобрести высокий социальный статус, решить свои материальные проблемы. Но целью-то правового воспитания является формирование правосознания, что бы человек не просто знал закон, а поступал с пониманием, осознанием и с учетом моральной стороны вопроса.

Таким образом, поддерживая в целом предпринимаемые усилия по формированию правосознания и правовой культуры школьников, необходимо сказать, что эти усилия недостаточны. О чем свидетельствуют данные опросов молодых граждан 14-21 года, о том смогли ли они получить необходимую правовую подготовку в процессе обучения. Более половины старшеклассников (63,7%) дали положительный ответ, а 15,8% из них считают, что достаточных знаний в области права они не получили. Пятая часть респондентов (20,5%) затруднилась однозначно ответить на поставленный вопрос. Немного лучше ситуация обстоит в колледжах и ПТУ. В них 89% респондентов считают, что получили достаточные правовые знания в процессе обучения, 5% сочли полученные знания недостаточными и 6% учащихся ПТУ и колледжей затруднились однозначно ответить на данный вопрос.

Что касается студентов вузов, то меньше половины респондентов (45%) считают, что получили достаточные правовые знания в процессе обучения в высших учебных заведениях, не смогли получить необходимые правовые знания и навыки 26,3% учащихся вузов, почти треть респондентов (28,7%) затруднилась с ответом.

Обобщив полученные данные можно заключить, что чуть более половины (56%) респондентов считают, что они смогли получить в процессе обучения необходимые и достаточные правовые знания.

В связи с этим, можно высказать ряд предложений, направленных на совершенствование формирования правовой культуры и сознания школьников:

для освоения теоретического материала использовать видеоролики, проводить встречи с работниками правоохранительных органов, с людьми, отбывшими наказание, которые смогли исправиться, но могут рассказать об условиях содержания заключенных, о влиянии судимости на судьбу человека;

создавать секции и кружки (причем бесплатные), чтобы дети из малоимущих семей, наиболее уязвимые перед влиянием криминализации, могли занять свободное время полезным делом, поощрять творческую и научную работу учащихся;

организовывать конференции и съезды, причем не только по проблемам права, но и по другим проблемам современности, так как это способствует социализации личности.

При этом вся правовоспитательная деятельность должна осуществляться опытными педагогами, способными применять больше творческих методов, например, инсценировки жизненных ситуаций и т.д. Они должны обязательно учитывать мнения и интересы учеников, поскольку именно такая форма подачи материала наиболее эффективна на современном этапе. То есть помимо теории, как и в дошкольных образовательных заведениях, необходимы интересные, креативные, не скучные практические занятия, экскурсии, чтобы дети видели в данном виде занятий не "еще один урок", а познавательное и интересное для себя общение.

 


Заключение

 

Из всего выше сказанного можно заключить, что современная российская система образования терпит глобальные изменения в учебном процессе, как в средних школах, так и в высших учебных заведениях. Все эти изменения носят весьма противоречивый характер, так как каждый из них требует очень большого количества времени, чтобы к нему приспособились не только сами школьники и студенты, но и учителя и преподаватели. Каждое нововведение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые не позволяют оценивать их однозначно. Думается, что это неполный список всех тех преобразований, которое планирует провести правительство, и о которых в большинстве случаев предполагает умалчивать, дабы не шокировать население страны. Кто знает, что будет ожидать современное российское образование в ближайшем будущем. Об этом стоит только догадываться и делать предположения.

 


Список литературы

 

1.  "Послесловие к переизданию книги А.Б. Сахарова "О личности преступника и причинах преступности в СССР"//Российский криминологический взгяд.-2009. №1.

2. "О личности преступника и причинах преступности в СССР//Российский криминологический взгляд.2009. №1.

.   "Причины роста компьютерной преступности"//Человек и закон.-2008. №8.

.   "Преступность несовершеннолетних как социальная проблема"//Российская юстиция.-2008. №6.

.   Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2008.

.   Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2009.

.   Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Юристъ. 2007.

.   Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2008.

.   Новгородцев П.И. Историческая школа для юристов. - Спб.: Лань,2008.

.   Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. - М.: Юритъ, 2009.

.   Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Норма, 2009.

.   Крюкова С.С. Обычное право в научном наследии ранней исторической школы права в Германии // Этнографическое обозрение.- 2009.- №3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...