Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия Я – концепции, Образа – Я. Роль общения в развитии подростка.




Я-концепция - сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности.

Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

самооценка = успехи/притязания

Круг общения подростка намного расширяется. Оно начинает занимать в его жизни особое место, становится тем полем, на котором разыгрываются главные события жизни подростка, перестраивается вся сфера отношений к другим людям, к обществу, к самому себе.
В период подросткового возраста формируется новый уровень самосознания. Подросток осознает себя, свои качества, достоинства и недостатки в сравнении с другими людьми, оценивает себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны. Самосознание всегда социально по своему содержанию, по самой своей сути. Оценка себя, своих возможностей осуществляется подростком на фоне пристального внимания к другим людям: он осознает не только себя, но и других в отношении к себе. Словом, вся сложнейшая система человеческих взаимоотношений, в которую включен подросток, разворачивается перед ним как система его личной жизни, его личных взаимоотношений, чрезвычайно важных и значимых для него.
Таким образом, общение с окружающими людьми и объективно (для формирования личности подростка), и субъективно (для его самочувствия) становится фактором первостепенной важности.
Подросток и взрослые

Для подростка характерны две сферы общения - общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, т.е. с проблемами нравственности и этики. Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда - даже при самых товарищеских отношениях - находится в положении младшего, в известной мере подчиненного, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, т.е. усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками подросток формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей - ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга - хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.
Для подростка отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи - это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них "делает" сам себя, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей он находит так необходимую ему оценку этих качеств, оценку своих знаний и умений, способностей и возможностей, находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые нам, взрослым, так часто кажутся незначительными. Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само - его формы и содержание, его характер и способы - по существу определяется теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми.
Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развитие подростка - всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем-то уже более взрослым. Однако влияние сверстников, как бы оно ни было велико и субъективно значимо, не может умалить того значения, которое имеют для развития подростка непосредственные контакты со взрослыми, совместные с ними дела и занятия, совместный с ними труд.
Именно в совместной деятельности взрослый имеет реальные возможности направленного влияния на формирование личности подростка, на процесс его возмужания. Поэтому чрезвычайно важно для него найти правильную позицию в отношениях с подростком.
Родителей волнует вопрос о том, как строить отношения с подростком, как добиться авторитета у своего ребенка. Хорошо известно, что без авторитета невозможно никакое воспитание.

У подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику.

Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом нужно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...