Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отцовство и материнство: физиологические, психологические и социальные изменения.




изменения. С 80-х годов в психолого-социологической литературе - вопрос укрепления института семьи. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства. …."самоутверждение и автономность ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной" (Н.В. Богачева). Серьезно затронули эти изменения и Россию и, в конечном итоге, привели к малодетности наших семей. В связи с этим актуальность приобретает проблема изучения отцовства и материнства как составляющих феномена родительства, их состояния в современном мире, а также моделирования на этой основе будущего, ожидающего российскую семью в начинающимся XXI столетии. 1. В современной психологической и социологической науке достаточно широко распространилось изучение материнства (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская и др.) и отцовства (Т.Б. Беляева, Ю.В. Евсенкова, и др.) как

отдельных явлений. Проблемы материнства по сравнению с отцовством изучены более подробно. Согласно Э. Фромму, главное значение материнской любви заключается в ее безусловном характере, который проявляется в том, что мать всегда любит своего ребенка, каким бы он не был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т.п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна — в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.) Таким образом, в поведенческом проявлении материнство воплощает собой абсолютное принятие ребенка, тогда как отцовство являет определенный уровень требований к нему. Абстрактно мы можем обозначить материнство как эмоциональную близость, понимание, заботу, а отцовство как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению. Индивидуальную и социальную обусловленность родительства рассматривает в своих работах Р.В. Овчарова, в частности, отмечающая, что отцовство и материнство в различной степени детерминированы психологическими (индивидуальные особенности личности, ценности, взгляды и т.п.) и социальными (социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) причинами Отцовство по сравнению с материнством является еще более социально обусловленным феноменом. Проблема современного состояния отцовства и материнства волнует ученых. Реализуя себя в контексте социальных отношений, материнство и отцовство изменяется вместе с изменением общества; трансформируются как социальные, так и гендерные и индивидуальные стереотипы матери и отца. …"дефицит родительской любви". Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем психолого-педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Кризис семьи, кризис родительства, который является кризисом традиционного отцовства и материнства. Переплетаются традицион-ные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов (Р.В. Овчарова). Данный процесс сопровождается снижением социальной значимости материнства и отцовства. Изменяются привычные роли матери и отца в семье. Женщина в настоящее время активно реализует себя в сфере профессиональной деятельности, вынужденно уделяя меньшее внимание семье и детям, тем самым, присваивая себя традиционно мужские качества: волевые черты характера, твердость, стремление к лидерству, карьерному росту. Зачастую этот властный стиль женского поведения переносится в семейные отношения, что приводит к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены. По мнению авторов исследования семейные ориентации 36% молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей, цель деторождения следует после таких ценностей-целей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. Кризисные явления в большей степени затрагивают отцовство, чем материнство. 50% современных матерей и 23,6% современных отцов отвечают требованиям эффективного родительства. существующие различия в представлении об отцовской роли современных юношей и девушек может помешать юношам в будущем реализовать конструктивную модель отцовского поведения в своей семье. Ценностно-нормативную трансформацию современного родительства обуславливают такие социальные факторы, как: общая либерализация и демократизация общественной жизни, трансформация семьи от социального института с жестко заданными нормами бытования до малой психологической группы, изменения распределения власти в семье, изменения детско-родительских отношений и социально-экономические условия жизни. При этом, изучая особенности представлений об идеальном родительстве,

социологии и психологи сходятся во мнении, что в нашей культуре социальной ценностью и значимостью, несомненно, обладает полная семья с несколькими детьми И это несмотря на то обстоятельство, что реальным типом родительства становится неполная материнская семья. Таким образом, мы видим, что кризисные явления в области российского родительства связаны, в первую очередь, с кризисом современного отцовства и материнства, который обретает свое начало в кризисе личности, характерным для нашей эпохи. Именно об этом кризисе как первопричине многих социальных неурядиц пишет В.М. Филиппов. Об этом же свидетельствует В.И. Слободчиков, считающий, что данный антропологический кризис

является кризисом модели человека, выработанным в европейской культуре, когда индивидуализм становится главной ценностью личности.

Ведь недаром автор концепции постиндустриальной цивилизации Д. Белл определяет современное общество как " общество производства информации и услуг ", в котором утрачиваются традиционные ценности любви, супружеской верности, рождения и воспитания детей, служения ближнему. На смену им приходят ценности личной автономии, профессиональной самореализации и гедонизма. " Названные обстоятельства вызывают тревогу, так как нетрудно предположить, что ждет нашу страну в будущем, если данная модель автономного родителя-эгоиста станет приоритетными для большинства наших сограждан (что весьма вероятно, потому что социальные процессы способствуют этому). Скорее всего, тогда Россия будет постепенно растворяться в глобальном мире, теряя свою культуру и национальную самобытность. Здесь уместно вспомнить слова, принадлежащие перу известного русского философа И.А. Ильина, высоко ценившего семью и называвшего ее "школой любви и жертвенности", духовного единства всех членов. В единобрачном верном супружестве и родительстве, основанном на "умении любить крепко и долго" и глубоком нравственном достоинстве, философ видел основу для сохранения и процветания России. Более того, ученый писал о том, что через любовь к родителям ребенок познает "два священных первообраза: образ любящей чистой матери и образ сильного и благостного отца", а "через них душа учится прилепляться к Родине-матери и возноситься к Богу-Отцу". Таким образом, истинное родительство есть настоящее " хранилище национального духа, чести, жертвенности и справедливости»

Выводы: Во-первых, понятие «родительство» является фундаментальной категорией социально-психологического знания, раскрывающего сущность поведения человека в семье и обществе. В отечественной науке сформировался социльно-психологический подход понимания феномена «родительство», базирующейся на изучении материнства и отцовства как интегральных психологических образований личности, включающих в себя специфические социальные родительские роли и нормативные предписания культуры. Во-вторых, будущее российского родительства представляется нам весьма сложным, так как традиционные модели утрачиваются, а им на смену приходят трансформированные индивидуалистические стратегии родительского поведения.Более того, в настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства, который характеризуется неготовностью многих взрослых россиян к выполнению материнских и отцовских обязанностей. Причины данного кризиса можно увидеть в политических, экономических, социальных преобразованиях последних лет, однако, на наш взгляд, кризис родительства, в первую очередь, вызван низким значением ценности семьи с детьми по сравнению с ценностью личного самоутверждения в сознании наших современников. Именно эта утрата ценности семейственности приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д. В-третьих, единственный, на наш взгляд, выход из сложившейся ситуации заключается в обращении к

сложившимся веками традиционным идеалам родительского поведения, которые являются наиболее продуктивными для сохранения человеческого потенциала России. В-четвертых, возрождение ценностного отношения к родительству требует не только мер государственной поддержки, оказания семье с детьми широкого спектра психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, координацию работы СМИ по повышению престижа родительства в современном обществе, создания возможностей для педагогической подготовки молодежи к родительству, включающих в себя деятельность в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов, но и значительного преображения всей системы духовно-нравственных ориентиров наших соотечественников.

А такое преображения не произойдет, даже если государство и определенные социальные институты будут оказывать давление на общественное сознание, так как оно требует ответственного выбора каждым человеком определенной системы ценностей, при которой он добровольно был бы готов смирять себя ради блага своей семьи и окружающих людей.

Ведь по большому счету, само стремление к материнству и отцовству становится в современном обществе "подвигом", движением к воплощению в жизни не собственных эгоистических потребностей, а движением к служению людям, воспитанию и заботе о детях. Именно в такой деятельности человек и обретает гармонию с миром и самим собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...