Глава 3. Анализ показателей качества продукции
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 качество конкурентоспособность дефект издержки В условиях рыночной экономики, когда качество продукции наряду с ее стоимостью являются основными факторами успешного функционирования организации, все больше внимания уделяют учету, анализу и управлению затратами на качество. Определение и анализ затрат на качество позволяют представить реальную картину состояния дел в области качества продукции всем заинтересованным в деятельности организации сторонам. Информация о затратах на качество создает необходимые предпосылки для принятия стратегических и тактических управленческих решений с учетом требований всех заинтересованных сторон и способствует повышению эффективности конкурентоспособности продукции. В конечном итоге анализ затрат на качество является основополагающим при оценке эффективности системы менеджмента качества в организации. Многие ошибочно думают, что затраты на качество составляют около 4-7 % в общем объеме расходов предприятия, но это далеко не так, они составляют до 80 % от общих производственных затрат. Также стоит отметить, что систему учета затрат на качества невозможно организовать на основе существующего бухгалтерского и финансового учета, это самостоятельный управленческий учет. Если расходы на качество продукции растут неограниченно на предприятии, при этом достигая высокого уровня, то это явный признак неэффективного управления. Можно предположить, что высшее руководство не уделяет должного внимания этим тревожным показателям. Причинами падения многих фирм стали скрытые издержки, которые обусловлены недостаточным качеством продукции. Самые опасные и дорогостоящие последствия для производителя - это дефекты, которые были выявлены в процессе потребления покупателем. Если организация имеет программу качества, которая способна не только обеспечить предотвращение дефектов, но и способствовать непрерывному совершенствованию, то в большинстве случаев издержки на дефекты обходятся компаниям значительно дешевле. Важнейшая цель управления затратами, связанными с качеством, - снижение потерь от брака. Например, затраты можно представить в виде диаграмма Парето (рис. 2) и постепенно устранять эти дефекты, начиная с более дорогих.
Рис. 2 Диаграмма Парето
Согласно этой диаграмме затраты по устранению пятен превышают остальные, и их необходимо предотвращать в первую очередь. Через определенное время после реализации данных мер, процедура построения диаграммы повторяется, с помощью которой можно будет определить рост или снижение затрат на качество продукции. Стоимостью работ по предупреждению дефектов следует управлять так же, как и затратами на контроль качества и потерями от дефектов - путем тщательного анализа и последующих корректирующих действий. Средства и методы предупреждения дефектов должны применяться корректно и избирательно, не обязательно охватывать все аспекты деятельности компании. Анализ брака и рекламаций производится на основании отдельных причин, виновником и видов. В результате анализа определяются: количество и процент брака по предприятию и его подразделениями, потери от брака в нормочасах или денежном выражении. На основании промежуточного отчета финансового положения ОАО "КамАЗ", согласно данным 2012-2013 г. Рассчитаем потери предприятия от общего количества брака. В таблице 2 приведены данные себестоимости окончательного брака, расходы по исправлению брака и другие.
Таблица 1. Количество расходов на затраты, руб.
С помощью этих данных можно определить абсолютный размер брака: для этого необходимо посчитать сумму себестоимости окончательного брака и расходы по исправлению этого брака.
В 2012 году он составлял 2564980+1964583= 4529563 рубля, а в 2013 году 2280645+1500335=3780980 руб. Можно заметить, что за один год абсолютный размер брака существенно уменьшился. Но следует посчитать абсолютный размер самих потерь от брака. Для этого необходимо из абсолютного размера брака вычесть стоимость брака по цене использования, сумму удержания с виновников брака и сумму взыскания с поставщиков сырья. В 2012 году эта сумма будет составлять: - 1000000 =3529563 руб. Что же касается 2013 года, то абсолютный размер потерь от брака составит: 3780980 - 1200645- 200000- 600000=1780335 руб. Теперь отметим относительный размер брака, посчитанный в процентах, и относительный размер потерь от брака за каждый год. Для того, чтобы посчитать первый показатель необходимо абсолютный размер брака разделить на стоимость товарной продукции, а относительный размер потерь от брака: абсолютный размер потерь от брака/ стоимость товарной продукции: год: относительный размер брака: 4529563/ 46345760 *100%=9,8% относительный размер потерь от брака: 3 529563/46345760*100%=7,6% Рассчитаем эти же данные для 2013 года: относительный размер брака: 3780980/42567324*100%=8.8% относительный размер потерь от брака 1780335/42567324*100%=4,2% Стоит отметить, что отчет о затратах на брак должен быть рассчитан не столько на статистику, сколько для принятия руководством соответствующих мер. В отчете целесообразно отразить основные моменты в области, которые представляют наибольшую ценность с точки зрения улучшения качества и снижения затрат, подчеркнуть наиболее экономичные способы поиска причин дефектов, обратить внимание на соотношение разных видов затрат, показывающих эффективность профилактических мероприятий по качеству. Для наглядного сравнения потерь от брака на предприятии ОАО "КамАЗ" полученные данные представим в виде таблицы 3.
Таблица 3. Размеры потерь от дефектов
По данным таблицы можно заметить, что в 2013 году по сравнению с предыдущим размеры потери от брака существенно уменьшились, почти в 2 раза. Это говорит о том, что на предприятии были предприняты меры по улучшению оборудования, об улучшении профессиональных навыков работников и как следствие улучшения качества продукции. Но стоит отметить, что уменьшение потерь от брака вовсе не значит повышение качества продукции. Для того, что повысить качество продукции, необходим ряд мероприятий. Например, мотивация работников, основным стимулом которого является повышение заработной платы, снижение затрат от брака и т.д. Таким образом, целью проводимых мероприятий является улучшение качества продукции. В свою очередь сами мероприятия включают: . Улучшение внешнего вида изделия, качества. Увеличение цен на продукцию. 2. Численность персонала не снижается, а заработная плата увеличивается. . Приобретение более нового оборудования. . Уменьшение стоимости материалов. Норма расхода материальных ресурсов для изготовления изделия снижается. Заключение
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время, как показывает анализ, выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Проведя исследование, именно, второго фактора, мы выяснили, что производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.
Обобщая полученные в курсовом проектировании сведения, можно сделать основные заключительные выводы: . Качество - это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. . Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы ведущих фирм мира. . Конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов. Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в наше время качество является не столько предметом престижа и репутации компании, сколько обязательным фактором, от которого зависит сам факт существования организации на рынке товаров и услуг. В условиях рыночной экономики, когда конкуренция заставляет постоянно развиваться, данная проблема актуальна, как никогда. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если качество продукции конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению качества продукции, разработке и реализации конкурентоспособной стратегии предприятия. Список литературы
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. 2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. Практикум. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. . Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. . Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. . Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. . Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2013.
. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. . Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник: 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. . Зимин А.Ф., Тимирьянова В.М. Экономика предприятия: учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2012. . Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. . Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: учебник. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2013. . Магомедов А.М., Маллаева М.И. Экономика фирмы: Учебник. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|