Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ощущение, восприятие и внимание.




Психология как наука. Понятие «психика». Психика и сознание.

Психика – «наука о душе». Особенности психологии как науки: 1) это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой; 2) в психологии сливаются объект и субъект подсознания; 3) особенность психологии заключается в уникальном практическом следствии; 4) чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований обусловлена постоянно возрастающей ролью и значением для людей. Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Этапы развития психологии: 1) психология выступала как наука о душе. 2 точки зрения: • материалистическая– считает что душа является материальной; • идеалистическая– душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. 2) психология как наука о сознании. Возникла в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. Задача психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. 4) современный этап: психология как наука, изучающая психику. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека. Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективной реальности. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. психология – это наука о внутреннем мире человека. Задачи современной психологии: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;· научиться управлять ими;· использовать полученные знания в общении с людьми и в своей деятельности, в том· числе и профессиональной; быть теоретической основой практики психологической службы.

 

Человек как личность и индивидуальность. Направление личности.

Человек – это особое существо. С одной стороны, он – биологическое существо, высокоорганизованное животное. С другой стороны, человек – существо социальное, т.к. общественные отношения изменили его телесную организацию и сам характер существования. Биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способности, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социальной среды, социального опыта, в том числе и воспитания. Поэтому вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Индивид, индивидуальность, личность Феномен личности в психологии является одним из сложнейших и многогранных, чтобы его охарактеризовать используют такие понятия как человек, индивид, личность и индивидуальность. Природно и социально сформированные качества человека находятся в нерасторжимом единстве и взаимопроникновении, образуя биопсихосоциальную систему. Родовая принадлежность человека определяется понятием индивид. Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивидные свойства передаются по наследству, они делятся на возрастно-половые (конституциональные особенности, группа крови и т. п) и индивидуально-типические (свойства нервной системы, задатки, особенности функциональной ассиметрии полушарий головного мозга). Результатом социализации человека, освоения им норм, правил, способов деятельности, соответствующих данному этапу развития общества является личность. Каждое общество формирует свой эталон личности, ее психологические типы. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Личность – это особые устойчивые качества человека, приобретаемые им в социо-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность имеет многоуровневую организацию. Личность конкретного человека обладает только ей присущими чертами и характеристиками, образующими ее индивидуальность. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, его природных и социальных качеств. Периоды развития личности: Пренатальный (внутриутробный) период длится 266 дней; Детство – период от рождения до подросткового возраста делится; Отрочество; Зрелость; Старость.

Ощущение, восприятие и внимание.

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущение свойственно всем живым существам, обладающим нервной системой. При ощущении происходит первичная обработка информации на сенсорном, т. е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Общие свойства ощущений: 1) Качество. 2) Интенсивность. 3) Адаптация. 4) Контраст. 5) Пороги ощущений. 6) Сенсибилизация. 7) Последействие ощущения. Восприятие – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Непреднамеренные восприятия – такие, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Функции внимания: Избирательность – отбор значимых воздействий, которые бы соответствовали потребностям данной деятельности. Целенаправленность – игнорирование других, менее существенных конкурирующих воздействий. Активность – регуляция деятельности и контроль: удержание, сохранение и выполнение действия до тех пор, пока не будет получен результат. Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. Виды внимания 1. Непроизвольное – действие сильного, контрастного или значимого и выделяющего эмоциональный отклик раздражителя (непроизвольность, легкость переключения и возникновения) т.е. само собой. 2. Произвольное – постановка (принятие) задач (направленность в соответствии с задачей, требует волевого усилия, утомляет). 3. Послепроизвольное – вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес (сохранность, целенаправленность, снимается напряжение).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...