Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования в РБ и перспективы её развития.




Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.

Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.

 

17.Воспитание: формы, принципы, методы и средства.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

методы воспитания:

- методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;

- методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников.

 

18.Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.
Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности; которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой - формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
Данные задачи соотносятся с функциями обучения:
1. Образовательная функция
2. Воспитательная функция.
3. Развивающая функция

Виды обучения:
1. Индивидуальное обучение и воспитание
2. Классно-урочный вид обучения.
3. Лекционно-семинарский вид обучения.

Формы обучения:
1. Массовые формы
2. Групповые формы
3. индивидуальные формы

 

 

19.Основы семейного воспитания.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и -помощь близким;

-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

 

20.Основы самосовершенствования личности.

Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

-самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;

-программа совершенствования собственной личности;

-сила воли и закалка характера.

пути самосовершенствования личности:

Самопознание – изучение человеком самого себя, своих сильных и слабых сторон, уникальности и отличия от окружающих. Этот этап заключается также и в анализе и осмыслении событий собственной жизни, их причин и выводов, к которым данные факты биографии помогли прийти.

Самоутверждение – принятие себя и своих качеств, которые позволяют занять определенное положение в обществе. Лучше всего, когда человек заслуженно получает поддержку и одобрение со стороны. Однако бывают и случаи, когда самоутверждение не имеет под собой почвы и за выставлением себя на показ не кроется никакого развития.

Саморазвитие – инициатива человека улучшать свои достоинства и способности и искоренять недостатки. Характеризуется в умении человеком реализовывать в жизни свои решения и стремиться к дальнейшему развитию.

Самореализация – одна из стадий, когда человек представляет собой зрелую личность, которая в состоянии пустить в ход приобретенные знания, способности и навыки. Проявляется только в том, случае, когда личность уже добилась определенных высот в своем развитии и может применять полноту своих знаний на практике.

Поиски своего призвания – фактически поиск своего места в мире и смысла жизни. Личность выясняет суть своего существования и свое предназначение в этом мире. Это довольно сложная стадия самоактуализации и самосовершенствования личности так как далеко не все могут ответить себе на вопрос для чего они существуют, и какую пользу обществу приносит их деятельность. Поиски призвания – процесс длиною на всю жизнь. И только в глубокой старости человек может, наконец, осознать кто он в этом мире, и каково дело всей его жизни, которое запомнится потомкам.

21.Основы самосовершенствования личности. Характеристики зрелой личности. Самосовершенствование личности рано или поздно становится неизбежной дорогой для любого человека.В целом, процесс саморазвития может включать в себя множество пунктов и зависит от конкретных поставленных целей. Кому-то важно развивать свои положительные черты, кому-то – работать с недостатками и особенностями своего характера, кто-то ставит своей целью борьбу с вредными или докучающими привычками. В зависимости от того, с чем человек хочет работать, способы самосовершенствования могут быть разными и выбирать их стоит индивидуально

Признаки зрелой личности:

Полная ответственность за все то, что происходит в жизни: это и принятие последствий от собственных поступков, и уровень жизни, а также количество и качество событий, которые в ней происходят.

Самоанализ. Психологи утверждают, что способность человека оценивать и осмысливать собственные поступки и действия является основным критерием психологической зрелости.

Независимое мнение. Видение собственной картины мира, четкая жизненная позиция по ключевым вопросам.

Целеустремленность. Планирование целей и умение достигать их, а также способность расставлять приоритеты в жизни.

Честность, как к себе, так и к другим. Зрелая личность не прибегает к обману, она ценит искренние, доверительные отношения.

Понимание моральных ценностей. Осознание коренной разницы добра и зла, и что хорошо, а что плохо.

Адекватная уверенность в себе также приближает к формированию гармоничной зрелой личности.

Любить себя и быть в гармонии с самим собой, а также испытывать глубокие чувства.

Приспособляемость к жизненным переменам и умение видеть положительные стороны в происходящем.

Уважение к другим людям, независимо от их возраста, социального положения, вероисповедания, профессии, увлечений и занятий.

Быть в настоящем, здесь и сейчас. Истинно зрелый человек не живет прошлыми воспоминаниями и не грезит мечтами о будущем, он ставит перед собой цель и делает шаги для ее достижения уже сейчас.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...