Система образования в РБ и перспективы её развития.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников. Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся. На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах. Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности. Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований. Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.
17.Воспитание: формы, принципы, методы и средства. Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике. методы воспитания: - методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.; - методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; - методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание. В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников.
18.Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.
Виды обучения: Формы обучения:
19.Основы семейного воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи состоят в том, чтобы: -создать максимальные условия для роста и развития ребенка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и -помощь близким; -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”. Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку; -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; -открытость и доверительность отношений с детьми; -оптимистичность взаимоотношений в семье; -последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); -оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
20.Основы самосовершенствования личности. Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий: -самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.; -программа совершенствования собственной личности; -сила воли и закалка характера. пути самосовершенствования личности: Самопознание – изучение человеком самого себя, своих сильных и слабых сторон, уникальности и отличия от окружающих. Этот этап заключается также и в анализе и осмыслении событий собственной жизни, их причин и выводов, к которым данные факты биографии помогли прийти. Самоутверждение – принятие себя и своих качеств, которые позволяют занять определенное положение в обществе. Лучше всего, когда человек заслуженно получает поддержку и одобрение со стороны. Однако бывают и случаи, когда самоутверждение не имеет под собой почвы и за выставлением себя на показ не кроется никакого развития. Саморазвитие – инициатива человека улучшать свои достоинства и способности и искоренять недостатки. Характеризуется в умении человеком реализовывать в жизни свои решения и стремиться к дальнейшему развитию. Самореализация – одна из стадий, когда человек представляет собой зрелую личность, которая в состоянии пустить в ход приобретенные знания, способности и навыки. Проявляется только в том, случае, когда личность уже добилась определенных высот в своем развитии и может применять полноту своих знаний на практике.
Поиски своего призвания – фактически поиск своего места в мире и смысла жизни. Личность выясняет суть своего существования и свое предназначение в этом мире. Это довольно сложная стадия самоактуализации и самосовершенствования личности так как далеко не все могут ответить себе на вопрос для чего они существуют, и какую пользу обществу приносит их деятельность. Поиски призвания – процесс длиною на всю жизнь. И только в глубокой старости человек может, наконец, осознать кто он в этом мире, и каково дело всей его жизни, которое запомнится потомкам. 21.Основы самосовершенствования личности. Характеристики зрелой личности. Самосовершенствование личности рано или поздно становится неизбежной дорогой для любого человека.В целом, процесс саморазвития может включать в себя множество пунктов и зависит от конкретных поставленных целей. Кому-то важно развивать свои положительные черты, кому-то – работать с недостатками и особенностями своего характера, кто-то ставит своей целью борьбу с вредными или докучающими привычками. В зависимости от того, с чем человек хочет работать, способы самосовершенствования могут быть разными и выбирать их стоит индивидуально Признаки зрелой личности: Полная ответственность за все то, что происходит в жизни: это и принятие последствий от собственных поступков, и уровень жизни, а также количество и качество событий, которые в ней происходят. Самоанализ. Психологи утверждают, что способность человека оценивать и осмысливать собственные поступки и действия является основным критерием психологической зрелости. Независимое мнение. Видение собственной картины мира, четкая жизненная позиция по ключевым вопросам. Целеустремленность. Планирование целей и умение достигать их, а также способность расставлять приоритеты в жизни. Честность, как к себе, так и к другим. Зрелая личность не прибегает к обману, она ценит искренние, доверительные отношения. Понимание моральных ценностей. Осознание коренной разницы добра и зла, и что хорошо, а что плохо. Адекватная уверенность в себе также приближает к формированию гармоничной зрелой личности. Любить себя и быть в гармонии с самим собой, а также испытывать глубокие чувства. Приспособляемость к жизненным переменам и умение видеть положительные стороны в происходящем. Уважение к другим людям, независимо от их возраста, социального положения, вероисповедания, профессии, увлечений и занятий. Быть в настоящем, здесь и сейчас. Истинно зрелый человек не живет прошлыми воспоминаниями и не грезит мечтами о будущем, он ставит перед собой цель и делает шаги для ее достижения уже сейчас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|