Психотехника выбора: ориентиры для
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Психологического тренинга Задача этого раздела в том, чтобы наметить пути психотехнического развития способностей, которыми человек должен обладать, чтобы совершать полноценные жизненные выборы. Практические сферы приложения, где подобная психотехническая работа осмысленна и полезна, могут быть самыми разными. Это может быть, например, групповая психотерапия для пациентов отделения неврозов. В клинике неврозов наблюдаются многообразные патологически измененные формы выбора: это и изощренные поиски алиби, связанные со стремлением избежать ответственности, и грубые вытеснения одной из противостоящих мотивационных тенденций, и невротические подмены ценностных оснований ложно понятым долгом, и болезненная нерешительность, и избегание минимального риска, и неспособность к окончательности решений, приводящая к попыткам еще и еще раз войти в давно не существующую реку. Описание невротических нарушений выбора могло бы составить специальный раздел психопатологии. Однако тема эта отнюдь не специфична для психопатологии. С. 299 В такой, казалось бы, столь отдаленной области психологической практики, как психологический тренинг руководителей, совершенствование искусства выбора является не менее важной темой, поскольку чисто рационалистические модели принятия решений оказываются несостоятельными, игнорируя неустранимо личностный характер всякого, даже чисто производственного, выбора и решения. Стоит ли специально говорить, насколько эта тема важна для профориентационного консультирования. Список возможных сфер приложения идей психотехники выбора этим коротким перечислением, конечно, не исчерпывается. Каждая из этих сфер обладает большой спецификой, поэтому цель данного раздела состоит вовсе не в составлении какого-либо универсального психотехнического сценария, а лишь в указании на существенные ориентиры и возможные варианты маршрута, по которому пойдет тренинг, направленный на развитие способности человека совершать подлинные выборы.
Стоит оговориться, что отдельные действия, составляющие операциональную структуру акта выбора, взаимосвязаны и взаимодополнительны. Поэтому психотехническая отработка умений и способностей, соответствующих одному из них, всегда предполагает большее или меньшее задействование способностей, соответствующих другим операциям акта выбора, и строгая дифференциация их друг от друга в практической плоскости не является ни возможной, ни необходимой. 1) Отвлечение от трудности мира. Для обеспечения максимальной включенности участников в работу над темой выбора, стоит сначала предложить им вспомнить те жизненные выборы, которыми они полностью удовлетворены, за которые они чувствуют уважение к себе. Далее стоит обратить внимание на то, как изменилось отношение к трудностям, с которыми был сопряжен выбор и реализация выбранной альтернативы, когда они уже были преодолены. Возможная форма психотехнической реализации этой задачи — обмен опытом с последующей групповой медитацией, когда тренер, учитывая индивидуальные особенности участников, выявившиеся во время их воспоминаний, пытается достичь актуализации (или создания) в сознании позитивного опыта самопринятия, связанного с выбором, чтобы человек смог ориентироваться преимущественно на внутренние ценности и стремления, а не на внешние трудности, сопротивления, уговоры, угрозы и т.п. С. 300 Затем, для того, чтобы этот опыт закрепился и мог произвольно воспроизводиться в других ситуациях, полезно провести упражнение, в котором сознание участников будет перенесено в психологическое время "будущее в прошедшем". В ходе упражнения человеку нужно помочь вернуться в прошлое, когда выбор еще только предстояло сделать, и оттуда взглянуть на реально (и удачно) исполнившееся в объективном настоящем как на будущее. Для тренировки умения "выносить трудность за скобки" полезна и противоположная временная сдвижка сознания — ко времени "прошедшее в будущем". Ее можно реализовать, например, в форме психодрамы "путешествие в будущее", в ходе которой участникам предлагается перенестись во время, где актуальная проблема выбора протогониста уже разрешена и "повспоминать" совместно о его колебаниях, которые оттуда — из будущего — оказываются в прошедшем. Независимо от психотехнической формы этих упражнений, цель их состоит в том, чтобы сформировать умение смотреть на актуальный выбор из отдаленной временной точки, переживая пребывание в ней как психологически реальное.
Эти упражнения формируют умение смещать точку внутреннего зрения и предмет рассмотрения (выбор) по временной, биографической оси. Кроме указанных двух вариантов есть множество других психотехнических возможностей, но каковы бы они ни были, принципиальным для достижения цели, то есть очищения выбора от напластований, связанных с трудностью мира, является следующее: человек должен психологически вжиться во время, достаточно отдаленное от времени выбора. "Вживание", то есть пребывание в предложенном времени в режиме "здесь-и-теперь", и отдаленность — два фактора, обеспечивающих психологическую дезактуализацию трудности, а будет ли это перспектива или ретроспектива, решат соображения удобства в каждом индивидуальном случае. И все же есть две особые точки на временном психологическом континууме жизни, которые дают наиболее интенсивный опыт — это рождение и смерть. На сознательном уровне невозможно совместить свою позицию ни с той, ни с другой, но возможно психологическое пребывание "рядом", которое легко может быть психодраматически воплощено в ходе групповых занятий. В случае рождения участники могут, например, играть роль новорожденного младенца и сказочного персонажа "волшебницы у колыбели", исполняющей любые пожелания о будущем ребенка. В случае смерти возможны упражнения, обыгрывающие мотивы завещания, "последнего слова" к оставшимся жить, эпитафии и пр. (Хотелось бы только предостеречь от духовной беспечности в обращении с темами рождения и, особенно, смерти. В них заключены такие мощные энергии, что безответственные психологические игры по принципу "все, что эффективно — позволено" могут оказаться опасными как для участников группы, так и для психолога.)
Кроме разного рода манипуляций с психологическим временем для развития способности отвлечения от трудности мира в ситуации выбора, в распоряжении психолога есть множество сказочно-мифологических сюжетов. С. 301 Мотивы чуда, обретения героем необыкновенных способностей и сказочной власти, встреча с волшебными персонажами, готовыми исполнить желание героя, и т.п. — все это прекрасные средства для психотехнического воплощения идеи легкого мира, воплощения, дающего человеку возможность отрешиться в момент выбора от сильных, но в смысловом отношении непринципиальных обстоятельств. 2) Удержание сложности. В современной психотерапии имеется достаточно большое количество психотехнических средств, позволяющих развивать способности, связанные с задачей "удержания сложности внутреннего мира". Примером упражнения, направленного на формирование умения разотождествляться с одним из жизненных отношений, может служить часто применяемый в психосинтезе прием с одноименным названием "разотождествление" (см. Рейнуотер, 1992). При выполнении этого упражнения человек должен последовательно называть разные аспекты жизненного отношения, прибавляя к ним дезидентифицирующую формулу "... но я — это не...". Например: "У меня есть сильное желание уехать, но я — это не мое желание". Решению той же задачи хорошо послужит и применяемая в гештальттерапии инструкция говорить от первого лица (например, не "мне грустно", а "я грущу").
В групповой, индивидуальной психотерапии и психологическом тренинге существует большое число психотехнических форм, позволяющих человеку обучаться одновременной презентации в сознании сразу многих своих жизненных отношений. Удобны и эффективны для этих целей рисуночные методики, в которых предлагается в графической форме выразить свою жизнь во всем многообразии ее сфер. Из психодраматических упражнений подойдут такие, в которых протогонист должен выразить сложность и многообразие своего внутреннего мира с помощью какой-нибудь сильной метафоры, например, рассказать о себе, каким бы он был государством (политический строй, административное деление на области, отношения между областями и центральной властью и т.д.). Подобные упражнения решают не только задачу одновременной презентации жизненных отношений, но и задачу их структурирования, давая человеку символические средства для упорядочивания их в рамках единой смысловой системы. В качестве иллюстрации психотехники, направленной на выявление скрытых от сознания пересечений между разными жизненными отношениями, могут послужить приемы, связанные с использованием методики "диалога голосов" (см. Цапкин, 1994). Это может быть и озвучивание психодраматическим альтер-эго невербальных проявлений участнике группы, в особенности таких, которые представляют собой "вторичные сигналы" по А. Минделлу (Минделл, 1993), и персонификация симптома (Василюк, 1997), и другие техники того же рода. С. 302 Главный ориентир для ведущего психологический тренинг при развитии способности "удержания сложности" состоит в создании установки на то, что все аспекты жизни и личности человека должны получить право голоса и свободу выражения, то есть на то, что можно было бы назвать "внутренней гласностью". 3) Актуализация глубинных ценностей. Здесь кроется сердцевина человеческого выбора. Так сложилось, что выбор часто мыслится как бухгалтерская операция, как расчет, как решение арифметической задачи, словом, как действие рассудка, когда субъект находится в состоянии активного сознавания. Но подлинная ситуация выбора, в которой сошлись несколько жизненно существенных альтернатив, принципиально неподвластна рассудочному вычислению и вообще принципиально неразрешима в той самой горизонтальной плоскости жизни, где она возникла и проявилась. Для осуществления выбора необходим переход сознания в другое измерение, в другую — вертикальную — плоскость. В чем отличие "вертикальных" ценностных движений сознания от "горизонтальных"? Прежде всего в том, что своими основными результатами горизонтальная работа сознания обязана режиму активного сознавания, а вертикальная — режиму функционирования сознания, называемому переживанием (см. Василюк, 1988). В этом режиме не Я активно оперирую с альтернативами, между которыми осуществляется выбор, и с ценностями, а Я отдаюсь на волю внутреннего, глубинного процесса, к которому лишь прислушиваюсь, лишь внимаю. В какой-то — главной! — фазе выбора нужно превратиться в слух, внимательнейшее прислушивание. Для этого-то и нужно очищение сознания от забот о внешней, материальной реальности, говоря языком Платона: от глаза внешнего, ибо только тогда внутренний глаз начинает видеть зорче. Зорче, внимательней, без суетной, требовательной активности, и тогда нужный выбор рано или поздно сам встает перед внутренним взором, его главный поворот свершается сам собою, совершается со мной. Выбор в этой своей сокровенной части — не рассудочно-сознательная самоуверенность ("Я рассудил и решил"), а скорее доверие к интуитивно-бессознательному чутью. Задача Я в этой фазе выбора — смирение, утихание, открытость, слушание, послушание.
Повторю, что это не весь развернутый процесс выбора, и позже от личности все равно потребуется активное и сознательное "Да!" или "Нет!", но тем не менее это самый таинственный и важный пункт выбора. С. 303 Существует большой спектр возможностей психотехнической проработки соответствующих этой фазе выбора способностей. Главное, чему здесь следует учиться — это отсечению от надежд на спасительность рассудочного вычисления будущего с одновременной готовностью ввериться уже совершающемуся внутреннему, глубинному бытию. В этом направлении и должна организовываться психотехническая ситуация. Для мотивирования участников заниматься развитием подобной способности можно напомнить о том, что она почитается одной из важнейших в психотехническом арсенале самых разных культур и религий. Например, при всей дистанции, которая отделяет даосизм от христианства, на формально-психологическом уровне вполне осмыслены сопоставления даосистского "недеяния" с христианской заповедью отказа от заботы (Мф.6, 25—34). В проработке этой способности могут быть использованы самые разные приемы, от "прислушивания к голосу импульса" в упражнениях из гимнастики тай-цзи цюань до психодраматического или медитативного разыгрывания соответствующих сказочных и мифологических сюжетов. К последним могут быть отнесены мифопоэтические ситуации, где персонаж, стоящий перед выбором, обращается к волшебному помощнику и получает от него ответ в виде загадки или символа, которые необходимо еще истолковать или разгадать. Психологически здесь важны три момента: — персонаж обращается к кому-то, а не решает сам с помощью заведомо бессильного (слишком самоуверенно-сильного) рассудка; — к кому (чему) именно он обращается; — ответ дается в непрямой, зашифрованной форме, требующей толкования, а сама необходимость толкования переориентирует сознание таким образом, что оно начинает прислушиваться к голосам, идущим из глубинных, бессознательных слоев. Очень важно при этом актуализировать в памяти и сознании участников интуитивные критерии истинности выбора — тот феноменологический опыт, когда человек испытывал радость интеллектуального инсайта и экзистенциальное переживание вдруг открывшейся подлинности жизни, принятого решения, избранного пути. Это ощущение самоочевидности, вероятно, бывало с каждым, но весь вопрос, как человек к нему относился. В данной части тренинга необходимо всячески поощрять доверие человека внутреннему чувству самоочевидности и культивировать использование его как важнейшего ориентира при выборе. Проработка этой темы неизбежно ставит вопрос и о сознательно-личностном, а не только интуитивном доверии внутренним голосам. В самом деле, во внутреннем вслушивании и вглядывании возможна мнительность и сомнения при отличении мнимого от подлинного. С. 304 Можно, вероятно, ограничиться чисто феноменологическими критериями самоочевидности внутренней истины, а если нет ощущения самоочевидности, то это знак, что нет и истины. Однако более продуктивным представляется такой преодолевающий психологизм поворот темы групповой работы, в котором участники смогут прочувствовать и продумать критерии истинности выбора, связанные с внешним, а не внутренним опытом. Трезвая житейская рассудительность, оценивающая совершенные выборы "по плодам" — лучший учитель интуиции, поскольку дает ей меру и предохраняет от опасности заиграться с самой собой. 4) Оценка альтернатив. Ситуативные обстоятельства отошли на задний план, и обнажились реальные смыслы и мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Далее — сознание переориентировалось из рассудочно-обыденного в ценностное состояние, и человек вместе с конкурирующими в нем мотивами предстал перед лицом надситуативных, вневременных ценностей. Наконец, он даже ощутил, расслышал ответ на мучающий его вопрос и готов сказать "Да!" этому пришедшему решению. Принципиальный выбор созрел. Но это отнюдь не означает, что он окончательно сделан и завершена вся работа выбора. Впереди еще полдела. Если первые шаги выбора можно схематично представить как переход от горизонтали к вертикали и затем движение в ценностной вертикали, то следующий шаг, на котором должна произойти оценка альтернатив, представляет собой обратное движение — от вертикали к горизонтали, от принципиального решения к пониманию его конкретного жизненного значения для человека. Для осуществления этого этапа работы выбора необходима, во-первых, способность воображения образа жизни, соответствующего ценности, продиктовавшей данное принципиальное решение, и образа Я, личности, живущей такой жизнью. Отрабатывая эти способности во время занятий, необходимо обращать внимание на умение с живой, художественной конкретностью воплощать те или иные ценности. Эта способность может тренироваться, например, с помощью заданий, предлагающих художественно описать, изобразить или разыграть сцены из жизни человека, неукоснительно следующего той или иной ценности. Такие эстетические воплощения позволяют прочувствовать все душевные и жизненные последствия каждого обсуждаемого варианта выбора и ставят перед человеком много вопросов. С. 305 Во время занятий необходимо уделить внимание тренировке умения не уклоняться от этих вопросов, а, наоборот, сознательно фиксировать их: "Моя ли это жизнь? Могу ли я быть таким? Готов ли я поступиться своими привычками? И хочу ли? и т.д.". Многие из этих вопросов исходят из жизненных отношений и потребностей человека, прямо не входящих ни в одну из избираемых альтернатив, но затронутых данным выбором. Необходимо научить участника на этом этапе предоставлять право голоса всем своим жизненным отношениям, чьи интересы задеты выбором. Одна из возможных тренинговых форм для этого — психодраматические упражнения, И где участники изображают различные потребности протагониста и озвучивают их отношение к предложенному выбору. И если на предыдущем этапе критерием правильности выбора было ощущение "истинности", то на этом этапе критерий правильности — ощущение "жизненности" выбора, его органичности, соответствия силам, возможностям, дарованиям, устремлениям человека. Речь не о физической, психологической или социальной реализуемости выбора, а о его сообразности уникальному душевному складу, который глубже и определенней любых мнений человека о самом себе (это то, что проницательный герой w "Преступления и наказания" Порфирий Петрович назвал "натурой", заметив о Родионе Раскольникове, сочинившем свою гладкую наполеоновскую теорию преступления, что он "...на натуру-то не рассчитал"). 5) Решение. Тренинг решительности включает в себя несколько ключевых тем. Первая из них — выбор момента для решения. В групповой дискуссии можно обсудить индивидуальные стратегии участников. Почти наверняка у одних членов группы выявятся запаздывающие стратегии, когда принятие решения слишком долго откладывается. Причиной такого систематического запаздывания может быть либо стремление уклониться от выбора, либо беспечность, либо нереалистическое желание получить очевидные гарантии правильности выбора, исключающие всякий риск. У других членов группы будут обнаружены опережающие стратегии, когда решение принимается скоропалительно, часто вследствие общей нетерпеливости или дефицита доверия к своему внутреннему миру (интуиции, уму, способности к планированию). Такому человеку хочется побыстрее " ввязаться в бой" и иметь дело уже с внешней реальностью, а не со своим собственным сознанием. Сравнительное обсуждение этих стратегий полезно для осознания и компенсации их слабых сторон. Однако не менее полезно дать участникам возможность вспомнить свой опыт нахождения оптимального момента для выбора и помочь им осознать внутренние критерии и ориентиры, на которые они тогда опирались. С. 306 Имеет смысл привлечь к обсуждению и опыт решительности, прямо не связанный с экзистенциальным выбором, но яркий и хорошо запомнившийся (в спорте, в напряженных социальных ситуациях и т.д.). Еще одной ключевой темой в этой фазе тренинга является умение принимать идею окончательности, бесповоротности выбора. Примером упражнения, нацеленного на проработку этой темы, может быть задание каждому участнику подготовить список, в котором нужно многократно завершить незаконченное предложение "Я уже никогда...". Опыт показывает, что порой даже у пожилых людей в разряде потенциальных намерений залежались многие юношеские фантазии, и только такое специально организованное действие переводит их в разряд несбыточных. Этот перевод, как ни странно, сопряжен обычно не с сожалением и грустью, а с высвобождающим чувством неповторимости проживаемого момента и совершаемых в нем выборов. 6) Жертва. Самый оптимальный выбор неизбежно связан с тем, что человеку приходится жертвовать чем-то значимым. Пока он не принял всех предвосхищаемых последствий выбора, выбор не может считаться завершенным (это вовсе не означает, что реализовываться начинают только завершенные выборы). Разумеется, ход действительной жизни может еще очень долго после выбора вскрывать новые непредвиденные его последствия, но это не будет означать незавершенности его, а лишь то, что начался новый цикл однажды уже завершившегося выбора. Итак, принятие последствий — необходимая составная часть работы выбора. Чтобы обеспечить условия для тренировки и развития этой фазы выбора, можно сделать специальным предметом обсуждения способность жертвовать. При этом, прежде всего, необходимо дать участникам возможность осознать неизбежность и экзистенциальную ценность акта жертвы. Для этого уместно организовать групповые события, позволяющие участникам осмыслить такие темы, как "последствия поступка", "расплата", "плата", "жертва". Вот некоторые различения, которые полезно подчеркнуть в ходе обсуждения этих тем. Одно дело, когда человек претерпевает неожиданно свалившиеся на него последствия выбора, и совсем другое, когда он встречает лицом к лицу то, на что заранее пошел. В этом смысле ощущение расплаты может быть преобразовано в более продуктивное и психологически здоровое понятие "платы": одно и то же последствие может рассматриваться как "расплата", и тогда оно переживается болезненно и часто в регистре чувства вины; оно же, рассматриваемое как "плата", переживается в регистре чувств свободы, ответственности и достоинства. С. 307 "Я сам сделал выбор, я свободно решил заплатить за важную для меня вещь тем-то и тем-то; да, она мне дорого обошлась, но это означает, что я позволил себе за настоящую ценность заплатить достойную цену". Такова может быть внутренняя логика платы. Важно, что в этом случае сознание сфокусировано на позитивном приобретении, а последствия рассматриваются как средства его получения, в случае же "расплаты за поступок" человек фиксирован на негативной части опыта, игнорируя позитивную. В одном случае — горечь потери, в другом — радость приобретения. Очень важно дать участникам не просто интеллектуально осознать, но эмоционально пережить и экзистенциально освоить этот круг идей. Эффективными средствами (хотя достаточно рискованными и потому требующими от психолога большого такта, чувства меры и этической тонкости) для такого освоения представляются методы групповой работы, разрабатываемые А.Е. Алексейчиком (см. "Терапия «Алексейчиком»", 1993). Суть этих методических приемов состоит в том, что почти в каждой точке группового пространства и времени участник группы ставится в напряженную ситуацию выбора с явно обозначаемыми платежами, но не просчитываемыми до конца этическими и личностными последствиями. Однако как бы ни была важна идея платы, она ограничена лежащей в ее основе определенной антропологией, назовем ее "горизонтальной". Герой этой антропологии — "человек потребляющий", везде и всюду преследующий свой интерес, обменивающийся с миром и людьми благами, следящий за тем, чтобы эти обмены были выгодны, словом, человек, для которого жизнь — это цепочка сделок. Освоение такого образа несомненно важно для преодоления многих инфантильных, расслабляющих, благодушных мифов о существовании. Но за "платой", за выгодой, за справедливым обменом открывается еще целая область, целый мир совсем других отношений, другая, "вертикальная", антропология. В вертикально ориентированном мире логика оценки последствий выбора совсем иная. В горизонтальном мире царствует рациональный расчет, в вертикальном — внерациональная вера; в горизонтальном идеал обменов с миром — честная сделка, в вертикальном — дар; в горизонтальном высшая ценность — справедливость, в вертикальном — любовь. Для психотехнического введения в эту тему можно провести дискуссию о смысле жертвы в религии. Если тренер идет на такую дискуссию, ему понадобится величайший такт и умение вычленять во всем психологическую сторону дела. В данном случае эта сторона состоит в развитии умения вертикальных иерархизирующих движений сознания. С. 308 Плата не предполагает и не создает иерархии ценностей, ее бог — конъюнктура. Жертва же осуществляется в напряжении ценностных полей и сама наводит и создает эти напряжения. Прорабатывая тему жертвы с участниками тренинга, важно создать ситуацию, которая позволила бы им осознать следующую психологическую особенность жертвы. Ценностная иерархизация сознания и личности, которую неизбежно производит человек, когда жертвует чем-то ради более высокой ценности, не означает в глубинном философском и жизненном смысле отказа, уничтожения, принижения того жизненного отношения, которое приносится в жертву. Жертва — это не сбрасывание тяжелого груза вниз, чтобы облегченному воспарить вверх. Жертва — это свободный дар вверх, действие, возвышающее и само даримое. Жертва — это не уничтожение, не отбрасывание, не принижение того, чем жертвуют, а сохранение его через отдание на службу высшим ценностям. В этой парадоксальной логике "отдачи-сбережения" — принципиальное отличие жертвы от платы: в плате человек отдает чужому, в жертве дарит своему; в плате приобретая, теряет; в жертве теряя, сберегает. Какова психотехника жертвы? В пределе, о котором только что шла речь, жертва превращается в дар и постольку теряет свою психологическую напряженность и мучительность. В экстатическом состоянии любви, при полной ориентации сознания на другого, на ценность, на того, ради кого жертва, она перестает психологически быть таковой. Словом, пока и поэтому жертва лежит на жертвеннике, у ног ценности, она принимается сознанием. Этим определяется основное направление развития соответствующих психотехнических умений. Участники тренинга должны научиться, во-первых, оживлять в своем сознании ту ценность, ради которой сделали выбор (причем находя адекватные ей чувственно-символические формы, которые создавали бы непосредственно ощущаемую связь человека с этой ценностью), а во-вторых, вводить в контекст этой связи то, от чего вследствие выбора приходится отказываться. Эту психотехнику можно условно назвать "возложение жертвы на жертвенник". Каковы психологические условия ее действенности? Даже если у человека возникло переживание единства с ценностью, когда он психологически погружается в жизненное отношение или деятельность, которыми он жертвует, мысль, что с этим придется расстаться, бывает невыносимой. Поэтому нужно еще умение психотехнически преобразовывать само это жизненное отношение. Такая психотехника есть ничто иное, как опережающее переживание утраты. С. 309 Анализ продуктивного человеческого переживания утраты позволяет сформулировать психотехнические преобразования, которым должно подвергнуться жертвуемое жизненное отношение. Их структура такова: а) сублимация жизненного отношения, под которой мы понимаем процесс его расслоения на ценностно-смысловую сущность и конкретную форму существования; б) процесс сублимирования должен идти до тех пор, пока появится возможность совместить, примирить, согласовать ценностно-смысловую сущность отвергаемого жизненного отношения с ценностно-смысловой сущностью выбранного. Чем "выше" удается подняться сознанию по вертикали, тем больше возможностей таких согласований. То, что противоположно на первом этаже, может оказаться вполне совместимым на высших. Далее должно быть проведено это ценностное согласование, в ходе которого отвергнутое должно быть принято заново, на новых основаниях, в новом виде, в новом контексте, растворяющем в себе отвергнутое и преображающем его примерно так же, как проступок близкого человека, ценностно отвергнутый, растворяется любовью и принимается в прощении; как грех отвергается и в то же время преображается и принимается в покаянии. Поиск конкретной эстетической, этической или иной формы такого согласования — дело творчества. Организуя условия для осуществления этой процедуры, психолог не должен забывать ее неустранимо антиномичного характера — согласование того, что изначально самим ходом выбора было признано сознанием противоречивым; в) поиск новых форм воплощения для отвергнутой в выборе и только что получившей новый иерархический и смысловой статус деятельности; г) утилизация oneрационального состава отвергнутой деятельности. Конкретные формы и способы реализации отвергнутого жизненного отношения могут быть привлекательны сами по себе, независимо от мотива, цели и смысла всего этого отношения. Печатать на пишущей машинке — неважно что, вести автомобиль — неважно куда. Подобные операции могут прочно ассоциироваться с данным, отвергаемым жизненным отношением или деятельностью, и, вспоминая или воображая их выполнение, субъект невольно психологически погружается в эту деятельность, что может вновь оживить борьбу мотивов, поставив под угрозу осуществление уже сделанного выбора. Психотехническое средство против этой тенденции состоит в том, чтобы как можно больше отделить сам по себе операциональный состав отвергаемой деятельности и перенести его в воображении в другой контекст, не противоречащий сделанному выбору. С.310 Такое внутреннее действие нужно будет выполнять многократно, по мере оживления, всплывания в сознании конкретных воспоминаний или воображаемых ситуаций. Поэтому участник тренинга должен обучиться этому действию и быть готовым его применять. Итак, общее направление усилий психотехники жертвы состоит не в том, чтобы отбросить отвергаемое жизненное отношение, а в максимальном его сохранении. Для этого оно расслаивается в вертикальном направлении, и в новый образ жизни порознь включаются его ценностно-смысловые вершины и его операционально-исполнительные основы и формы. Психотехника жертвы — не уничтожение, а расформирование и новое служение. * * * Подведем итог. Выбор можно представить как живую структуру, организм, по отношению к которому все реализующие его операции выступают как функциональные органы. В работе каждого из них участвуют и все остальные, как в движении пальца участвуют опосредованно все органы тела. Полноценный акт выбора включает в себя все указанные операции и все фазы, в каждой из которых в свернутом виде и со своими акцентами проходится полный цикл выбора. Однако, понимая эту внутреннюю холистичность выбора и условность его членения на операции и фазы, полезно попытаться суммировать результаты обсуждения психотехники выбора в виде простого "геометрического образа", разбивающего цикл выбора на четыре основных этапа: 1. Отрешение сознания от горизонтали. На этом этапе за счет операций отвлечения от трудности внешнего мира и удержания сложности внутреннего мира совершается выделение и осознание мотивационно-смысловых ядер столкнувшихся жизненных отношений. 2. Вхождение в вертикаль. Если на первом этапе выбора сознание, отрешаясь от поверхности жизни, обращается к ее экзистенциальной глубине, то на втором к этому добавляется еще актуализация высших ценностей, и тем самым воздвигается напряженная душевная вертикаль. 3. Вертикальные движения сознания. В кульминационной точке этой фазы сознание должно сменить режим своего функционирования: удерживая напряжение ситуации выбора, не активно решать задачу, а внимательно предстоять перед высшими ценностями, прислушиваясь и ожидая внутреннего смыслового ответа. С. 311 4. Движение от вертикали к горизонтали. Избранный смысл должен быть в воображении воплощен в перспективу реальной жизнедеятельности, в пределе — в новый образ жизни. Здесь перед человеком встает задача сказать "да" или "нет" выбору перед лицом предстоящих изменений и жертв.
приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|