Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативы продолжительности и протяженности горных путешествий




Организация, подготовка и проведение СП. СТП и П 1-2 кат. сложности.

Этапы подготовки и проведения спортивного похода:

Выбор района,

Времени,

Определение целей;

Сбор и изучение информации;

комплектование группы (требование к участникам и руководителю) и распределение обязанностей;

Организация индивидуальных и групповых тренировок;

Подбор снаряжения;

Приобретение и упаковка продуктов питания

 

При подготовке путешествий следует учитывать, что в порядке возрастающей сложности маршруты горных путешествий разбиты на шесть категорий. Категория сложности самодеятельных спортивных путешествий при подготовке определяется путем сравнения его "нитки" с эталонными маршрутами, разработанными для данного географического района и включенными в периодически уточняемый "Перечень классифицированных туристских маршрутов"

Чтобы определить, какой категории сложности маршрут, необходимо взять три показателя, установленные разрядными требованиями, - сложность, продолжительность и минимальную протяженность.

Сложность маршрута определяется количеством, качеством и разнообразием препятствий.

Количественная оценка сложности препятствий производится по суммарному времени, затрачиваемому на их преодоление, включая все виды необходимой деятельности. Для маршрутов VI категории сложности количество препятствий предполагается таким, чтобы на их преодоление требовалось примерно 14-16 дней суммарного времени при максимальной отдаче моральных и физических сил; в маршрутах V категории - 10-12 дней; в маршрутах IV - 7-8 дней; в маршрутах III - 4-5 дней и т. д. (при общей продолжительности в соответствии с разрядными требованиями).

Качественная оценка препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения препятствия с гарантией безопасности. Маршруты более высокой категории сложности содержат качественно более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории, при этом технический уровень препятствий, характерный для маршрутов высших IV, V и VI категорий сложности, требует; как правило, для их преодоления коллективных усилий всей группы (при осуществлении переправ, обеспечении страховки и т. п.). При оценке маршрутов в первую очередь должны учитываться такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих путешествиях.

При этом следует иметь в виду, что к препятствиям специфическим для горного туризма относятся перевалы, которые по степени трудности (в нарастающем порядке) разбиты на следующие категории: 1А, 1Б, 2А, 2Б, ЗА и ЗБ. При планировании и оценке пройденных маршрутов необходимо учитывать требования к набору перевалов (табл. 1), не вошедшие непосредственно в разрядные требования.

Кроме естественных препятствий, при определении категории сложности путешествий может учитываться хозяйственная и транспортная освоенность района, трудность ориентировки, высота над уровнем моря, характер преобладающих метеоусловий и т. д.

Продолжительность маршрута понимается как минимальное время, необходимое в среднем для прохождения маршрута группой, подготовка которой соответствует его сложности, без учета дней отдыха и запасных дней на компенсацию трудностей, связанных с влиянием погоды.

Таблица 1

Требования к набору перевалов

Категория сложности

Номинальное кол-во перевалов

Количество перевалов, определяющих сложность похода по категориям трудности

Максимально допустимое количество перевалов при продолжительности похода, соответствующей разрядным требованиям

I 2 2 - - - - - 3
II 3 - 2 - - - - 4, из них 1Б -3
III 4 - 1 2 - - - 5, из ниx 2А - 3
IV 5 - 1 1 2 - - 6, из них 2Б - 3
V 6 - - 1 2 2 - 7, из них 3А - 2
VI 6 - - 1 1 2 2 7, из них 3Б - 2

Продолжительность путешествия Правилами не ограничивается. Однако, если число дней окажется больше минимального норматива, указанного в табл. 2, более чем на 25- 30 % без достаточных оснований (например, без увеличения протяженности и количества препятствий), маршрутная комиссия вправе уменьшить зачетную сложность путешествия на одну категорию вследствие недостаточной интенсивности нагрузки.

При большей сложности путешествия (при количестве перевалов большем, чем указано в табл. 1) продолжительность его рекомендуется увеличивать: на один день на каждый перевал категорий трудности 1А, 1Б и 2А и на два, три и четыре дня соответственно на каждый из перевалов категорий трудности 2Б, 3А и 3Б.

Минимальная протяженность путешествия определяется как наименьшая зачетная длина маршрута данной категории.

Таблица 2

Нормативы продолжительности и протяженности горных путешествий

Показатель

Категория сложности

I II III IV V VI
Продолжительность (не менее), дни 6 8 10 13 16 20
Протяженность (не менее), км 100 120 140 150 160 160

Засчитываемая продолжительность радиальных выходов не может превышать 25% общей протяженности путешествия, указанной в табл. 2.

Радиальным выходом считается указанный в маршрутной книжке участок маршрута продолжительностью не более четырех ходовых дней с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути), засчитываются в половинном размере.

Протяженность маршрутов с большим, чем в классифицированных маршрутах количеством естественных препятствий, может быть уменьшена решением маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), но не более чем на 25% общей протяженности, указанной в табл. 2. Удлинение маршрутов при неизменном характере (трудности) препятствий не может являться основанием для увеличения зачетной сложности маршрута.

При определении протяженности маршрута засчитывается только естественный путь, проходящий через характерные узловые точки, с учетом возможности достижения интересных туристских объектов радиальными выходами.

Километраж маршрута измеряется курвиметром по картосхеме масштаба не более 1:100000 с учетом коэффициента 1,2 (общепринятого для горной и сильно пересеченной местности).

При разработке маршрутов путешествий руководители должны учитывать, что по характеру и разнообразию естественных препятствий, встречающихся в различных географических районах, в каждом из них возможны горные путешествия не выше следующих категорий сложности: Кавказ Западный - V, Кавказ Центральный - VI, Кавказ Восточный - III, Закавказье - I, Памиро-Алай (Фанские горы, Матчинский узел, Алайский хребет) - VI, Памир - VI, Западный Тянь-Шань I- II, Центральный Тянь-Шань - VI, Северный Тянь-Шань - V, Алтай - V.

Будем считать, что район для похода выбран. Хотелось бы определиться с маршрутом. С чего начинать его планирование?

А начинать надо с построения списка интересных объектов в районе путешествия, т.е. нужно построить множество точек на карте, которые хотелось бы посетить.

В этот список обычно включают:

1. Ландшафтные достопримечательности - водопады, озера, красивые или грандиозные стены вершин, интересные ледопады, красивые леса, какие-нибудь удивительные плато, каньоны и т.п. объекты.

2. Исторические и культурные достопримечательности - замки и крепости, старинные захоронения, развалины городов, мазары, знаменитые селения с кустарными ремеслами.

3. Спортивные объекты, представляющие интерес для преодоления - сложные для группы перевалы, вершины, каньоны.

Еще этот список следует дополнить точками возможного заезда в район и выезда из района.

Интересные точки выбираются на основе изучения района по книгам, путеводителям, отчетам о пройденных походах, путем разглядывания карты и космических фотоснимков, а также с помощью изучения района в Google Earth.

Там же в Google Earth или на сайте Panoramio.com можно найти фотографии местности или отдельных объектов, которые особенно полезны в случае дефицита туристских или альпинистских отчетов по данному району.

Итак, множество интересных объектов составлено, к нему присоединены точки возможного заезда и отъезда. Как правило, этот список избыточный - иначе говоря, все точки из этого списка посетить невозможно.

Теперь нужно соединить интересные точки траекторией вашего будущего маршрута. Делать это надо с учетом целого ряда ограничений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...