Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постанов­лении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по ор­ганизации борьбы с малолетними правонаруши­телями, хулиганством и усилению ответственнос­ти родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существу­ет, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием орга­низационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого соци­ального характера[24].

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постанов­ление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос­тью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 ию­ня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорнос­ти. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязан­ности по открытию детских колоний для содер­жания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достиг­ло 50 тысяч.

В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.

Положение об осо­бенностях воспитания современного ребенка, ставшего в на­ше время самостоятельным субъектом принадле­жащих ему прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка»[25] и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.

Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).

 

В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.

Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и устанавливают ответственность всех структур за организации профилактической работы.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.

Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.

В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения[26]. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность периодического пересмотра решений, связанных с помещением несовершеннолетних в специализированные учреждения; положения о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

Экспертиза Закона выявила нарушения в части защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом.

Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

Представляется необходимым принять во внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство наделяет своих представителей в интересах общества полномочиями, которые ограничены законом. Различие между индивидуальными правами и полномочиями должностных лиц должно быть четко отражено в Законе. Смешение этих понятий может привести к невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

В 2006 году было продолжено осуществление комплекса организационно-практических мер по ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществлялось ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Продолжается работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др[27].

В 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ продолжило совершенствование нормативной правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.

Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.

Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы, проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия. Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества, проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей. Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.

По данным МВД за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения в 2003 г. – 2524 безнадзорных ребенка, 392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В 2004 г. выявлено 1042 социально-неблагополучных семей, для сравнения в 2003 г. – 2889, 279 таких родителей лишены родительских прав в 2003 г. – 785, 4077 родителя привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей в 2003 г. – 8591. Положительными факторами в этой динамике является проводимая работа министерствами, ведомствами, в том числе Министерством по делам молодежи и спорту РТ.

В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию[28].

Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.

Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило, затруднения в поиске работы и учебы, они мало осведомлены о своих правах и социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в составлении заявлений и других деловых бумаг, в получении денежного пособия, жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из них не могут создать благополучную семью и т.д.

В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Совместно с администрациями Советского и Приволжского районов г. Казани, с отделами социальной защиты, военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих родителей, проживающих с опекунами.

Из числа социальных сирот созданы специальные армейские отделения в Казанском филиале Санкт-Петербургского военно-артиллерийского университета и Казанском филиале Челябинского танкового института.

По социальному проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения «Сыны полка», совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и психологической службы для воспитанников социального проекта «Сыны полка» в военных учебных заведения г. Казани».

Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».

Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Во исполнение решения Совета Безопасности Республики Татарстан № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно с Комплексным центром социального обслуживания «Доверие» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых, профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и 4 – в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска» на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей (чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг подростково-молодежного сообщества[29].

Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Таким образом, необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и локальность действия.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

 

Раздел 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...