Пирамиды (большая и маленькие).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Описание стимульного материала для диагностического обследования Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела. Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев - две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2 лет 6 месяцев - 5 частей, назвать хотя бы одну часть). С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (например: «Зайка спит» -укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.). С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ребенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие. Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая игрушка-зайчик, которая надевается на руку. Кубикоброс» и «Шарикоброс» (две банки, одна с круглым, другая с квадратным отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши - кубики и шарики). С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно. С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать предметы по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора). Объемный пазл с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответствующими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.
Этот диагностический материал, как и предыдущий, направлен на проверку умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребенка (задание: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представления о константности объекта. Рамки Монтессори с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звездочка). Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником; затем следующая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке располагаются в ряд). Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизонтально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (например, в такой последовательности: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка). Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пинцетного захвата», то есть когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и большим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребенок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треугольник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник). 5. Набор геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками» (квадраты из картона размером 15 см х 15 см таких же цветов). (Листы 1, 2, 3, 4)
Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него возникло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается (в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок). Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - желтый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3-4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его). После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полянки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка». В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометрические фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста количество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал. С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сортировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания.
Полянки с липучками». Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением четырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». (Лист 5) Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка». (Лист 6)
В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги). Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квадрат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру). Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. проверяется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету). Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фигур с полянками. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добавляют белый и черный цвета.
Игра «Шары». В набор входят круги и полоски разного цвета (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового). (Лист 7) Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Обследование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цвету ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»). Игра «Подбери пару». В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разного цвета, и отдельные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. (Листы 8, 9) Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.
Проверяется умение малыша выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается детям после 3 лет.
9. Игра-планшет «Сортировка по двум признакам». В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг, квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук). (Лист 10) Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так, чтобы месторасположение совпало с цветом и формой положенной фигуры. Цель игры: проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме). Игра предлагается детям с 3 с половиной лет. Пирамиды (большая и маленькие). С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные; пирамида при покачивании издает мелодичный звук. Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами. С 1 года 6 месяцев, кроме большой пирамиды, используются две маленькие пирамидки желтого и красного цвета с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка предлагается каждая пирамидка отдельно. На них проверяется различение ребенком цветов. Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пирамидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами. Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не предполагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие кольца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом. Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой и маленький» и умение выбирать предмет по размеру. Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередовать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает образец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо -маленькое - снова большое - маленькое, а затем какое по размеру?» Ребенку дают выбрать кольцо из двух: большого и маленького. Затем снова показывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру. При необходимости игру можно повторить.
Матрешка трехсоставная. С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помощью взрослого). С 1 года б месяцев ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ребенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инструкций взрослого (типа: «Открой лялю», «Спрячь лялю» и т.д.) С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную матрешку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит показать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения). С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, какого размера каждая матрешка. На этой игре исследуется сформированность понятия величины предметов, понимание инструкций и цели задания. Шесть баночек. В набор входят 6 баночек с легко открывающимися крышками. Баночки отличаются по цвету и по величине. В собранном виде они вкладываются одна в другую, как матрешка. Эта игра аналогична предыдущей. Также ее можно использовать для построения башни по образцу. Игра используется для проверки знания ребенком размера (большой - маленький), отношений (больше - меньше), хорошо показывает уровень исследовательской активности ребенка, а также развитие мелкой моторики. Рекомендуется для детей от 1 года до 1 года 10 месяцев. Уточки. В набор входят резиновые игрушки, отличающиеся по величине (большая и маленькая уточки). Могут использоваться другие пары игрушек, отличающиеся по размеру. Игра предназначена для проверки сформированности понятия величины и выполнения отдельных поручений («Найди уточку (утю)», «Принеси уточку (утю)», «Отдай тете (маме)», «Положи наместо» и др.). С 1 года 6 месяцев ребенок ориентируется в двух контрастных величинах: по просьбе показывает большой и маленький предметы (игрушки). 14. Четыре пары картинок с изображенными на них предметами, отличающимися по размеру (елочки, шарики; куклы («ляли»), зайки, пирамидки, мишки). (Листы 11, 12, 13) Картинки предлагаются ребенку попарно, каждая пара по отдельности. Цель этого задания: • для ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - проверить его умение ориентироваться в двух контрастных величинах с разницей в 3 см. («Покажи большую елочку. Покажи, где маленькая елочка»); • с 1 года 10 месяцев ребенок не только показывает большой и маленький предмет по названию, но и называет, какой это предмет по размеру; • ребенок с 2 с половиной лет начинает понимать значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Покажи, где кукла, а где куколка», «пирамида - пирамидка») и знает названия животных и их детенышей («Покажи, где медведь, а где медвежонок», «заяц - зайчик»).
15. Картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга по высоте (высокий - низкий), длине (длинный - короткий), ширине (широкий -узкий), толщине (толстый - тонкий). (Лист 14) Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (короткий) ремешок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш. Картинки используются для тестирования детей с 2 с половиной лет. С 3 лет ребенку предлагается дополнительно назвать характеристику предмета по высоте, длине, ширине и толщине (например: «Какой это домик по высоте?» - «Высокий» и т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|