Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Виктимологическая профилактика как одно из направлений воздействия на преступность




Отправной точкой в решении этой задачи является позиция руководства страны, высказанная 5 ноября 2008 г. Президентом России Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент отметил: «Правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершённых преступлений» 29. Как считает председатель правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина, это принципиально важно, т. к. «возможно, впервые в российской истории руководитель государства чётко и ясно сказал: «Правоохранители и судьи должны бороться за права жертв преступлений» 30.

Вопрос 2. Виктимологическая профилактика как одно из направлений воздействия на преступность

Обращение к виктимологическим возможностям профилактики преступлений ставит на повестку дня решение различных вопросов.

В первую очередь – подготовка кадров; изыскание новых форм взаимодействия с населением; обеспечение отдельных категорий лиц с повышенной виктимностью средствами защиты и специальной техникой и т. д. Для этого необходимо:

- наладить и развивать в подразделениях профилактики органов внутренних дел психолого-педагогическую службу (для работы с потерпевшими).

- создать профилактический учет потенциальных потерпевших.

- создать специальные учетные документы (карточки, дела) на наиболее опасные в виктимологическом отношении объекты и участки территории.

- обеспечить взаимодействие всех заинтересованных ведомств.

Кроме того, необходимо решить информационную проблему, в том числе:

а) изучение массовых явлений и обеспечение службы профилактики знанием типичного в различных аспектах виктимности;

б) практическое выявление конкретных объектов виктимологической профилактики непосредственно в деятельности служб органов внутренних дел, особенно профилактической.

Использование виктимологических возможностей в профилактике преступлений осложнено тем, что требует вторжения в жизнь людей, которым нельзя предъявить претензии с позиций уголовного или административного закона (требуется их добровольное согласие).

В принципе, выявление потенциальных потерпевших может строиться в трех направлениях:

а) от ситуации, когда, выявляя и анализируя обстановку, мы приходим к конкретным потенциально уязвимым в этой обстановке лицам;

б) от преступника, когда путем изучения его связей или типичного поведения мы определяем круг возможных потенциальных потерпевших от него;

в) от потерпевшего, когда «выход» на конкретное лицо обнаруживает в нем качества повышенной виктимности.

В целом общие направления использования виктимологических возможностей профилактики преступлений таковы:

а) максимальное использование защитных возможностей потенциальных потерпевших, что может быть достигнуто за счет организации соответствующей целенаправленной воспитательной работы: физического воспитания, полового воспитания; привитие таких качеств как смелость и т. д.;

б) правовое обучение и воспитание, с тем чтобы граждане знали законодательство о необходимой обороне, своевременно информировали правоохранительные органы и т. д.;

в) качественное увеличение возможностей лиц, подвергшихся нападению, противодействовать преступнику за счет обеспечения техническими средствами защиты (от охранной сигнализации до вооружения /например, охотничье оружие/);

г) определенное переориентирование на потерпевшего оперативно-розыскной деятельности, как в плане ее информационных возможностей, так и осуществления мер профилактического характера.

Разнообразные общепрофилактические меры могут быть сведены к двум основным группам:

а) активизация защитных возможностей, обучение, воспитание, в том числе и правовая пропаганда, профессиональное обучение лиц опасных профессий, обучение с целью выработки необходимой предусмотрительности, критичности (все это – применительно к группам, а не отдельным лицам), снабжение в отдельных случаях оружием и специальными средствами защиты и т. д.;

б) обеспечение безопасности «извне»: соответствующая организация работы ППСМ, установка охранной сигнализации, своевременная изоляция пьяных, меры по благоустройству территории (освещение) и др.

Вопрос 3. Виктимологическая профилактика в отношении потерпевших с различным виктимным поведением

Если предотвращение конкретных преступлений и общая профилактика в виктимологическом аспекте при всей их значимости все же в большей мере выступают как своеобразные «вкрапления», «добавки» в те же направления традиционной профилактики, то индивидуальная виктимологическая профилактика – работа от начала и до конца самостоятельная. Это комплекс мер, направленных на выявление лиц, которые, судя по их поведению или совокупности личностных качеств, могут с наибольшей вероятностью оказаться жертвами преступников, позитивное воздействие на них и обеспечение их безопасности. Объектами индивидуальной виктимологической профилактики являются лица, в отношении которых нет угрозы совершения конкретного преступления. Это период вызревания опасных ситуаций, еще не носящий конкретной угрозы, хотя, как правило, имеется представление о преступлениях, от которых, в принципе, наиболее вероятно может пострадать конкретное лицо.

Индивидуальная профилактика всегда имеет своим объектом конкретное лицо (но не группу, как общая профилактика).

Для того чтобы выработать систему воздействий на определенного человека, необходимо иметь полное представление о нем как о личности. Такое преставление, как минимум, складывается из знания позитивных и негативных черт нравственно-психологического облика данного лица и оценки потенций его общей и специальной виктимности, т. е. того, как могут негативно проявиться те или иные личностные качества в опасных ситуациях.

На основе оценки по поведенческому параметру срабатывает четырехэтапная схема охвата объекта, интересного в виктимологическом отношении лица:

а) выявление объекта индивидуальной профилактики по характерному для него поведению и определение классификационной категории;

в) осуществление первоначальных мер, направленных в область нейтрализации внешних негативных воздействий и негативных проявлений самого профилактируемого индивида;

в) изучение индивида на психологическом уровне и определение социально-психологического типа, к которому он относится;

г) выработка возможно более полного представления о личности профилактируемого и реализация воспитательно-предупредительных мер с учетом индивидуальных характеристик данного лица.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...