Вопрос 2. Семейная виктимизация и семейные преступления
Что касается семейных отношений, то здесь виктимология занимается изучением процессов семейной виктимизации и, прежде всего, исследует проблему последовательного развития отношений между преступником и потерпевшим. Вопрос стоит так: вызывает или нет семейная виктимизация семейные преступления? При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что неверная трактовка процесса такой виктимизации может привести к искаженному представлению о преступности. Связана ли она с процессами криминализации? Как пишет Г. Й. Шнайдер, виктимизация и криминализация имеют одни и те же источники: исходные социальные условия, когда преступник и жертва принадлежат к одной и той же социальной среде. Дело в том, что преступность и виктимность рассматриваются не только как статичные величины. А что касается одной и той же социальной среды – семьи, то в этом случае криминализация (становление преступника) и виктимизация (становление жертвы) могут анализироваться как процессы социального взаимодействия. Довольно часто в семье сама жертва «формирует» и «воспитывает» преступника, то есть стимулирует преступление, нередко жертва завершает становление преступника. Это особенно касается семейных убийств, совершаемых на почве наркомании. Здесь во многих случаях потерпевший «молчаливо» соглашается стать жертвой убийства, в состоянии опьянения кооперируется с преступником, провоцирует его, толкая на конкретные действия. Чаще всего это случается тогда, когда преступник и жертва совместно употребляют спиртное, злоупотребляя им, совместно приобретают и употребляют наркотики, делят краденые деньги, ценности, вещи и т. д. Имеет место интеракция, взаимодействие и обмен элементами причинности. В 50% случаев семейных преступлений жертва (если она и преступник принадлежат к одной и той же социальной среде), в силу своего характера, поведения, взглядов, стремлении, потребностей, мотивов «идет навстречу» деянию, вызывая его против себя, нередко провоцируя виновного. Очевидно, в таких случаях вопрос следует решать с позиций уголовного права, дабы справедливым было наказание.
Некоторые ученые выделяют «некую часть преступности, в качестве процесса, в котором антиобщественные элементы пожирают друг друга». Представляется, что это больше всего относится к низшим слоям населения (маргиналам) и их семейным преступлениям. В таких случаях ученые противопоставляют преступника в его социальных связях (в которые также включена и жертва) жертве в её социальных связях (в которые включен и преступник). Тем самым виновный и потерпевший ставятся в зависимость от обстоятельств в субъективно-объективные отношения. Здесь как бы сопоставляются окружающие преступника (семейное окружение) с окружением жертвы (семейным окружением), чтобы за счет этого четче охарактеризовать не только личность виновного и потерпевшего, но их «позицию» в семье. Суть виктимизации в данном случае состоит в том, что преступник пытается сделать жертву своим объектом. Преступных действий в сфере семейных отношений без жертв не бывает. Жертвой всегда является какое-то конкретное лицо (или лица). Семейный преступник всегда виктимизирует людей из своего ближайшего (в том числе и семейного) окружения своим преступным поведением. По данным Г. Й. Шнайдера, 64% людей, оказавшихся в детстве или юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками, из тех же, кого подобная участь в детстве и юности миновала – только 22%. По данным Г. А. Алиева и Н. К. Сафиуллина, этот процент еще значительнее – соответственно 70% и 19%. Изучение проблемы в рамках семейных отношений показало, что 76% оказавшихся в детстве (в возрасте до 14 лет) жертвами семейных преступлений, во взрослом возрасте (18 лет и старше) сами совершили преступление, из тех же, кого подобная участь в детстве миновала – только 14%. Причем те, кто в детстве отличался виктимностью, совершили более тяжкие деяния по сравнению с теми, которые были совершены в отношении них. Кроме того, совершенные относительно них преступления в 65% случаев были алкогольными и в 9% наркотическими, а из деяний уже во взрослом возрасте в 70% случаев алкогольные и в 22% случаев наркотические.
Последние 15 лет в России наметился кризис семьи. В период с 1992 по 2007 гг. в России на 7, 3% увеличилось число разводов (1992 г. – 639, 2 тыс. 2007 г. – 685, 9 тыс. ) 35, происходящее на фоне сокращения (на 4, 7%) численности населения страны (1993 г. – 148, 6 млн. чел. 2007 г. – 142, 2 млн. чел. ) 36. По мнению аналитиков ВЦИОМ, супружеские пары чаще распадаются из-за социальных неурядиц. Причинами разводов является отсутствие жилья (41%) и средств к существованию (29%)37. Снижение значимости института семьи, прослеживающееся в последние годы, несомненно, является отрицательным фактором в процессе воспитания детей. Ненормальный моральный климат в семье по степени своего воздействия оказывается чрезвычайно опасным для её членов, особенно для несовершеннолетних и малолетних детей, которым наносится невосполнимый ущерб. По мнению А. Э. Побегайло, в 30–40% случав правонарушающего поведения несовершеннолетних имеется наличие прямой связи с неблагоприятными условиями формирования личности в семье38. Автор также отмечает повышенную виктимность несовершеннолетних из неблагополучных семей, проявляющуюся в том, что именно они, в первую очередь, подвержены вовлечению в преступную и иную антиобщественную деятельность за пределами семейного окружения39. Как отметил в своём докладе за 2006 год Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, В. Лукин: «Следствием кризиса семьи является насилие в отношении детей. По данным социологических исследований, не менее чем в 75 % российских семей " практикуется" та или иная форма домашнего насилия. Унижение достоинства ребенка, принуждение его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению правонарушений, деяний, представляющих опасность для его жизни и здоровья и ведущих к нарушениям развития личности, иными словами психическое насилие, по экспертным оценкам, имеет место примерно в каждой четвертой семье» 40.
Неблагополучная обстановка в семье и проявление домашнего насилия в отношении несовершеннолетних оказывает негативное воздействие на формирование их личности. Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности41. Прямая корреляция между домашним насилием над детьми и их будущим жестоким, преступным поведением уже во взрослом возрасте установлена и российскими учеными-психиатрами42. В опубликованных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертизах серийных сексуальных убийц и психоанализе больного шизофренией, совершившего серию убийств, четко прослеживается связь неблагополучной обстановки в родительской семье с формированием личности преступника насильственного характера43. Приведенные данные коррелируют с научными гипотезами о том, что каждый человек, имея уникальную социальную организацию, обладает своей нормой реакции, т. е. единственным личным способом реагировать на социальные и физические влияния среды. Анализируя социальные детерминанты, необходимо учитывать их наложение на психофизиологические механизмы нервных реакций. Нельзя отрицать роль личностных обстоятельств в генезисе преступного поведения, поскольку структура личности преступника складывается из социальных характеристик и из нравственно-психологических свойств, многие из которых имеют не только социальную, но и естественную основу. Если рассматривать проблему семейного неблагополучия шире, то оно наносит ущерб национальной безопасности 44, а защита материнства, детства, жертв домашнего насилия и борьба с ним (семейным неблагополучием) – одна из немаловажных задач государства. В этом плане важное место занимает изучение международного опыта, в том числе и стран, ранее входивших в состав СССР (например, Украины) 45.
Рассматривая семью в качестве социального института, Щербакова Л. М. полагает не совсем оправданным мнение исследователей о том, что неблагополучие обнаруживает себя только в структуре семьи, акцент делается на необходимости изучения жизнедеятельности семьи. В работе отмечается, что современная российская семья в своем развитии проходит крайне непростую стадию, характеризующуюся проблематичным и не всегда эффективным функционированием этого социального института. Рассуждая о криминологическом значении семейного неблагополучия, она указывает на важнейшую роль, которую играет семья и особенно мать в социализации ребенка в период раннего детства. Однако, разделяя мнение А. Ф. Зелинского, В. Н. Мясищева, Г. М. Миньковского и основываясь на теории развития личности, разработанной психологом Э. Эриксоном, Щербакова Л. М. отмечает, что не следует преувеличивать роль неблагоприятных условий раннего детства в становлении личности убийцы, бандита и пр.; вряд ли правильно считать, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта 46. Семейная виктимность имеет выраженный возрастной аспект. Виктимизация среди потерпевших от семейных преступлений распределяется неравномерно: если у несовершеннолетних, особенно в возрасте 14–15 лет, и у взрослых в возрасте 50 лет и старше риск стать жертвой достаточно велик, то у лиц в возрасте 30–40 лет и 41–50 лет – сравнительно незначительный. Наиболее виктимными являются несовершеннолетние в возрасте 16–17 лет и взрослые 18– 20, 21–25 и 26–30 лет, их, например, в числе убитых в среднем 60%. В возрасте 31–35 и 36–40 лет показатели виктимизации более или менее стабильны (в среднем 30%). Примерно к 41–45 годам и старше вероятность виктимизации заметно снижается (до 10%). В процентном отношении самый большой риск стать жертвой убийства у женщин в возрасте 21–25 и 26–30 лет. Немногим меньше риск у несовершеннолетних женского пола в возрасте 16–17 лет и у женщин в возрасте 31–40 лет, а самый незначительный – у несовершеннолетних женского пола в возрасте 14–15 лет и у женщин в возрасте старше 40 лет. Здесь, как видно, учитываются только два фактора: пол и возраст. Однако самое главное – это установление связи между преступником и жертвой, то есть отношения «виновный – потерпевший».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|