Общенаучные и частнонаучные методы, используемые в криминологии.
Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. используются следующие общенаучные методы познания: n восхождение от абстрактного к конкретному; n гипотеза; n системно-структурный анализ; n исторический метод; n сравнение; n динамический и статистический методы. В криминологии применяется метод познания – системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними. В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания – структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности. Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы. Статистические методы применяются: 1)для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности; 2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью); 3)для дачи прогноза о тенденциях преступности; 4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).
Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся: -статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1); -статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма №1.1); -статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2); -статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2); -статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3); -статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4); -статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6) Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам. Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений. Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой. Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшое распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ. Применение конкретно-социологических методов: n изучение документов; n опросы в форме анкетирования и интервью; n наблюдение; n эксперимент; n тестирование; n интервью; Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Разновидности интервью - свободное и стандартизированное.
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования:выбор теста, проведение и интерпретация результатов. Анкетный метод - это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголовных делах, по специально разработанной анкете. Различаются анкеты закрытые и открытые, а также открыто-закрытые анкеты. Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатки метода: дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих поступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса. Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминологические особенности взаимоотношений. Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются для определения их усредненного значения. Документальный метод предполагает изучение документов, представляющих интерес в криминологических исследованиях; обобщение судебно-следственной практики; опросы преступников, других лиц; проведение психологических тестов; социограммы. Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с проблемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы. Наблюдение - процесс визуального восприятия обстановки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное. При непосредственном наблюдении обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследователь лимитирует свою деятельность созерцательным наблюдением конкретной ситуации. При осуществлении включенного наблюдения исследователь является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.
Изложенные методы успешно применяются для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях. Применение методов: для разработки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|