Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ковской Руси, ее главные отличия от книг Киевской Руси и Древнего




Занятия проводятся не только в стенах учебного корпуса, совер-

Шаются выходы в Краевую картинную галерею, Музей редкой книги

ДВГУ, выставочные залы и галереи города. Предусмотрено посещение

Художественных мастерских, с целью знакомства с творчеством мест-

Ных мастеров графиков.

1.5. Взаимосвязь аудиторной

и самостоятельной работы студентов

при изучении курса

Лекционное содержание курса сопровождается активным исполь-

зованием наглядного материала в виде иллюстраций. Особое место в

овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

Для усвоения и закрепления теоретического материала предусмотрена само-

стоятельная работа студента, в которой студент на практике применяет

знания полученные при изучении курса. Основной материал студент

изучает по специальной литературе, в достаточном объеме представ-

ленной в фондах библиотеки ВГУЭС.

1.6. Техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в

использовании специального помещения, оснащенного мультимедий-

ным и другими видами проекционного оборудования; использовании в

учебном процессе слайдов, альбомов репродукций, папок с иллюстра-

циями.

1.7. Виды контроля знаний и их отчетности

В течение семестра контроль знаний осуществляется на двух про-

межуточных аттестациях в виде письменной контрольной работы, учи-

тывающей посещаемость лекций. Семестры заканчиваются экзаменом.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является положи-

тельные результаты на промежуточных аттестациях, посещение лекци-

онных занятий, наличие конспекта лекций.

1. Введение

Общие представления о курсе «История графического дизайна и

Рекламы»,

определение задач и содержания курса, его основные разде-

лы. Значение курса для подготовки дизайнера-графика.

Тема 2. Графика как самостоятельная область изобразительного

искусства

Содержание понятия графика, еѐ главные виды. Художественный

язык графики, его главные выразительные средства.

 

Тема 3. Графическое искусство в доклассовом обществе

Изобразительное искусство верхнего палеолита. Линия и пятно как

Основные средства выразительности графики. Искусство мезолита и

Неолита. Появление в графике принципов знаковых систем. Функции

Орнамента данной исторической эпохи. Пиктография.

Тема 4. Графическое искусство в странах Древнего Востока

Выделение искусства в самостоятельную сферу профессиональной

деятельности человека. Развитие письма: идеография, слогово-фонети-

ческое и фонетическое письмо. Материалы и инструменты используе-

мые в письме. Книга на Древнем Востоке: отражение существовавших

идеологий, мировоззренческих позиций еѐ создателей. Основные формы

конструкционного устройства книги.

Тема 5. Графика и книга античной эпохи

Характерные особенности духовной культуры античного общества.

Памятники греческой вазописи как источник о несохранившихся антич-

ных рукописях. Мотивы античных орнаментов. Древнегреческий алфа-

вит. Памятники древнегреческого письма: материалы, инструменты.

Уличная реклама в Древней Греции. Древний Рим: первая периодика,

официальная и частная реклама. Разнообразие форм конструкций рим-

ской книги, иллюстрации.

Тема 6. Рукописная книга в эпоху средневековья

Культурно-исторические истоки европейской книги средневековья.

Светская и религиозная книга. Центры производства. Эволюция декоративного убранства. Средневековая книжная миниатюра, основные шко-

лы. Многообразие разновидностей готического письма.

Рукописная и печатная книга Китая, Японии, Кореи, Ирана и Индии. Иранская миниа-

тюра.

Тема 7. Западноевропейская книга XV–XVI веков

Изобретение книгопечатания в Западной Европе. Гутенберг. Кни-

гопечатание подвижными литерами. Общая характеристика инкунабул.(Термин впервые употреблён Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках, например, итальянский сборник «Канцоньере» Петрарки, напечатанный в Венеции в 1470 году. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев.)

Развитие типографического искусства Европы в XVI веке.

Коммерческая и зрелищная реклама. Научная книга. Национальные школы типо-

графов. Издательский дом Альда Мануция.

Тема 8. Станковая и печатная графика Европы XV–XVI веков

Рисунок эпохи Возрождения в Италии. Выделение рисунка в само-

стоятельное направление творчества. Выдающиеся мастера итальянско-

го рисунка XV века. Европейская ксилография, и ее связь с книгой. Ри-

сунок XVI века в Италии, Германии, Нидерландах, Франции. Книжная и

станковая гравюра на меди, художественные особенности.

Тема 9. Западноевропейская книга XVII–XVIII веков

Эпоха развития периодики. Первое в Европе рекламное агентство

«Бюро адресов и встреч», 1612 г. Теодораст Ренодо. Повсеместное рас-

пространение периодической печати и политической литературы в

XVIII веке. Справочно-информационные издания. «Энциклопедия ис-

кусств и ремесел». Политический плакат эпохи Великой французской

революции.

Тема 10. Рисунок и гравюра Европы XVII–XVIII веков

Великие мастера графики. Многогранность творческого гения Рем-

брандта. Рисунок Рубенса. Европейский рисунок XVIII века. Новые

техники печатной графики. Цветная гравюра. Изобретение литографии.

Темы 11-12. Западноевропейская книга в XIX веке

Технический прогресс и искусство книги; новые изобретения в по-

лиграфической промышленности. Фотография как техника и новый вид

искусства. Технические особенности первых «светописных» изображе-

ний. Введение фотоматериала в периодику. Смена стилей в европейской

книге XIX века, нарастание эклектики. Дифференциация коммерческой

и просветительной книги. Деятельность Уильяма Мориса. Стиль модерн: журнал и газета. Художественный язык рекламы в условиях раз-

вития научно-технического прогресса и стремительно меняющегося

мира. Развитие искусства товарной упаковки и рекламного плаката

(зрелищной и коммерческой ориентации). Жюль Шере и его вклад в

искусство плаката.

Темы 13-14. Станковая и печатная графика

В XIX веке

Станковые и газетно-журнальные формы рисунка и гравюры XIX

века. Поиски новых средств выразительности и материалов. Политиче-

ская и бытовая карикатура Домье. Французский рисунок от Жерико до

Лотрека.

Темы 15-16. Печатно-графическое искусство в XX веке.

Основные тенденции развития иностранной книги

Формирование фирменного стиля зарубежными издательствами.

Принципы серийности. Библиофильство и библиомания. Дайджест как

вид изданий. Комиксы как вид изданий. Искусство детской книги. Дет-

ская книга в Италии, Японии, Англии и других странах. Стили и худо-

жественные направления в типографском искусстве XX века. Художе-

ственно-типографские школы Англии, Германии, Италии и других

стран. Превращение типографского дела в область эстетики. Техниче-

ский прогресс в фотографии. Фотография и еѐ роль в книжных и других

изданиях. Товарная упаковка и рекламный плакат, изменение художест-

венного языка. Реклама как социально-эстетический феномен эпохи.

Тема 17. Станковая и печатная графика

В XX веке

Подчинение рисунка и гравюры общим законам развития искусства

рассматриваемой эпохи. Крупнейшие зарубежные мастера рисунка, гра-

вюры и фотографии XX века.

Часть 2

Темы 1-2. Русская книга раннего и зрелого средневековья

Происхождение славянской письменности. Культурные контакты

Руси и Византии. Происхождение славянских алфавитов. Кириллица и

глаголица. Памятники книжного искусства Киевской Руси. Памятники

политических документов и частной переписки. Новгородские берестяные грамоты. Фигуративные изображения и орнаменты в киевских, нов-

городских и владимиро-суздальских рукописях, их художественный

смысл и значение. Соотношение книжных изображений с иконописью,

фреской, мозаикой и ювелирным искусством. Рукописная книга Мос-

ковской Руси, ее главные отличия от книг Киевской Руси и Древнего

Новгорода. Художественные особенности московских рукописных из-

даний: миниатюра, орнамент. Андрей Рублев и развитие московской

школы миниатюры.

Темы 3-4. Книгопечатание на Руси

Развитие славянского книгопечатание вне Московского государст-

ва. Издания балканских и венецианских печатников. Начало книгопеча-

тания в Москве, гипотезы о его происхождении. Национальные особен-

ности введения книгопечатания и принципов организации издательско-

го дела. Московская анонимная типография, стилистические особенно-

сти.

Деятельность московских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца в их московский период деятельности.

Обстоятельства и

причины отъезда первопечатников из Москвы. Приемники первопечат-

ников в Москве. Издания Александровской слободы. Наследие Ивана Федорова на Украине.

Темы 5-6. Книга и станковые формы графики Московской Руси

XVII века

Постепенная эволюция книги в сторону светской культуры. Харак-

тер типографских шрифтов и рукописных почерков. Анисим Радишев-

ский. Учебные издания для детей, характер используемых иллюстраций.

«Букварь Кариона Истомина». Технические нововведения: применение

«фряжского стана» для печатания гравюр на меди. Жанр «конклюзий»

(предшественниц афиш и программ) в русской культуре. Применение

медной гравюры для печати книжных иллюстраций и влияние на нее

живописи Симона Ушакова. «Куранты» и «Столбцы» русские рукопис-

ные «прагазеты». Ранние формы дографической стадии рекламы. Пер-

вые русские лубки, содержание термина, техника; объединение в лубке

русских и западноевропейских художественных традиций.

Тема 7. Эпоха петровской модернизации

В искусстве русской книги

Формирование народной и официальной культуры. Введение граж-

данского шрифта. Классификация изданий петровской эпохи. Светская

книга.

Первая русская печатная газета «Ведомости». Начало регулярной

политической и коммерческой газетной рекламы.

Тема 8. Печатная графика петровского времени

Гравюра на металле первой четверти XVIII века, и влияние на нее

стиля барокко. Резцовая гравюра братьев Алексея и Ивана Зубовых.

Русская народная картинка петровской эпохи.

Тема 9. Развитие русской книги в XVIII веке

Издания Академии наук, появление беллетристики. Стилевые осо-

бенности оформления книги.

Первый русский журнал (приложение к

«Санкт-Петербургским ведомостям», 1728 г.). Русская книга середины XVIII века. Издательская деятельность М.В. Ломоносова.

Открытие Московского университета и типографии при нем. Русская книга екате-

рининского времени. Издательская деятельность А.Н. Радищева и

Н.И. Новикова. Развитие частной издательской деятельности. Развитие

журналистики. Выпуск альманахов и журналов. Библиофильские и де-

мократические тенденции в книжном искусстве. Развитие печатной об-

ложки.

Тема 10. Станковые формы графики во второй половине XVIII века

Рисунок как самостоятельное направление русского изобразитель-

ного искусства; влияние на него классицистической эстетики. Гравюра

XVIII века, многообразие техник. Русский лубок.

Тема 11. Русское типографское искусство первой половины XIX века

Дворянский период культуры. «Александровский ампир» в русском

книжном искусстве. Уравновешенность и гармония пропорций изданий

первой половины XIX века. Издания декабристов. Прижизненные изда-

ния А.С. Пушкина, их иллюстрации. Авторская графика великого русского поэта. История иллюстрирования произведений Н.В. Гоголя. Ме-

сто рекламы в русской периодике. Появление первых рекламных

агентств.

Тема 12. Русская печатная графика первой половины

XIX века

Развитие в России искусства афиши, плаката и упаковки. Воплоще-

ние в отечественной коммерческой рекламе традиций русского лубка.

Сытинский лубок. Народные лубочные книжки. Выдающиеся мастера

русского рисунка первой половины XIX века.

Тема 13. Искусство книги в России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...