Ковской Руси, ее главные отличия от книг Киевской Руси и Древнего
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Занятия проводятся не только в стенах учебного корпуса, совер- Шаются выходы в Краевую картинную галерею, Музей редкой книги ДВГУ, выставочные залы и галереи города. Предусмотрено посещение Художественных мастерских, с целью знакомства с творчеством мест- Ных мастеров графиков. 1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса Лекционное содержание курса сопровождается активным исполь- зованием наглядного материала в виде иллюстраций. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. Для усвоения и закрепления теоретического материала предусмотрена само- стоятельная работа студента, в которой студент на практике применяет знания полученные при изучении курса. Основной материал студент изучает по специальной литературе, в достаточном объеме представ- ленной в фондах библиотеки ВГУЭС. 1.6. Техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в использовании специального помещения, оснащенного мультимедий- ным и другими видами проекционного оборудования; использовании в учебном процессе слайдов, альбомов репродукций, папок с иллюстра- циями. 1.7. Виды контроля знаний и их отчетности В течение семестра контроль знаний осуществляется на двух про- межуточных аттестациях в виде письменной контрольной работы, учи- тывающей посещаемость лекций. Семестры заканчиваются экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является положи- тельные результаты на промежуточных аттестациях, посещение лекци- онных занятий, наличие конспекта лекций. 1. Введение
Общие представления о курсе «История графического дизайна и Рекламы», определение задач и содержания курса, его основные разде- лы. Значение курса для подготовки дизайнера-графика. Тема 2. Графика как самостоятельная область изобразительного искусства Содержание понятия графика, еѐ главные виды. Художественный язык графики, его главные выразительные средства.
Тема 3. Графическое искусство в доклассовом обществе Изобразительное искусство верхнего палеолита. Линия и пятно как Основные средства выразительности графики. Искусство мезолита и Неолита. Появление в графике принципов знаковых систем. Функции Орнамента данной исторической эпохи. Пиктография. Тема 4. Графическое искусство в странах Древнего Востока Выделение искусства в самостоятельную сферу профессиональной деятельности человека. Развитие письма: идеография, слогово-фонети- ческое и фонетическое письмо. Материалы и инструменты используе- мые в письме. Книга на Древнем Востоке: отражение существовавших идеологий, мировоззренческих позиций еѐ создателей. Основные формы конструкционного устройства книги. Тема 5. Графика и книга античной эпохи Характерные особенности духовной культуры античного общества. Памятники греческой вазописи как источник о несохранившихся антич- ных рукописях. Мотивы античных орнаментов. Древнегреческий алфа- вит. Памятники древнегреческого письма: материалы, инструменты. Уличная реклама в Древней Греции. Древний Рим: первая периодика, официальная и частная реклама. Разнообразие форм конструкций рим- ской книги, иллюстрации. Тема 6. Рукописная книга в эпоху средневековья Культурно-исторические истоки европейской книги средневековья. Светская и религиозная книга. Центры производства. Эволюция декоративного убранства. Средневековая книжная миниатюра, основные шко-
лы. Многообразие разновидностей готического письма. Рукописная и печатная книга Китая, Японии, Кореи, Ирана и Индии. Иранская миниа- тюра. Тема 7. Западноевропейская книга XV–XVI веков Изобретение книгопечатания в Западной Европе. Гутенберг. Кни- гопечатание подвижными литерами. Общая характеристика инкунабул.(Термин впервые употреблён Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом. Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках, например, итальянский сборник «Канцоньере» Петрарки, напечатанный в Венеции в 1470 году. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев.) Развитие типографического искусства Европы в XVI веке. Коммерческая и зрелищная реклама. Научная книга. Национальные школы типо- графов. Издательский дом Альда Мануция. Тема 8. Станковая и печатная графика Европы XV–XVI веков Рисунок эпохи Возрождения в Италии. Выделение рисунка в само- стоятельное направление творчества. Выдающиеся мастера итальянско- го рисунка XV века. Европейская ксилография, и ее связь с книгой. Ри- сунок XVI века в Италии, Германии, Нидерландах, Франции. Книжная и станковая гравюра на меди, художественные особенности. Тема 9. Западноевропейская книга XVII–XVIII веков Эпоха развития периодики. Первое в Европе рекламное агентство «Бюро адресов и встреч», 1612 г. Теодораст Ренодо. Повсеместное рас- пространение периодической печати и политической литературы в XVIII веке. Справочно-информационные издания. «Энциклопедия ис- кусств и ремесел». Политический плакат эпохи Великой французской революции. Тема 10. Рисунок и гравюра Европы XVII–XVIII веков Великие мастера графики. Многогранность творческого гения Рем- брандта. Рисунок Рубенса. Европейский рисунок XVIII века. Новые
техники печатной графики. Цветная гравюра. Изобретение литографии. Темы 11-12. Западноевропейская книга в XIX веке Технический прогресс и искусство книги; новые изобретения в по- лиграфической промышленности. Фотография как техника и новый вид искусства. Технические особенности первых «светописных» изображе- ний. Введение фотоматериала в периодику. Смена стилей в европейской книге XIX века, нарастание эклектики. Дифференциация коммерческой и просветительной книги. Деятельность Уильяма Мориса. Стиль модерн: журнал и газета. Художественный язык рекламы в условиях раз- вития научно-технического прогресса и стремительно меняющегося мира. Развитие искусства товарной упаковки и рекламного плаката (зрелищной и коммерческой ориентации). Жюль Шере и его вклад в искусство плаката. Темы 13-14. Станковая и печатная графика В XIX веке Станковые и газетно-журнальные формы рисунка и гравюры XIX века. Поиски новых средств выразительности и материалов. Политиче- ская и бытовая карикатура Домье. Французский рисунок от Жерико до Лотрека. Темы 15-16. Печатно-графическое искусство в XX веке. Основные тенденции развития иностранной книги Формирование фирменного стиля зарубежными издательствами. Принципы серийности. Библиофильство и библиомания. Дайджест как вид изданий. Комиксы как вид изданий. Искусство детской книги. Дет- ская книга в Италии, Японии, Англии и других странах. Стили и худо- жественные направления в типографском искусстве XX века. Художе- ственно-типографские школы Англии, Германии, Италии и других стран. Превращение типографского дела в область эстетики. Техниче- ский прогресс в фотографии. Фотография и еѐ роль в книжных и других изданиях. Товарная упаковка и рекламный плакат, изменение художест- венного языка. Реклама как социально-эстетический феномен эпохи. Тема 17. Станковая и печатная графика В XX веке Подчинение рисунка и гравюры общим законам развития искусства рассматриваемой эпохи. Крупнейшие зарубежные мастера рисунка, гра-
вюры и фотографии XX века. Часть 2 Темы 1-2. Русская книга раннего и зрелого средневековья Происхождение славянской письменности. Культурные контакты Руси и Византии. Происхождение славянских алфавитов. Кириллица и глаголица. Памятники книжного искусства Киевской Руси. Памятники политических документов и частной переписки. Новгородские берестяные грамоты. Фигуративные изображения и орнаменты в киевских, нов- городских и владимиро-суздальских рукописях, их художественный смысл и значение. Соотношение книжных изображений с иконописью, фреской, мозаикой и ювелирным искусством. Рукописная книга Мос- ковской Руси, ее главные отличия от книг Киевской Руси и Древнего Новгорода. Художественные особенности московских рукописных из- даний: миниатюра, орнамент. Андрей Рублев и развитие московской школы миниатюры. Темы 3-4. Книгопечатание на Руси Развитие славянского книгопечатание вне Московского государст- ва. Издания балканских и венецианских печатников. Начало книгопеча- тания в Москве, гипотезы о его происхождении. Национальные особен- ности введения книгопечатания и принципов организации издательско- го дела. Московская анонимная типография, стилистические особенно- сти. Деятельность московских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца в их московский период деятельности. Обстоятельства и причины отъезда первопечатников из Москвы. Приемники первопечат- ников в Москве. Издания Александровской слободы. Наследие Ивана Федорова на Украине. Темы 5-6. Книга и станковые формы графики Московской Руси XVII века Постепенная эволюция книги в сторону светской культуры. Харак- тер типографских шрифтов и рукописных почерков. Анисим Радишев- ский. Учебные издания для детей, характер используемых иллюстраций. «Букварь Кариона Истомина». Технические нововведения: применение «фряжского стана» для печатания гравюр на меди. Жанр «конклюзий» (предшественниц афиш и программ) в русской культуре. Применение медной гравюры для печати книжных иллюстраций и влияние на нее живописи Симона Ушакова. «Куранты» и «Столбцы» русские рукопис- ные «прагазеты». Ранние формы дографической стадии рекламы. Пер- вые русские лубки, содержание термина, техника; объединение в лубке русских и западноевропейских художественных традиций. Тема 7. Эпоха петровской модернизации В искусстве русской книги Формирование народной и официальной культуры. Введение граж- данского шрифта. Классификация изданий петровской эпохи. Светская книга. Первая русская печатная газета «Ведомости». Начало регулярной
политической и коммерческой газетной рекламы. Тема 8. Печатная графика петровского времени Гравюра на металле первой четверти XVIII века, и влияние на нее стиля барокко. Резцовая гравюра братьев Алексея и Ивана Зубовых. Русская народная картинка петровской эпохи. Тема 9. Развитие русской книги в XVIII веке Издания Академии наук, появление беллетристики. Стилевые осо- бенности оформления книги. Первый русский журнал (приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям», 1728 г.). Русская книга середины XVIII века. Издательская деятельность М.В. Ломоносова. Открытие Московского университета и типографии при нем. Русская книга екате- рининского времени. Издательская деятельность А.Н. Радищева и Н.И. Новикова. Развитие частной издательской деятельности. Развитие журналистики. Выпуск альманахов и журналов. Библиофильские и де- мократические тенденции в книжном искусстве. Развитие печатной об- ложки. Тема 10. Станковые формы графики во второй половине XVIII века Рисунок как самостоятельное направление русского изобразитель- ного искусства; влияние на него классицистической эстетики. Гравюра XVIII века, многообразие техник. Русский лубок. Тема 11. Русское типографское искусство первой половины XIX века Дворянский период культуры. «Александровский ампир» в русском книжном искусстве. Уравновешенность и гармония пропорций изданий первой половины XIX века. Издания декабристов. Прижизненные изда- ния А.С. Пушкина, их иллюстрации. Авторская графика великого русского поэта. История иллюстрирования произведений Н.В. Гоголя. Ме- сто рекламы в русской периодике. Появление первых рекламных агентств. Тема 12. Русская печатная графика первой половины XIX века Развитие в России искусства афиши, плаката и упаковки. Воплоще- ние в отечественной коммерческой рекламе традиций русского лубка. Сытинский лубок. Народные лубочные книжки. Выдающиеся мастера русского рисунка первой половины XIX века. Тема 13. Искусство книги в России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|