конца XIX – начала XX веков
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Отражение в книге процессов классовой дифференциации русского общества. Художественное объединение «Мир искусства», их обраще- ние к книге как к целостному художественному организму. Теоретические концепции и художественная практика мастеров объединения. Издательство И.Н. Кнебеля, фирменный стиль его изданий. Поэзия симво- листов и ее интерпретация в визуальных образах, особенности оформ- ления их изданий. Воплощение поэзии «серебряного века» в орнаменте стиля модерн. Неоклассицизм 10-х годов XX века, и его влияние на ху- дожественный образ книги. Экспериментальный характер русской фу- туристической книги. Тема 14. Развитие станковых и печатных форм Графического искусства в России конца XIX – начала XX веков Творчество русских художников футуристов в книге, журнале и афише. Элитарная ориентированность искусства. Рисунок, крупнейшие мастера. Печатная графика. Возрождение ксилографии в начале XX ве- ка: А.П. Остроумова-Лебедева и В.А. Фаворский. Литография в творче- стве П.Ф. Соколова и В.А. Серова. Офорт и сухая игла. Монотипия. Взаимодействие форм печатной графики и рисунка. Темы 15-16. Послереволюционное развитие советского книжного и графического искусства Госиздат. Политический плакат и коммерческая реклама эпохи НЭПа. Социальная ориентация политической и коммерческой рекламы. Функциональные решения: фотомонтаж в плакате, книге и журнале А. Родченко. Эль Лисицкий. Конструктивизм в советской книге. Жур- нал «Леф». Московская школа книжной иллюстрации. В.А. Фаворский. Графический факультет Вхутемас-Вхутеина. Ленинградская школа книжного искусства 20 – 30-х годов, особенности художественной шко-
лы. Детская книга. Издательство «Academia», ориентация выработанной эстетики на мировую классику. Эволюция творчества Е.А. Кибрика. Плакат в художественной практике 30 – 50-х годов. Журнальный рису- нок. Мастера карикатуры. Рисунок и эстамп в творчестве В.А. Фавор- ского, П.В. Митурича и Н.И. Куприянова. Тема 17. Развитие советской графики в послевоенное время Книжное искусство, промышленная графика, печатная и станковая графика 50–60-х годов. Возрождение художественных традиций перво- го послереволюционного десятилетия. Искусство зрелищного плаката (цирковой, театральны, зрелищный). Стилевое развитие книжной, пе- чатной и станковой графики во второй половине 70–80-х годов. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА . Перечень и тематика самостоятельной работы студентов по курсу Изучение данного курса предполагает выполнение курсовых работ, посещение и конспектирование лекций. Знания, полученные в аудито- рии, закрепляются при самостоятельной работе дома или в библиотеке. Для подготовки к контрольным работам студент дополнительно знако- мится с рекомендуемой преподавателем литературой. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе с профес- сиональной литературой, нормативными материалами и справочниками. Очень актуальны умения и навыки работы с поисковыми системами Интернета. В рамках данной дисциплины студенты выполняют и защищают рефераты объемом 10-12 страниц печатного текста, тематика которых направлена на углублѐнное изучение конкретной темы. Цель выполне- ния реферата – самостоятельное изучение теоретических основ про- граммы, появлением новых материалов. В реферативной работе студент должен показать умение выделять проблему, формулировать актуаль- ность, цель и задачи исследования, грамотно излагать состояние вопро- са и компетентно описывать обзорную информацию.
Перечень рекомендуемых тем для рефератов Графическое творчество: 1.Леонардо да Винчи. 2. Микеланджело. 3. Рафаэль. 4. А. Дюрер. 5. Г. Гольбейн Младший. 6. П. Брейгель Старший. 7. Ж. Калло. 8. П.П. Рубенс. 9. Рембрандт. 10. Д. Пиранези. 11. Ф. Гойя. 12. Т. Жерико. 13. Э. Делакруа. 14. О. Домье. 15. Г. Доре. 16. Э. Мане. 17. А. Тулуз-Лотрек. 18. П. Пикассо. 19. П. Клее. 20. Миро. 21. М. Шагал. 22. А. Матисс. 23. Бакст Л.С. 24. Беггров К.П. 25. Бем Е.М. 26. Бенуа А.Н. 27. Билибин И.Я. 28. Митурич П.В. 29. Борисов-Мусатов. 30. Васнецов А.М. 31. Врубель М.А. 32. Добужинский М.В. 33. Иванов А.А. 34. Кибрик Е.А. 35. Кобуладзе С.С. 36. Кругликова Е.С. 37. Кукрыниксы. 38. Кустодиев Б.М. 39. Нарбут Г.И. 40. Остроумова-Лебедева. 41. Пахомов А.Ф. 42. Смирнов-Русецкий. 43. Тырса Н.А. 44. Фаворский В.А. 45. Фешин Н.И. 46. Чарушин Е.И. 47. Шмаринов Д. 48. Эль Лисицкий. 49. Родченко А. 50. Борис Ефимов. 3.2. Обзор рекомендуемой литературы В процессе обучения студентам необходимо усвоить основные тео- ретические положения курса, получить знания о современных пробле- мах и исторических традициях графического искусства в различных культурах. Наиболее ярко, информативно и комплексно эти вопросы рассмотрены в книге, которая является основным учебным пособием для изучения курса «История графического дизайна и рекламы»: Гер- чук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. Пособие посвящено двум самостоятельным, но тесно спле- тенным друг с другом темам: историческому развитию графических искусств и эволюции книги как синтетического художественного про- изведения. Важные сведения по вопросам изучаемого курса студент может подчеркнуть из книг: Сидоров А.А. Всеобщая история графики и книжного искусства. – М., 1986. Автор книги рассматривает исто- рию всех видов графических произведений, различных техник гравюры, творчество великих русских и европейских художников-графиков. По- лезной для студентов станет книга: Ильина Т.В. Введение в искусст- вознание: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во АСТ, 2003. «История графического дизайна и рекламы». Написание рефератов является одной из форм самостоятельного освоения материала. Реферат должен показать умение студента работать с литературой,
анализировать имеющийся материал, стройно и последовательно, крат- ко и грамотно излагать свои мысли. Реферированию подлежат научная, специальная и литература и отчѐт, в котором содержится новая инфор- мация, научное описание, новое конструктивное решение, новые воз- можности применения известных ранее способов.
3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины 1. Что такое станковая графика. 2. Что такое печатная графика. 3. Назовите основные особенности графического искусства в до- классовом обществе. 4. Какие формы имела реклама в античном обществе. 5. Перечислите основные школы средневековой миниатюры. 6. Назовите известные вам характеристики инкунабул. 7. Назовите выдающихся мастеров западноевропейской ксилогра- фии и гравюры на меди эпохи Возрождения. 8. Назовите выдающихся мастеров западноевропейского рисунка XV–XVI веков. 9. Каким образом развивалась периодика в Европе в XVII–XVIII ве- ках. 10. Что такое плакат. Какие существуют виды плаката. 11. Что такое карикатура. Каким характеристикам она должна соот- ветствовать. 12. Что такое фотография. Роль фотографии в книжных и периоди- ческих изданиях. 13. Каким образом формировался фирменный стиль зарубежных издательств в XX веке. 14. Что такое комикс. 15. В чем заключаются различия национальных традиций детской книги. 16. Перечислите крупнейших зарубежных мастеров рисунка XX ве- ка. 17. Перечислите крупнейших зарубежных мастеров фотографии XX века. 18. В чем заключались национальные особенности введения книго- печатания в Москве. 19. Когда в России получила распространение регулярная полити- ческая и коммерческая газетная реклама. 20. Каким образом печатная графика воплотила в себе творческие поиски советских художников в первые послереволюционные годы. 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Основная литература Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: Изд-во Ас- пект Пресс, 2000. Ильина Т.В. Введение в искусствознание: учебное пособие для сту-
дентов вузов. – М.: Изд-во АСТ, 2003. Сидоров А.А. Всеобщая история графики и книжного искусства. – М., 1986. 4.2. Дополнительная литература Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. – М.: Книга, 1989. Герчук Ю. Советская книжная графика. – М.: Знание, 1986. Чегодаева М.А. Искусство, которое было: Русская книжная графика 1920-х – начала 1930-х гг. – М., 1997. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: – М.: Изд-во центр Академия, 1998. Чегодаева М. Пути и итоги: Русская книжная иллюстрация 1945- 1980 гг. / под общ. ред. Д.А. Шмаринова. – М.: Книга, 1989. Народная картинка XVII–XIX веков: Материалы и исследования. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. – М.: Радио и связь, 1986. Борисова Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. – М.: Нау- ка, 1993. Ленинградская станковая литография 1933–1963 гг.: из истории экспериментальной графической мастерской ЛОСХа. – Л., 1986. Розанова Н.Н. Московская книжная ксилография 1920–30-х го- дов. – М.: Книга, 1982. Сазонов А.В. Экслибрисы художников России. – М., 1994. Разящим ударом. Борис Ефимов. – М.: Плакат, 1985. Чапкина М. Художественная открытка. К столетию открытки в России. – М.: Галарт, 1993. Мир в открытке. – М.: Изобразительное искусство, 1978. Борисова Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. – М.: Нау- ка, 1993. Лебедянский М.С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. – М.: Искусство, 1973. Пятьсот лет после Гутенберга. – М., 1985. 400 лет русского книгопечатания. – М., 1964. Ляхов В.Н. Очерки теории и истории книги. – М., 1989. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. 1917–1932. – М., 1970. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. 1933–1973. – М., 1978. Морозов С.А. Творческая фотография. – М., 1985. Вартанова А.С. Фотография: документ и образ. – М., 1983. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX вв. – М.: Искусство, 1987. Очерки по истории и технике гравюры. – М.,1987. Лубок: художественный мир русской народной картинки: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1999. 4.3. Электронные ресурсы 1. Электронная библиотека. 5000 шедевров рисунка. CD-ROM: DirektMedia, 1995. 2. Электронная библиотека. 5000 шедевров гравюры. CD-ROM: Di
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|