Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Палеопсихология Поршнева и психоанализ: перспективы сближения




Быть может, самый неожиданный результат предложенного в статье сопоставления филогенетических представлений Поршнева и онтогенетических представлений психоанализа — удивительная легкость их согласования.

И дело тут не только в том, что палеопсихология Поршнева, хотя и опирается на научные данные, полученные не позднее конца 60-х годов прошлого века, остается до сих пор единственной филогенетической теорией, всесторонне исследовавшей самые ранние этапы становления человеческой психики. Не менее важно и то, что именно психоаналитические исследования в области онтогенеза приходят к выводам, более близким к поршневской палеопсихологии, чем какие-либо иные онтогенетические исследования человеческой психики.

Шпиц очень близко подошел к объяснению тревоги восьмимесячного, предложенного выше и опирающегося на результаты исследований Поршнева.

Хотя Шпиц и утверждал, что незнакомец для ребенка является исключительно сигналом опасности («мама меня бросила»), в его описаниях реакции на незнакомца отчетливо видна поглощенность ребенка исключительно проблемой отношений с «чужими» — стремление исключить ними контакт; до «своих» в этот момент ему как будто вовсе нет дела. Вот яркий пример такого описания: «Реакция восьмимесячного ребенка на незнакомого человека охватывает широкий диапазон выражений — он может испытывать робость или опустить глаза, словно смутившись, закрыть глаза руками или задрать юбку к глазам, спрятать лицо под одеялом и т.д. За исключением первой и самой мягкой формы, все эти действия служат тому, чтобы не допустить восприятия лица незнакомца. […] Лучшим свидетельством того, что ребенок […] по-прежнему пытается желаемым образом заставить незнакомого человека исчезнуть, является то, что ребенок снова и снова оглядывается на незнакомца. Он украдкой смотрит между пальцами, выглядывает из-под одеяла — и снова прячется» (Шпиц, 1957, с. 42). К матери ребенок обращается в этот период, как показано выше, только в двух случаях: либо это крик об экстренной помощи — «прогони чужого», либо, чуть позже, это едва уловимая «просьба» о подсказке — «чужим» признать незнакомца или «своим»?

В той же работе Шпиц писал: «Когда “я” дифференцируется от “не-я”, происходит осознание “не-я”, но не осознание “я”. Точно так же, когда в восьмимесячном возрасте устанавливается либидинозный объект, происходит осознание объекта, которое можно увидеть и доказать, но не осознание Самости» (Шпиц, 1957, с. 89). Оставалось только заменить единственное число (Я) на множественное (МЫ), а в тревоге восьмимесячного увидеть, в первую очередь, не противопоставление ребенком себя и объекта, а противопоставление им чужих (ОНИ) и своих (МЫ).

Та же близость к поршневской палеопсихологией обнаруживается, как показано выше, и во многих результатах исследований Кляйн.

Дальнейшее привлечение палеопсихологии Поршнева к психоаналитическим исследованиям и, соответственно, привлечения психоанализа к развитию палеопсихологии, основы которой заложены Поршневым, представляется в высшей степени плодотворными.

Примечания

* Сокращенная версия статьи был представлена на конференции «Восточноевропейская и западноевропейская ментальности: есть ли надежда на взаимопонимание?», проведенной Частным университетом им. Зигмунда Фрейда. Вена, март 2009 года.

1 В этом издании труд Поршнева вышел с большими сокращениями. В 2007 года опубликовано 2-е издание книги на основе полной авторской рукописи, подготовленной к печати автором настоящей статьи.

2 Термины «центр», «рефлекс», используются в статье для краткого обозначения сложнейших нейрофизиологических констелляций в нервной системе на ее разных уровнях, обеспечивающих инстинктивное поведение животного.

Библиография

Для каждой работы дважды указан год: первый раз, после имени автора — год первой публикации на языке оригинала; второй раз — год публикации, к которой обращался автор настоящей статьи в ходе ее подготовки.

  1. Боулби Дж. (1969) Привязанность. М., 2003.
  2. Кляйн М. (1946) Заметки о некоторых шизоидных механизмах // Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайман П. Развитие в психоанализе. М., 2001.
  3. Кляйн М. (1955) Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение. Неопубликованный перевод статьи: Klein, M. (1955) The Psychoanalytic Play Technique: Its History and Significance // American Journal of Orthopsychiatry, Vol. 25, No. 2. 1955.
  4. Кляйн М. (1957) Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997.
  5. Лурия А.Р., Хомская Е.Д. (ред.) (1966) Лобные доли и регуляция психических процессов (Нейропсихологические исследования). M., 1966.
  6. Лурия А.Р. (1963) Мозг человека и психические процессы. M., 1963.
  7. Лурия А.Р. (1969) Высшие корковые функции человека. M., 1969.
  8. Малер М.С., Мак-Девитт Дж.Б. (1989) Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.
  9. Полмайер Г. (1977) Психоаналитическая теория депрессии // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. М., 1998.
  10. Поршнев Б.Ф. (1964) Принципы социально-этнической психологии (Доклад на VII Всемирном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., август 1964). М., 1964.
  11. Поршнев Б.Ф. (1965) Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965.
  12. Поршнев Б.Ф. (1966а) Возможна ли сейчас научная революция в приматологии? // Вопросы философии. 1966, №3.
  13. Поршнев Б.Ф. (1966б) Социальная психология и история. 2-е издание, дополненное и исправленное. М., 1979.
  14. Поршнев Б.Ф. (1968) Антропогенетические аспекты физиологии высшей нервной деятельности и психологии // Вопросы психологии. 1968, №5
  15. Поршнев Б.Ф. (1969) Функция выбора — основа личности // Проблемы личности. Материалы симпозиума. Т. 1. М., 1969.
  16. Поршнев Б.Ф. (1971а) Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества) // История и психология. М., 1971.
  17. Поршнев Б.Ф. (1971б) Проблемы палеопсихологии // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971.
  18. Поршнев Б.Ф. (1974) О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.
  19. Поршнев Б.Ф. (2007) О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). [Издание 2-е, дополненное и исправленное.] СПб., 2007.
  20. Розен П. (1971) Фрейд и его последователи. СПб., 2005.
  21. Семенова О.А. (2007) Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека, 2007, том 33, №3.
  22. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. (1990) Психоаналитические теории развития. М., 2006.
  23. Тинберген Н. (1953) Поведение животных. М., 1993.
  24. Ухтомский А.А. (1923) Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Русский физиологический журнал. Петроград. Т. VI. 1923. Выпуск 1-3.
  25. Ухтомский А.А. (1927а) Доминанта как фактор поведения // Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. I. Л., 1950.
  26. Ухтомский А.А. (1927б) Парабиоз и доминанта // Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. 1. Л., 1950.
  27. Ухтомский А.А. (1928) Предисловие // Перепель И. А. Психоанализ и физиологическая теория поведения. Наброски к физиологическому анализу неврозов. Л., 1928.
  28. Чуприкова Н.И. (1967) Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. M., 1967.
  29. Шпиц Р. (1957) «Нет» и «да». О развитии человеческой коммуникации // Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001.
  30. Шпиц Р. (1959) Теория генетического поля формирования Эго. Ее значение для патологии // Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001.
  31. Шпиц Р., Коблинер У.Г. (1965) Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., 2006.
  32. Элиас Н. (1987) Изменение баланса между Я и МЫ // Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.
  33. Яковлева С.В. (1958) Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурия. Т. 2. М., 1958.
  34. Emde R.N. (1980) Towards a psychoanalytic theory of affect: Part I. The organizational model and its proposition // In The course of life: Infancy and early childhood. Vol. I / S.I. Greenspan and G.H. Pollock (ed.). Washington, 1980.
  35. Emde R.N. (1988) Development Terminable and Interminable // The International Journal of Psychoanalysis. vol. 69. 1988.
  36. Emde R.N., Gaensbauer T., Harmon R.J. (1976) Emotional Expression in Infancy: A biobehavioral Study. Psychological Issues. Monograph 37. NY, 1976.
  37. Katan A. (1972) The infant’s first reaction to strangers: Distress or anxiety? // The International Journal of Psychoanalysis. Vol. 53. 1972.
  38. Morgan G.F., Ricciuti H.N. (1969) Infant’s Responses to Strangers during the First Year // Foss B.M. (ed.). Determinants of Infant Behaviour. London-NY. Vol. 4. 1969.
  39. Porchnev B.F. (1969) Les aspects anthropologenethiques de la physiologie de l’activite nerveus superieure et de la psychologie. // Proceeding of VIII-th International Congress of Anthropology & Ethnology Science. Tokyo and Kyoto. Vol. I. Anthropology. 1969.
  40. Spitz R. (1953) Aggression: Its Role in the Establishment of Object Relations // Drives, Affects, Behavior / R.M. Loewenstein (ed.). NY, 1953.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...