Решение грамматико-орфографических задач
Данный метод способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа состоявшихся ранее), выполнить все "шаги" решения, сделать вывод, произвести самопроверку. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории - грамматике, словообразовании, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на понимание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возможности повышения познавательной активности и самостоятельности школьника. Учебная задача - это цель познавательной деятельности, содержащая вопрос (задание, цель - определяющую часть задачи), данные, на которые можно опереться в ее решении, условия выполнения, предполагающие порядок выполнения (план решения, или алгоритм), который должен найти решающий задачу ученик, и предполагает результат решения - ответ. Общий метод решения грамматико-орфографических задач может быть применен ко всем типам задач, но порядок решения разный. Отличия грамматико-орфографической задачи от математической в том, что в математической задача уже дана, первые два элемента ученику даны в готовом виде, а в орфографии дан только текст, в котором младший школьник самостоятельно должен найти объект задачи (орфограмму), определить ее тип, поставить цель, выделить данные для решения; далее - так, как в математике: разобраться в условиях задачи, составить план решения, выполнить само действие, получить ответ, проверить его. [16; 322].
Элементы задачи и ее решение. Ситуация - диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал свое внимание на слове часы. Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено. для проверки слова часы задача - это выяснение того, какую букву следует писать после ч для обозначения гласного звука, т.е. определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах. Условия: отсутствие ударения, т.е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова. Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня проверочных слов с корнем проверяемого слова. Вывод или ответ на вопрос задач: проверка подтвердила, что в слове ч. сы следует писать букву а - часы. Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя. Решая грамматико-орфографическую задачу, младший школьник должен: Увидеть орфограмму и осознать ее как задачу; Определить ее тип: проверяемая или нет, к какой теме относится, вспомнить правила. Определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы. Определить "шаги" решения их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно. Решить задачу, т.е. выполнить действие по "шагам", не пропустив ни одного и не сделав ошибки. Сделать вывод по правилам написания. Написать без ошибки, аккуратно соблюдая требования каллиграфии, Не потерять при этом общего смысла, содержания того текста который он записывает под диктовку [16; 322]. Алгоритмы Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задач определенного типа. При точном соблюдении всех "шагов" алгоритм приводит к правильному решению задач. Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ.
1-й шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверяемые слова: 2-й шаг: Есть ли в слове приставка? / \ Да Нет: Ъ не пишется \ 3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? Поехал / \ Да Нет: Ъ не пишется \ подъем 4-й шаг: Есть ли после приставки е, е или я? / \ Да: Ъ пишется Нет: Ъ не пишется поднял 5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его. Виды упражнений в правописании Эти упражнения предусматривают не только практическое действие - письмо, умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами. Упражнения могут быть и устными (комментирование напечатанного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр), но письменные упражнения преобладают. Письмо Львов М.Р. подразделял: на естественное, самостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и ее запись (сочинения, изложения, творческие и свободные диктанты, письма) в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию на учебное, искусственное (списывание, слуховые и зрительные диктанты) в них главой целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание [16; 327]. Имитативные упражнения (виды списывания) Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр. механизмы списывания выделил Львов М. Р.: прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм; запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии 1класса - до5-6 слов в 4 классе); запись - воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии; в необходимых случаях - уточнение того, чего память не сохранила; выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание; комментарий к орфограммам - вслух или про себя; проверка орфограмм по алгоритму - обычно свернутому;
проверке по книге [16; 328]. Виды диктантов Различают диктанты: слуховые - определяют орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Зрительные - это такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии. Самодиктанты - "проверяю себя", ориентированы на самостоятельную работу без учителя. Творческие диктанты возвращают учителя и учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели - передаче содержания мысли, смысла в тексте. Грамматико-орфографическое комментирование Это один из видов анализа, разбора. Он может быть подробным, полным и кратким, свернутым. Требования к комментированному письму: не пропустить ни одной орфограммы, комментировать кратко и точно, без ошибок, комментировать в темпе письма, не отставать. Самостоятельное письмо, выражение мысли По мнению Львова М.Р. это один из видов речемыслительной деятельности человека, признаваемой психологами творческим актом. Виды самостоятельных текстовых упражнений: Составление и запись предложений на заданную тему, Составление и запись текстов, сочинений, пейзажных зарисовок Изложения различных типов, свободная диктовка Сочинения разных типов Составление и запись деловых бумаг - заявлений, писем Первые попытки детского литературного творчества Ведение различных дневников [16; с.318-333].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|