Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История демографической политики




Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.

Демографическая политика имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики "одна семья — один ребенок" в современном Китае.

Возникновение античного государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов — своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) — 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.

Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали населения, вынуждал к контролированию его роста путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции. Уже в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побуждало вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные с избытком земли для поддержания "оптимальной" пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Конфуций говорил своим ученикам: " Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным".

Проблема ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста народонаселения, которая периодически вставала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470-399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.

В средние века изменившиеся экономические условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье — воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими, сотни тысяч жизней.

В XVII в. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.

К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.

Лишь Вольтер (1694-1778 гг.), пожалуй, критически относился к идеям о росте населения, соотнося проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития.

Многие русские государственные деятели и ученые XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать ("тягло"). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.

Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.). Он предлагал провести мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-просветительного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).

При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее — в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.

Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения бедности в России.

На рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла иная, противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.

Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о возрастании населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, высказывался за предупреждение избытка населения, в том числе распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздание "инстинкта размножения".

В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяционистских идей. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.

Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса "позорной", требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.

Развитие взглядов на демографическую политику в XX в. произошло в Италии и Германии.

Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского фашизма и германского нацизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во Второй мировой войне.

Популяционистская демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатов (1927 г.), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он полагал, что высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов и указывать" на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках.

Политика населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории".

Для демографического "просвещения" в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра "Вымирающий народ". В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху "либерализма и марксизма". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.

Фашизм и нацизм на долгие годы скомпрометировали идеи демографической политики, которые и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся в миллионных армиях для утверждения своих идеологий среди иных территорий и народов.

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...