Современная демографическая политика
Послевоенное развитие демографической политики (50-е - 60-е гг.) определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения.смертностью породили феномен, получивший название "демографический взрыв". Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы. Многие политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований. Выступая на открытии III. Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы — "долгосрочные лечебные средства". Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к экономическому и социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".
В коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.), включавшем статьи видных государственных и общественных деятелей и ученых разных стран мира, для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости. Во все большем числе развивающихся стран, озабоченных высокими темпами роста населения, затрудняющими экономическое развитие, с 60-х гг. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. К 1975 г. в 34 странах Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, базировавшиеся на распространении практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения. Большинство развивающихся стран намечали в качестве официальной цели сокращение общего коэффициента рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-25%о к 1985 г., например: Индия — до 25%о к 1984, Египет — до 24%о к 1984 и т.п. Принятые программы предполагали снижение рождаемости в результате популяризации и распространения практики ограничения супругами деторождения, включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ малодетной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешали добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведение. Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи вошли составной частью в национальные планы экономического развития, т.е., по сути своей, они шире комплекса мер по ограничению рождаемости.
В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения не всегда позволяют успешно осуществлять программы планирования семьи. Реализация их тормозится также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи. В 70-х гг. в решение вопросов регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ. Региональные конференции по народонаселению в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули в своих резолюциях, что политика народонаселения — составная часть политики и планирования развития. В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи. Принятый на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. План предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическую оценку эффективности политики народонаселения. При подведении итогов реализации Плана на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности, по достижению определенных уровней продолжительности жизни и снижению смертности, причем дифференцированно для развитых и развивающихся стран.
Правительствам было рекомендовано поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны здоровья матери и ребенка как один из методов сокращения родов в слишком раннем или позднем возрасте матери, увеличения интервалов между рождениями и уменьшения числа рождений более высокого порядка; выделять необходимые ресурсы на оказание услуг в области планирования семьи, улучшать качество и повышать эффективность услуг в области планирования семьи; обеспечить, чтобы все супружеские пары и отдельные лица пользовались основным правом человека свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и о частоте их рождения, а также иметь доступ к необходимой для этого информации, образованию и средствам. Число правительств, поддерживающих цели и программы планирования семьи, увеличилось с 97 в 1976 г. до 125 в 1988 г., а число стран, где ограничивается применение средств планирования семьи, сократилось за этот же период с 15 до 7. Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о демографической политике разных стран мира, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. Всего было проведено семь таких опросов — 1963, 1-972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993 гг. Результаты опросов были проанализированы, систематизированы и легли в основу специально созданного Банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам (см. табл. 10). ' Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы.
I. Финансовая помощь семьям: 1) семейные пособия; 2) гранты на образование; 3) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми. П. Политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли: 1) отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей; 2) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.); 3) развитие системы дошкольного образования. III. Политика помощи одиноким родителям: 1) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями; 2) финансовая помощь. IV. Политика повышения стабильности семей: 1) регулирование минимального возраста вступления в брак; 2) законодательное регулирование разводов. V. Политика планирования семьи: 1) обеспечение средствами контрацепции; 2) политика в области абортов. Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей. Завершая разговор о современной демографической политике (ДП), следует отметить и новый акцент в постановке проблем политики в области народонаселения, связанный с высказываемыми предложениями о необходимости мировой политики населения, дополняющей национальные политики, или правильнее сказать, формулирующей общие подходы и согласование целей в ее проведении на национальном уровне. По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Растущая дифференциация экономических стандартов различных слоев населения, стран и целых континентов, угроза ухудшения окружающей среды, неразумность гонки вооружения и т.д. также оказывают негативное воздействие на качество условий жизни людей.
Идея мировой политики, или как минимум координации национальных политик в области народонаселения не так уж фантастична, как она может показаться на первый взгляд. Проблемы народонаселения носят глобальный характер, так же как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций. Если проблема мировой политики населения — это все-таки пока проблема теоретическая, скорее, проблема завтрашнего дня, то проблема тесной интеграции политики населения и социально-экономической политики — это проблема, решение которой ищут и национальные правительства, и международные организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|