Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2.2. Европейский Союз как доминирующая международная организация.




Европейский Союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 года, а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 года. Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль cлияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации. В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза. А для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Инициатором расширения ЕС выступили Франция и Германия. Франция стремится укрепить свои позиции и ослабить германские. Германия же за счёт своего растущего потенциала не без оснований рассчитывает осуществить экономическую экспансию на востоке континента. Германия вообще в силу своего экономического и геополитического положения способна оказывать существенное влияние на европейские дела. Касаемо будущего политического устройства ЕС Германия выступает за создание европейской федерации, Франция склоняется к равноправному союзу государств-наций типа конфедерации, хотя внутри французской политической элиты нет единодушия по этому вопросу.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов.

Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств. В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 года, Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права. Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств. Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. Основным достижением права ЕС можно считать институт четырёх свобод: свобода передвижения лиц, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров и свобода предоставления услуг в данных странах.

В 1990-е годы связи между Россией и Европейским Союзом развивались позитивно, в 1994г. эти связи были провозглашены высшим приоритетом российской внешней политики и экономических отношений. В тому году Россия и ЕС подписали "Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве", однако и на этом важном направлении внешней политики Россия не смогла выработать эффективную стратегию сотрудничества, так как не использовала даже существующие договорённости.

Сегодня взаимоотношения России и объединенной Европы приблизились к критической черте. И в России, и в Европейском Союзе нарастает неудовлетворённость как общим состоянием отношений, так и поведением друг друга в конкретных ситуациях. После того как Россия заняла жёсткую позицию по вопросу о распространении действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС от 1994г. на вступающие в него страны, а Европейская комиссия и Европарламент выступили с критическими заявлениями по российской тематике, в отношениях начался более сложный период. И сегодня в отношениях между партнёрами можно выделить крупные противоречия:

- Россию и Европу всё больше разделяют страны постсоветского пространства. Выступив с новыми проектами экономической интеграции стран СНГ и собственными планами урегулирования локальных конфликтов, Россия не встретила понимания со стороны ЕС.

- усиливается различие подходов в области энергетики. Во 2й половине 2003г. Российское государство стало намеренным не только сохранять стратегический контроль над важнейшими энергетическими ресурсами, но и использовать энергетический рычаг в своей внешней политике в отношении ЕС. Российские власти высказались против проекта, касающегося построения региональной инфраструктуры, такого как Межгосударственная транспортировка нефти и газа в Европу, не предполагающих вовсе участия России.

- со вступлением в Евросоюз стран Центральной и Восточной Европы в политике ЕС усиливаются антироссийские настроения.

Содружество же России и ЕС заключается в следующем:

- на Римском саммите в ноябре 2003г. одобрена Совместная концепция формирования Общего европейского экономического пространства, готовятся рабочие планы по её реализации;

- успешно завершились двусторонние переговоры с ЕС об условиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию и подписан в Москве в 2004г. протокол.

- Россия и ЕС активно сотрудничают по международным проблемам, включая такие, как Ирак, Афганистан.

- в развитии политической договорённости, зафиксированной в Совместном заявлении санкт-петербургского саммита Россия-ЕС относительно перехода в перспективе к безвизовому режиму поездок граждан России и стран ЕС, утверждён мандат на переговоры с Россией по выработке соглашения об упрощении визовых процедур.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Евразийский регион - это составная часть Всемирной организации скаутского движения со штаб-квартирой в Киеве (Украина). Все бывшие коммунистические страны Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и Советского Союза уже разработали или разрабатывают скаутинг на волне возрождения в регионе. К ним относятся большинство государств-правопреемников Советского Союза в странах Содружества независимых государств. Отчет Всемирного скаутского бюро за 1996/99 годы показывает, что ВОСР активно проводит организацию скаутинга в странах бывшего Советского Союза в соответствии со своим собственным видением. Через негативный опыт коммунистических молодежных организаций, скаутинг в Евразийском регионе возрождается медленно. Инициаторы видят наследования пионерской труда и ценностей в положительном свете. Оппоненты считают Евразийский регион инструментом, который позволит бывшим пионерам сохранить всей влияние на постсоветское молодежное движение, и использовать свои связи вне региона на достижение собственных целей.

Однако евразийство как тип протоидеологии обнаруживает существенный потенциал — на иных территориальных уровнях: выше собственно Евразии* — на уровне большей части собственно Евразии и территориально ниже — на уровне макрорегионов России.

В исследованном пространстве части Евразии, в том числе собственно России=Евразии – евразийские связи чрезвычайно малосущественны; преобладают отнюдь не внутренние ближние связи между сопредельными частями Евразии - а внешние и далекие связи между фрагментами Евразии и внешним миром, даже там, где такие связи противоречат географической логике, соседству и близости территорий. Отношение к евразийству на территории – неизвестность самой доктрины, ее игнорирование или безразличие. Евразийская концепция на территории малоизвестна и почти не обсуждается, она является достоянием чрезвычайно узкой группы специалистов, да и среди них понимается очень размыто и скорее как интеллектуальная, а не идеологическая доктрина.

Нет активизации связей внутри Евразии, между ее составными частями. Даже прежние, советского времени транспортные и коммуникационные связи резко ослабли. Связи замыкаются в пределах вновь возникших на месте СССР государств и регионов РФ; институциональные (административно-государственные структуры) сильнее, чем любые иные территориальные общности. Новые связи ориентированы не в направлении "север - юг", главном для интеграции Евразии, исторически традиционном и, кстати, отвечающем реальной комплементарности (дополнительности) разных зон природного и традиционного культурного ландшафта этой территории. Напротив эти связи ориентированы в направлении "запад - восток": вовлечение ресурсов постсоветского пространства в мировую экономику. Даже Красноярский край (тем более территории к западу от него) ориентированы на Европу, на экспорт ресурсов в этом направлении (экономически – и на Северную Америку). "Евразийского присутствия" на территории нет, – если только не считать людей и капиталов зарубежной Восточной Азии, некоторого переселения казахов на пустеющие окраины регионов РФ и обычных везде в современной России переселенцев с Кавказа. Евразийские страны СНГ и регионы России связаны между собой не сильнее, а гораздо слабее, чем раньше.

Евразийское соседство предстает для указанных территорий России источником трудностей, забот и проблем, а не благом или источником развития; зарубежные евразийские территории представляются чуждыми. В евразийской логике следовало бы ожидать союза трех крупных евразийских тюрко-славянских республик-регионов (Казахстан – Башкирия - Татария) и реализующих этот союз связей, в том числе транспортных – но это ни в малейшей мере не оправдывается.

Библиография

1. Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. «Современная геополитика», Москва, 2005г.

2. Винокуров Е., Либман А. «Евразийская континентальная интеграция», Санкт-Петербург, 2012г.

3. Гаджиев «Геополитика», Москва, 2000г.

4. Гумилёв Л.Н. «Из истории Евразии», Москва, 1993г.

5. Кирабаев Н.С. «Евразийская идея и современность», Москва, 2002г.

6. Киреев Н.Г. «Турция между Европой и Азией», Москва, 2001г.

7.Ланцов С.А., Ачкасов В.А. «Мировая политика и международные отношения», Москва, 2005г.

8. Люкс Л. «Россия между Западом и Востоком», Москва, 1992г.

9. Манжосова А.И. «Евразийское экономическое сообщество», Москва, 2004г.

10. Орлёнок В.В. «Физическая география», Калининград, 1998г.

11. Плешаков К. «Геоидеологическая парадигма», 1995г.

12. Савицкий П. «Континент Евразия», Москва, 1997г.

13. Хантингтон С. "Столкновение цивилизаций", 1994г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...