Развитие творческих способностей в юношеском возрасте
Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий между юношами. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Ибо развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. В настоящее время важнейшим интеллектуальным компонентом творчества принято считать преобладание у подростков дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное же мышление ориентируется на однозначное решение и снимает проблему как таковую. Однако творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. свидетельству- ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 329
ют, что, в отличие от простои целесообразной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество, скорее всего, является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность и способность к самоизменению. Это свойство проявляется в любой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т.д.
Возрастные параметры творчества и сопутствующие свойства сегодня пока изучены недостаточно. Исследования ученых Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. (1968) проводили исследования: они сравнивали личностные свойства нескольких возрастных групп творческих людей — взрослых и юношей — друг с другом и с менее творческими людьми. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и одновременно с этим уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Причем возрастных различий по этим качествам ученые не нашли. Однако были обнаружены существенные различия в другом наборе качеств, который условно может быть назван «дисциплинированной эффективностью». В этот набор вошли такие качества, как самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Анализ сопоставления этих качеств между возрастными группами показал, что творческие взрослые имеют по этой группе более низкие, а творческие юноши — более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Возрастные различия, выявленные американскими учеными М. Парлоф, Л. Датта и др. (1968), скорее всего, обусловлены тем, что творчество предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под влияния обыденных представлений и запретов, способность искать новые ассоциации и новые подходы к решению возникших проблем, а с другой стороны, предполагает наличие у человека развитого самоконтроля, организованности, умения себя дисциплинировать.
Поэтому положение юноши и взрослого, как считает С. Кон, различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников. Взрослый, сложившийся человек, как правило, тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшеклассник. Вместе с тем следует подчеркнуть, что конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей могут существенно различаться. Это во мно- 330 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) гом зависит от основной сферы деятельности человека. Например, по мнению И. П. Павлова, научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников, у которых чаще всего преобладает образное мышление. Кроме того, много значат условия воспитания. Так, у одаренного юноши с затрудненным самовыражением могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогли раскрыть и реализовать свои способности. Следует обратить внимание на факт того, что, как свидетельствуют многие психологические исследования, творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе (Хогэн Р., 1980). Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемостью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др. Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать сферу творческой индивидуальности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|