Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация достижения и мотивационный кризис




Как показывают исследования, мотивационный кризис по-разному за­трагивает людей с различными жизненными мотивами. Так, люди, ведо­мые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни (Куницына В. Н., 1995).

Вероятно, это обусловлено тем, что мотивация достижения тесно связа­на с такой базовой характеристикой индивида, как его самооценка. Меха­низм мотивации достижения, по определению Дж. Аткинсона,— это «спо­собность испытывать гордость за достигнутое», которая придает человеку уверенность в собственных силах (ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987). Дей­ствительно, особенностью людей с выраженным мотивом успешности дея­тельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверен­ностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки изменя­ется тем сильнее, чем продолжительнее является полоса неудач. Это обсто­ятельство связано с тем, что ситуация достижения, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с точки зрения достижения общей конечной цели. Достигнутое к середине жизни, то есть к 40-45 годам, является тем протяженным резуль­татом, который рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже оказывается достигнутое по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем силь­нее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обо­стряя мотивационный кризис даже на фоне внешне планомерного жизнен­ного пути.

С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справить­ся с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями. По мнению С. Л. Рубинштейна, свойства характера в ко­нечном итоге являются тем мотивом, который закономерно возникает при сходных обстоятельствах (Рубинштейн С. Я., 1970). Такими свойствами че­ловека с высоким уровнем потребности в достижениях являются:

— настойчивость в достижении своих целей;

— неудовлетворенность достигнутым;

— склонность сильно увлекаться работой;

— стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;

— потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел;

— готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуа­циях, чтобы совместно испытать радость успеха.

Опираясь на свои личностные качества, человек ставит перед собой оче­редные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.


506 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Смысл жизни — центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

Экзистенциальный мотивационный вакуум — ощущение утраты ос­новного жизненного мотива — смысла жизни.

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря челове­ком центрального жизненного мотива — смысла жизни, что определяется Эрихом Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности суще­ствования, потери смысложизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является при­чиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образо­вания, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).

В. Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Франкл В., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысложизненных целей. Это объясняется тем, что ос­мысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама не­обходимость их поиска.

Исследования

Психологические исследования смысложизненных ориентации взрослых людей в возрасте от 25 до 50 лет показывают, что уровень их удовлетворенности смыслом жизни ниже, чем удов­летворенность жизнью вообще. Основной показатель осмысленности жизни у мужчин среднего возраста оказывается выше, чем у женщин, а у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных.

Наличие детей также повышает уровень осмысленности жизни.

Кроме того, была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, мак­симумы ее приходятся на возрастные группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возраст от 30 до 50 лет (Муздыбаев К., 1981).

Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:

цель, придающая направленность и временную перспективу;

интерес, отражающий эмоциональную насыщенность и наполнен­ность смыслом;

результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;

локус контроля, показывающий представление о себе как о личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;

управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что че­ловеку дано контролировать свою жизнь.

Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно за­висят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за про­исходящие в его жизни события, то есть от уровня его интернальности. По


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...