Смешанная избирательная система
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропорциональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депутатов парламента избирается в избирательных округах по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для голосования за партийный список. Избранным в округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой. Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этого подсчитываются вторые голоса избирателей, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравшего в избирательном округе наибольшее число первых голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть одновременно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного для выборов в Бундестаг, вычитается число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, поданных за все учитываемые земельные списки.
Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распределяются между земельными списками в порядке убывания долей чисел, полученных в результате первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на который выпало более половины всех поданных вторых голосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по долям, выделяется еще одно место. По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам. В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально. Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования.
Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов). В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая - по пропорциональной системе. Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства. Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране. При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила: а) система минимального представительства; б) система первоочередной пропорциональности. При системе минимального представительства процесс распределения мандатов состоит из следующих элементов: а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно депутатское место; б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натуральное частное путем деления поданных голосов на число оставшихся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столько мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в количестве голосов, поданных за партию; в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения мандатов посредством натурального частного).
Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий: а) ректифицированного частного - ректифицированным частным является результат, полученный от деления поданных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещению депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укладывается один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские мандаты; б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полученное таким образом частное укладывается в остаточных голосах: в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка. Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках. Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.
Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит? Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет). Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест. Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями. Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий. Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я рассмотрела в работе основные виды избирательных системах как способы распределения мандатов между кандидатами. Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Республики Таджикистан, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РТ, депутатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Под избирательной системой в Республике Таджикистан понимается порядок выборов Президента РТ, депутатов Маджлиси Оли и местные маджлисы, порядок выборов в иные государственные органы, предусмотренные Конституцией Республики Таджикистан и избираемые непосредственно гражданами Республики Таджикистан в соответствии с государственными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РТ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с государственными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов государства.
Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 1999. № 2 (28). С. 39-49. 2. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2001. 3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Изд. 2-е. Т. 1-2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 1998. 4. Конституционное право: Учеб. М.: БЕК, 1999. 5. Кукушкин М. И., Югов А. А. Выборы - конституционный институт прямого народовластия // Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 72-86. 6. Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1998. 7. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Политические исследования. 1999. № 2. С. 135—146. 8. Маклаков В. В. Избирательное право стран - членов европейских сообществ / ИНИОН РАН. М., 1998. 9. Очерки по истории выборов и избирательного права / Фонд "Символ". М.; Калуга, 1999. 10. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Политические исследования. 1999. № 4. С. 17-29.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|