Словарная работа на уроках русского языка
Стр 1 из 3Следующая ⇒ II. Основные направления курса
Важнейшим направлением в работе учителя является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения их на практике. ¾ Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы; составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов; ведение индивидуальных словариков; обращение к этимологии слов; работа с орфографическими и толковыми словарями; использование словарных диктантов; обогащение словарного запаса. Это и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
III. Цели
1. Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой. 2. Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения. . Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте.
Программа курса
Словарная работа на уроках русского языка
1. Приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением: - выяснение значения слова по толковому словарю. - подбор синонимов (лозунг - призыв), - подбор антонимов (ненавидеть - любить). - словообразовательный разбор (безмятежный! мятежный! мятеж), - этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб, кривизна», т.е. лукавый - «криводушный, неискренний, двуличный, лживый»), - перевод (интернациональный - международный). 2. Совершенствование словарных знаний учащихся в виде словарных заданий: - включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка; - включение трудных по семантике слов в предложения для разбора; - подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на з подбираются имена существительные (возрождение, восстание и др.) и имена прилагательные (безмятежный, бескорыстный и др.), глаголы (избирать, истреблять и др.); - составление упражнений, включающих тематически близкие слова; - составление с подобранными словами словосочетаний или предложений; - составление связных текстов по опорным словам. 3. Сопоставление слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых часто допускаются ошибки. (представить - предоставить, осудить - обсудить, деспот - диспут и др.). 4. Выполнение заданий, требующих раскрытие семантики близких по звучанию слов. - Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем, а кого посланником? В чём различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми? - словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуга в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный). - подбор синонимов (невежа - грубиян, невежда - неуч). - Словообразовательный анализ (биография - гр. bios - жизнь + grapho - пишу, т.е. жизнеописание, автобиография - гр. autos - сам + биография, т.е. описание своей жизни).
- включение изучаемых слов контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например, искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность. 5. Использование словарей разных типов: «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова, А.В. Текучева (М., 1985), «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. (М., 1981), «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др., (М., 1990), «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978), «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи (М., 1987), «Словарь русского языка» С. И. Ожегова (любое издание). Изучение синонимов
1. Составление синонимических рядов, которое способствует расширению активного словаря за счет знакомых, но редко употребляемых учащимися слов. - подобрать синоним к слову, указанному в упражнении учебника русского языка и литературы, например: к глаголу удивился (изумился), к прилагательному ласковый (нежный), в «Сказке о мертвой царевне…» А. С. Пушкина - слова горда (заносчива, спесива, чванлива, надменна, кичлива), кротка (незлобива, мягка). - выписать синонимы из упражнений, статей учебника или художественного произведения. Так, из упр.51 учебника для 5 класса по русскому языку выписываются слова пронёсся, мчится и включаются в синонимические ряды (пронёсся - промчался, мчится - несётся), из статьи учебника по литературе («Произведения устного народного творчества») - синонимы увлекательный, занимательный, после чего данный ряд пополняется словами интересный, забавный, употреблёнными в статье «О загадках»; в стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтова - бой, битва, сеча, схватка. - выборочный диктант с заданием: выписать синонимы. Для диктанта используются отдельные предложения или связный текст, который содержит контекстуальные синонимы с различными значениями, например: «скакать» (пустились, припустил, закатился, катят, скачут, разнеслась, летит). 2. Семантико-стилистический анализ синонимов.
- указать значение, общее для всех слов синонимического ряда: беззаветный, самоотверженный («готовый пожертвовать собой для блага других»). - указать слово с общим для всего ряда синонимов значением (стержневое слово): жадный, ненасытный, алчный (жадный). - подобрать синонимы с общим значением «не получивший образования» (необразованный, невежественный, неучёный). - подобрать к стержневому слову синонимы, например к слову высокомерный (надменный, спесивый, кичливый, чванливый, надутый, гордый - разг.). - указать разницу в значении синонимов алый, красный, рдяный, пунцовый, кумачовый, карминный, кровавый, рубиновый, гранатовый, червонный (с использованием Словаря синонимов Евгеньевой). - расположить слова по степени убывания признака: талантливый, одарённый, способный. - расположить синонимы по степени возрастания признака: бесцеремонный, беспардонный, беззастенчивый (с использованием словаря синонимов Евгеньевой). - определение стилистических пластов, куда входят слова синонимического ряда слова книжные, разговорные, общеупотребительные (возражать - общеупотребительное, перечить - разговорное); - определение слов синонимического ряда, в которых выражена оценка положительная или отрицательная (ср. выть, реветь, плакать). - примеры, встречающиеся в упражнениях учебника для 5 класса, с целью разграничения смысловых и стилистических различий между синонимами. (К прилагательному беспощадный подбираются синонимы жестокий, бессердечный, безжалостный, бесчеловечный, жестокосердный, при этом жестокосердный - слово книжное, высокого стиля, а остальные - общеупотребительные). Подобным образом анализируются слова равнодушный (упр.487), жажда (упр.542), малодушие (упр. 557), неистовствовать (упр.527) и др. 3. Составление словосочетаний (с использованием Словаря синонимов Евгеньевой). 4. Разнообразие функций синонимов в речи: - синонимы позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов; - служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления; - помогают выразить отношение говорящего к предмету высказывания.
Изучение антонимов
1. Роль антонимов в речи. - антонимы составляют особое лексическое единство и, употребляясь в контексте совместно, нередко придают высказыванию особую точность, выразительность, эмоциональность (Живое слово дороже мертвой буквы). - антонимы совершенствуют речевую культуру учащихся. Так, составление антонимических пар может служить средством не только упрочения правописных навыков, но и уточнение значения слова (ср. презирать - уважать; ненавидеть - любить; талантливый - бездарный и др.).
2. Выполнение заданий на словообразование, например, на образование новых слов с противоположным значением с помощью приставок (ср. нравственность - безнравственность, доброжелательный - недоброжелательный, успешный - безуспешный). 3. Выполнение заданий, требующих включения антонимов в контекст: - составить вопросы (например: Когда пойдёшь на каток - утром или вечером?) - закончить предложение (например: Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились…); - составить предложение с антонимами (например: прошлое - будущее); - сравнить два предмета и указать в них противоположные признаки, например, сосну и берёзу (ствол: тёмный - светлый, шершавый - гладкий; листья: узкие - широкие, жёсткие - мягкие и т.д.); - сравнить два персонажа и указать их противоположные качества, например, царицу и царевну (Сказка о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина), Калашникова и Кирибеевича («Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова) и др.; - сопоставить два явления в сочинении (например: «Наша улица (село, город) вчера и сегодня» и др.). 4. Знакомство с различными способами антонимического построения предложений, смысловым центром которых являются антонимы при изучении синтаксиса простого и сложного предложения (ср. Труд человека кормит, а лень портит; Добрая слава лежит - худая бежит). 5. Антитеза как художественный приём на уроках литературы (см. рассказ Л. Н. Толстого «После бала»). . Выполнение заданий на анализ соответствующего языкового материала, на конструирование предложений с противительными отношениями и включение их в текст с целью обеспечения прочного усвоения антонимов как средства художественной выразительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|